Ташкент в переводе с узбекского - “голый камень”. Может быть, город когда-нибудь и был под стать своему названию, но только не сейчас. Сегодня столица Узбекистана утопает в зелени, и если смотреть на город сверху, то он похож на зеленое море, в котором иногда попадаются редкие островки высотных зданий. На фоне свежей весенней зелени особенно отчетливо выделяются милиционеры, стоящие через каждые 50-100 метров, и автомобили Daewoo местного производства - этакие спичечные коробки на колесиках, пролетающие мимо вас с шумом крупного майского жука. Вдоль дорог периодически попадаются молодые люди, сидящие на корточках (характерный для этих краев вид проведения досуга). Тепло - и очень много дешевых фруктов.
И вот среди этого великолепия с 16 по 18 мая в Узэкспоцентре проводилась 1-я Международная выставка и конференция “Узбекистан на пороге XXI века”. Как гласит официальный пресс-релиз: “Правительство Узбекистана предоставило возможность международной торгово-выставочной британской компании ITE Group Plc (ITE) организовать первое в стране событие международного масштаба”. Под событием подразумевалась “сборная солянка” из пяти тематических секций: Нефть и газ (OGU), Горное дело (UzMin), Строительство (UzBuild), Пищевая промышленность (UzFood) и Телекоммуникации (UzTel). Стремление организаторов выставки ITE к объединению разнопрофильных экспозиций, особенно в свете приобретения этой британской компанией прав на использование торговой марки “Комтек”, несколько настораживает, но, по утверждению представителей ITE, это лишь временное явление, все дальнейшие выставки будут проводиться раздельно. Вообще выставочное движение в Узбекистане в последние годы находилось в плачевном состоянии (имеются в виду компьютерные и телекоммуникационные выставки). Поэтому состав участников UzTel выглядел достаточно внушительно, хотя и не были представлены многие значительные фигуры этого рынка. Около 30 компаний разместили здесь свои стенды, среди них можно выделить иностранных вендоров - APC, Ericsson, NEC и узбекские фирмы Coscom, Naytov, Uzdunrobita, АК “Махаллий Телеком”, группу компаний NCS; российские компании в экспозиции не участвовали. Посетителей было немного, кроме первого дня, когда правительственная делегация во главе с первым вице-премьером посетила выставку. Потом все было довольно скучно, если не считать демарша крупнейшей ташкентской компании Naytov, которая на второй день работы выставки свернула свой стенд, аргументируя такой поступок плохой организацией и низкой эффективностью.
В XXI век+
Будущее Узбекистана невозможно
без развития телекоммуникаций.
И. А. Каримов
Говоря о рынке информационных технологий Узбекистана, сразу поясним несколько специфических особенностей этого региона, которые, впрочем, влияют и на все остальные сферы деятельности.
Во-первых, нет никакой реальной информации. Официальные цифры настолько же далеки от действительности, как в советские времена план по добыче хлопка был далек от его реализации.
“Узэкспоцентр” - место проведения выставки “Узбекистан на пороге XXI века”
Во-вторых, из-за высоких налогов и отсутствия свободной конвертации большая часть бизнеса находится в тени или же коммерческим организациям приходится изобретать самые немыслимые формы превращения узбекской валюты “сум” в свободно конвертируемые формы. Поэтому ни одна из компьютерных и телекоммуникационных компаний не называет своих оборотов, а судить об объеме рынка в целом можно только предположительно. Среднеарифметическая цифра, полученная после общения с местными представителями, колеблется в рамках от 70 до 90 млн. долл. в год. Остается добавить, что официально 1 доллар стоит около 300 сумов, на черном рынке - в 2,5 раза дороже (кстати, народ по привычке называет местную валюту - как бы вы думали? - рубль!).
В-третьих, здесь очень сильны национальные традиции, понять которые приезжему человеку очень трудно: “Восток - дело тонкое”. Вероятно, только традиционным восточным уважением к старшим можно объяснить тот факт, что на выставке UzTel никто из представителей АК “Махаллий Телеком” (узбекский аналог Ростелекома) не взял на себя смелость рассказать о своей компании: все отсылали к своим начальникам, те же, в свою очередь, присутствовали на выставке ровно столько, сколько нужно, чтобы засвидетельствовать свое почтение правительственной делегации.
