“Формоза” снижает издержки
Э-МАГАЗИН
Система электронного приема заказов повышает эффективность работы оптового отдела
Задача снижения издержек за счет автоматизации взаимоотношений с партнерами все острее встает перед российскими компаниями. И некоторые из них делают серьезные шаги по пути ее решения. В апреле компания “Формоза” объявила о внедрении у себя системы электронного бизнеса RS-2000, предназначенной для упрощения оформления заказов в ее оптовом отделе.
Это уже вторая крупная попытка фирмы автоматизировать рутинную часть взаимоотношений с оптовыми покупателями. В начале 1999 г. была установлена Web-ориентированная система обмена документами между компанией и клиентами. По словам управляющего “Формозы” Олега Фефелова, ее испробовали все клиенты, но только 5% из них перешли на нее полностью. Остальные продолжали использовать традиционные каналы - факс, телефон, электронную почту. Изучение мнения клиентов показало, что бизнесмены по многу раз на дню задают одни и те же вопросы: где, что, почем, сколько и т. п., ответы на которые хотят получать без промедления. Добиться этого с помощью существующих Web-технологий было практически невозможно, и компания решила использовать другой подход и создать систему так, чтобы она предоставляла ответы всего на несколько стандартных вопросов, но делала бы это очень быстро.
Первый вариант RS-2000 был запущен в середине прошлого года в одном из магазинов “Формозы”, в феврале она была опробована на нескольких внешних клиентах, а уже в марте стала доступна всем оптовым клиентам.
RS-2000 обеспечивает пересылку прайс-листов, данных о состоянии склада и другой информации, необходимой клиентам, а также оформление заказов. Она состоит из двух компонентов: один подключается к системе управления торговым предприятием CS-2 (также разработанной “Формозой”), а другой размещается на ПК клиента.
Клиентское приложение имеет графический интерфейс, напоминающий интерфейс табличного редактора Excel, который, по мнению Олега Покровского, технического директора “Центра коммуникационных технологий”, вполне привычен бизнесменам. Просматривая прайс-лист (или его часть), пользователь может ввести в специальной графе количество нужного ему товара и затем нажать кнопку “Заказать” на панели инструментов. После этого программа сама свяжется с развернутой в “Формозе” системой управления CS-2 и если заказ удовлетворяет определенным формальным правилам, то автоматически проведет складскую транзакцию и оформит все необходимые документы на покупку. Пользователь также может указать, какой тип доставки он предпочитает - своими силами или с помощью партнерской службы. Кроме того, имеется возможность контроля за выполнением заказа.
С серверной стороны клиентские транзакции суммируются по поставщикам и отправляются им в виде консолидированных больших заказов. Серверный компонент сжимает передаваемую информацию, определяя, какие из тех данных, что уже есть у клиента, остаются актуальными, а какие требуют обновления и расширения, после чего передает эту “добавку” в заархивированном виде. По мнению специалистов “Формозы”, основная часть информации прайс-листа остается неизменной относительно долгое время, поэтому трафик сведен к минимуму - одна порция обновленных данных составляет 1-2 Кб (при обновлении каждые 5 мин) вместо примерно 500 Кб (полный размер прайс-листа). Обновление происходит двумя путями: сессионно по E-mail (протокол SMTP) или в онлайновом режиме с использованием Windows sockets.
В будущем компания намечает интегрировать свой продукт с другими системами управления предприятием, например фирмы “1С”.
Надо отметить, что RS-2000, хотя и позиционируется “Формозой” как система электронной коммерции третьего поколения (в понимании корпорации Intel система третьего поколения позволяет клиенту прозрачно взаимодействовать со множеством поставщиков), но замыкает клиента в рамках только этой компании. Типичный же дилер работает с несколькими дистрибьюторами (формально “Формоза” не является таковым, но выполняет схожие функции), выбирая того, у которого либо товар имеется в наличии на складе, либо цены ниже. И если предположить, что каждый дистрибьютор пойдет по пути создания собственной системы, то дилеру придется инсталлировать у себя массу ПО. Правда, сейчас его жизнь еще сложнее: он вынужден носиться по Web-узлам и “висеть” на телефоне.
Между тем в RS-2000 заложена возможность решения этой проблемы. По словам Олега Фефелова, благодаря сильному сжатию сетевого трафика RS-2000 позволяет размещать информацию о состоянии складов не только “Формозы”, но и других дистрибьюторов, а клиентам пересылать консолидированный прайс-лист с несколькими позициями для товара одного типа. Фактически при этом “Формоза” открывает свой канал распространения конкурентам. Но в этом случае “Формоза” будет генерировать крупные консолидированные заказы и может рассчитывать на маржу за счет получения оптовой скидки. К надежности таких поставщиков компания собирается предъявлять жесткие требования. Ясно, что в этом случае позиционирование “Формозы” несколько изменяется - она фигурирует уже не просто как дистрибьютор, но как некий виртуальный рынок. Насколько все это окажется приемлемым для других дистрибьюторов, станет ясно лишь с течением времени.
Пока же, по словам г-на Фефелова, система завоевала популярность у покупателей: за 1,5 месяца, прошедших с момента внедрения, ею стали активно пользоваться около 100 клиентов. В день через нее проходит до 300 заказов, и предполагается, что уже к концу апреля таким образом будет оформляться около половины торговых сделок оптового отдела “Формозы”.