Статья только в электронной версии журнала
Комментарий редакции PC Week/US
Электронная коммерция между предприятиями (B2B) - дело не простое и не свободное от рисков. Но обойтись без нее тоже невозможно.
Производители со всех сторон осаждают руководителей служб ИТ с предложениями ПО и услуг по поддержке B2B. И самое удивительное, что при такой многочисленности им удается обойтись без повторов. А самое печальное - что, не разобравшись в этом первозданном бульоне, нечего и думать о построении систем B2B для цепочек снабжения и закупок, интеграции систем планирования ресурсов предприятия и управления взаимодействия с клиентами, да еще так, чтобы не поставить под угрозу существующие отношения с партнерами по каналу сбыта.
Победителями из этой неразберихи выйдут скорее всего те, кто ведет себя осторожно и опирается на партнеров, - хотя такой подход, возможно, и не слишком характерен для века Интернета.
Нынешний рынок B2B во многом напоминает рынок розничной электронной торговли (B2C) последних лет. Новички высокого полета вроде Amazon.com заложили Интернет-традицию - ставить на карту все и в надежде на будущее разбрасываться деньгами ради увеличения рыночной доли и расширения известности.
Теперь тем же курсом следуют поставщики ПО и услуг для рынка B2B (в качестве примера можно назвать фирмы Ariba и Commerce One). Однако в этой области сложностей намного больше, чем в сфере B2C, где все по существу исчерпывается каталогом. Деловым партнерам необходимо придерживаться открытых стандартов и задействовать унаследованные и фирменные системы.
А кроме того, и ставки здесь значительно выше, так что малейшее сомнение в том, что поставщик продуктов или сервис-провайдер приложений (ASP) выживет в долговременной перспективе, доставляет руководителям крупных корпоративных клиентов серьезное беспокойство. От выбора поставщиков может зависеть существование их организаций в будущем.
Решающее значение для такой компании приобретает вопрос, строить ли, не жалея времени и денег, собственную инфраструктуру B2B или вручить судьбу предприятия в руки внешних специалистов. Последний вариант можно счесть привлекательным, но он связан с риском в области безопасности, надежности и контроля. В этом случае в контракте необходимо очень аккуратно оговорить условия по качеству обслуживания.
Наилучшим будет, конечно же, сбалансированный подход, авторы которого понимают, что успешно работающую систему B2B нельзя построить в вакууме. Ни одно предприятие не сделает всего необходимого самостоятельно, но и ни один поставщик услуг этого также не может. Построение систем B2B должно осуществляться кооперацией деловых партнеров - клиентов и поставщиков с одной стороны и производителей ПО и сервис-провайдеров с другой.
Кое-какие уроки можно извлечь и из опыта систем B2C: прежде всего это реализм в ожиданиях. Персоналу ИТ, на плечи которого ложится вся работа по обеспечению функционирования систем электронной торговли, следует по возможности не завышать эти ожидания. Успех пилотного проекта еще не означает успеха промышленной системы. Необходимо держать наготове резервные системы, укомплектованные как техническими, так и людскими ресурсами.
Кроме того, не пренебрегайте никакими потенциальными конкурентными преимуществами. Купите страховку от хакерских атак. Вступайте в коалиции с партнерами и даже с конкурентами на вертикальных рынках, если это обеспечит взаимное повышение защищенности и эффективности. Как известно, во время нашумевших хакерских атак в феврале банки не захотели поделиться с партнерами важной информацией (за что подверглись жесткой критике); однако другие организации, возможно, окажутся более заинтересованными в повышении уровня своей безопасности через участие в подобных объединениях.
Невзирая на огромные трудности рынка B2B использование Интернета способно обеспечить компании ни с чем не сравнимые конкурентные преимущества. Будьте осторожны, но при этом двигайтесь вперед; действуйте с упреждением, но используйте только открытые решения, обеспечивающие максимальную гибкость.