Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

В ПЕРИСКОП

Фирма Amazon.com получила два патента на технологии бизнес-процессов - большая удача для нее и, потенциально, большая неудача для Web. Первая из этих технологий - заказ товара нажатием мыши - сводит к минимуму усилия покупателя, которому достаточно нажать левую кнопку в тот момент, когда на экране отображаются сведения о нужном ему товаре. Эта функция обеспечивается наличием БД платежных реквизитов, адресов доставки и другой необходимой информации о клиентах, вводимой лишь однажды и в дальнейшем присоединяемой к заказу автоматически. Чтобы не обрабатывать каждый заказ одного и того же покупателя по отдельности, происходит их накопление в течение 90 минут. В то же время обработка товаров, требующих доставки в 24 часа, отделена от тех, что должны быть доставлены за два-три дня. Иными словами, механизм заказа в одно нажатие делает всю ту работу, что в обычном магазине выполняют продавец и работник службы доставки.

Билл Макроун

Но если данный патент действительно защищает именно бизнес-процесс, я не понимаю, в чем тут новизна. ПО приема заказов и ведения БД клиентов делает все это уже много лет, а ПО автоматизации отделов доставки давно использует самые различные хитроумные алгоритмы для минимизации затрат на эту операцию, формирования транспортных партий и обеспечения максимального удобства для клиента.

Что же особенного в применении “технологии одного нажатия” именно к Web-узлу? В чем здесь отличие от одного звонка по бесплатному для вызывающего абонента номеру телефона или от одного факса, отправленного поставщику? Ведь если, заказав в магазине промышленных товаров набор материалов для своей домашней мастерской, я вспомню через несколько минут, что кое-что забыл, и перезвоню им, они быстренько найдут мой действующий заказ и просто добавят в него необходимые пункты.

По-моему, достаточно очевидно, что это просто плохой патент. Аналогичными недостатками страдает и второй, защищающий партнерскую программу Amazon.

Я всячески приветствую возможность для небольших узлов подзаработать, собирая и передавая этому электронному магазину заказы на книжки (или на товары - через мой любимый узел для мастеров по музыкальным инструментам). Нужно делиться с другими. У Amazon тысячи таких партнеров, и каждый из них работает с целевой аудиторией. Однако чем все это отличается от любой другой партнерской маркетинговой программы, охватывающей, например, книжные магазины в студенческих городках, аптеки, автосалоны и т. п.? Тот факт, что это делается по Сети, ничего не меняет по существу. Просто еще один канал сбыта - и все.

Многие критики этих патентов высказывают озабоченность тем, что они отдают в частное владение интеллектуальную собственность, которая могла бы способствовать росту Web в целом, а следовательно, ограничивают потенциал ее роста. Мне близка их точка зрения, хотя сам я больше огорчен низким качеством патентов самих по себе. На мой взгляд, они просто бессмысленны. Думается, специалисты бюро патентов приняли решение об их выдаче просто в ослеплении блеском Web.

Не стану журить владельцев Amazon за стремление взять от жизни все, но известие о том, что они собираются всеми силами защищать свои права, разочаровывает. Я ни секунды не сомневаюсь в безнадежности любого иска о защите этих патентов точно так же, как Compton была обречена в попытке присвоить себе изобретение мультимедиа.

В то же время я полагаю, что каждый должен реализовать на своем Web-узле процесс обслуживания клиента в одно нажатие, и тем, кто осуществляет партнерскую программу, следует включить в эту работу свой Web-узел. А кое-кому пора подумать о дополнительных расширениях программы FrontPage и о процедурах для среды ColdFusion, которые позволили бы это реализовать. Если Amazon желает воевать за свои права, ей предстоит держать фронт на все стороны света. И пускай утки защиплют ее до смерти *1.

_____

*1. Утки щиплют детей, которые не делятся с другими.

С вице-президентом Ziff-Davis по технологиям Биллом Макроуном можно связаться по адресу: bill_machrone@zd.com.