Статья только в электронной версии журнала
Поставщики решений для электронной торговли между предприятиями (B2B) стремятся получать долю собственности компаний-клиентов в качестве платы за свою продукцию
Производители ПО рады бы развернуть свои продукты на торговых площадках Интернета (ТПИ, marketplaces), которые последнее время плодятся как грибы после дождя, но владельцы этих площадок не торопятся принять “гостей”.
На прошедшей в марте конференции фирмы Net Market Makers компании - производители ПО обсуждали способы применения своих продуктов для создания ТПИ. Одна из них, Tradex Technologies, приобретенная в феврале фирмой Ariba (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), уже сумела привлечь около 50 клиентов. Эта фирма была основана четыре года назад и располагает мощной технологией для организации ТПИ, но клиенты, среди которых есть и достаточно известные торговые онлайновые фирмы, принадлежащие компании American Express, начали проявлять реальный интерес к ней лишь в последние полтора года.
В то же время некоторые торговые сайты, в особенности те, что предъявляют к ПО особо высокие технические требования, стараются держаться подальше от подобных производителей и недвусмысленно об этом заявляют. Эти сайты строят свои решения на базе универсальных серверов приложений, широко применяя архитектуры прикладных компонентов Enterprise JavaBeans и собственные разработки.
“Мы изучили предложение и сочли, что лучше будет сделать все самим”, - прокомментировал Марк Вейдик, президент и главный исполнительный директор фирмы Cymerc Exchange (Сан-Франциско, шт. Калифорния), Web-узел которой используется в качестве биржи бывшего в употреблении компьютерного и сетевого оборудования.
Считать так у держателей узлов есть множество причин. Во-первых, они твердо уверены, что “коробочные” приложения не обладают необходимыми для этих сайтов возможностями. Во-вторых, есть и бизнес-проблемы с их применением. Фирмы, выпускающие ПО для ТПИ, часто требуют в качестве платы не деньги, а долю собственности компании-клиента. Руководство Tradex, например, объясняет сравнительно низкую прибыль от своей деятельности именно формой оплаты ее продукции акциями клиентов, что обещает большие доходы в будущем, в случае, если эти клиенты начнут хорошо зарабатывать.
Таким образом, с одной стороны, доход производителя оказывается тесно увязан с успехами его клиентов. Это открывает начинающим компаниям-клиентам доступ к лучшему на рынке программному продукту, который они иначе не могли бы приобрести. Кроме того, обычно такие контракты предусматривают и гарантию последующего обновления ПО.
С другой стороны, некоторые фирмы, даже недавно созданные, вовсе не стремятся делиться акциями с производителями необходимого инструментария. “Когда мы подбирали готовый к использованию пакет ПО, - вспоминает Вейдик, - казалось, все только и хотят урвать кусочек нашей компании”.
И все же производители, принявшие участие в конференции Net Market Makers, не выражали желания получать деньги за свои продукты.
Например, в апреле фирма Intelligent/Digital (Атланта, шт. Джорджия) представит ПО Commerce O/S и партнерскую программу Commerce O/S Partner Program. По словам президента и главного исполнительного директора Intelligent/Digital Бири Сингха, оба предложения ориентированы на ТПИ вне зависимости от того, принадлежат они начинающим компаниями или крупнейшим корпорациям из списка Fortune 1000. Однако данное ПО будет предоставляться исключительно в аренду, с обязательным заключением контракта на его техническую поддержку. “Я не верю в продажи ПО для Интернета, - сказал Сингх. - Эта модель мертва”.
Ariba - (650) 930-6200, адрес: www.ariba.com.
Intelligent/Digital - (404) 214-2500, адрес: www.intelligentdigital.com.
Вопросы и ответы об электронных торговых площадках
Сколько торговых площадок существует сегодня в Интернете?
По последним подсчетам 440, что на 1100% больше, чем весной 1998 г.
Каково число вертикальных рынков?
390
Какова общая сумма инвестиций в торговые площадки Интернета на сегодня?
Почти 1 млрд. долл.
Источник: Net Market Makers.