В-четвертых, после распада Союза начался массовый выезд из Узбекистана русскоязычного населения, что привело к дефициту квалифицированной рабочей силы, научных работников и преподавателей в вузах. Например, физический факультет Ташкентского государственного университета раньше ежегодно готовил 200 выпускников, а в прошлом году было выпущено 37 бакалавров, из которых только трое защитили дипломы и ни один не дошел до научно-исследовательских институтов. Люди вынуждены идти в коммерческие структуры, так как средняя зарплата госслужащего составляет 10-15 долл. по курсу черного рынка. Таким образом, в Узбекистане сегодня отсутствует собственная индустрия высоких технологий. Все технологические решения завозятся извне.
В-пятых, в Узбекистане большую роль играет “серый” рынок компьютерной техники. Каждый, кто хоть раз бывал в Ташкенте, обязательно знает “Тезиков базар” - барахолку, одну из здешних достопримечательностей. За последние годы “тезиковка” превратилась в своеобразный компьютерный центр, где можно найти все что угодно, и намного раньше, чем у официальных поставщиков. По некоторым оценкам, чуть ли не половина всех имеющихся в республике компьютеров собрана частными сборщиками из компонентов с “тезиковки”.
Вообще перечислять особенности рынка Узбекистана можно очень долго, но несмотря на все сложности интерес к информационным технологиям постоянно растет, и через один-два года ожидается взрывной рост телекоммуникаций. Пока же идет подготовка к этому “взрыву”. Государство пытается создать благоприятный инвестиционный климат, но отсутствие конвертации является серьезным барьером на этом пути. Тем не менее инвестиции есть, и довольно внушительные. Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 1 августа 1995 г. утверждена Национальная программа реконструкции и развития телекоммуникационной сети Республики Узбекистан на период до 2010 г. Основную нагрузку в реализации программы несут предприятия-операторы, входящие в состав АК “Махаллий Телеком” и АК “Халкаро Телеком”. Иностранные инвесторы из США, Японии, Германии, Малайзии, Индонезии, Кореи вкладывают в этот регион большие средства. По официальным данным, общая сумма уже полученных или ожидаемых в ближайшие годы инвестиций составит около 900 млн. долл., но о достоверности официальных цифр мы уже писали выше, кроме того, эффективность некоторых проектов здесь сравнивают с советскими планами поворота вспять сибирских рек. В феврале 1999 г. был принят закон “О телекоммуникациях”, который призван “открыть правовой простор в обеспечении доступности всего комплекса высококачественных телекоммуникационных услуг для любого потребителя”. Важным событием стало создание государственного предприятия по эксплуатации национальной сети передачи данных - UzPAK. В это время на территории Узбекистана уже существовало порядка двадцати зарегистрированных провайдеров Интернета. Был издан указ о принудительном подключении всех операторов к сети UzPAK. Все и подключились, кроме компании Naytov, чья сеть на тот момент превосходила UzPAK по размеру и пропускной способности. Практически все крупные банки передают свои данные именно по каналам Naytov.
Представители корпорации АРС и компании НР во
время проведения совместного road show в Ташкенте
Единственным банком, имеющим свою собственную сеть передачи данных, является ЦБ Узбекистана. Основа была заложена еще в 1995-1996 гг., когда на обычных телефонных парах была построена сеть Х.25, благодаря чему срок прохождения платежных документов сократился с 15 дней до 5 минут. По сей день сеть Центробанка остается самой большой в Узбекистане, но в коммерческую эксплуатацию она не сдается.
Через Узбекистан проходит участок трансазиатско-европейской волоконно-оптической магистрали Ташкент - Бухара - граница с Туркменистаном. Планируется широко использовать эту линию для внутренних потребностей, но пока это только проекты.
Активно развивается и сотовая связь в республике, на территории которой действует семь операторов: четыре предоставляют услуги в стандарте GSM и три - в стандарте AMPS/DAMPS. Общее количество пользователей - около 100 тыс., среди операторов DAMPS наибольшее число абонентов у компании “Уздунробита” - 35 тыс., среди операторов GSM - у Daewoo Unitel: 20 тыс. Роуминговое соглашение с 17 странами, в том числе и с Россией, в стандарте GSM имеет только компания Coscom.
Еще одна особенность узбекских фирм - их универсальность. Если уж взялись за информационные технологии, то занимаются всем сразу: торговлей, проектами, сервисом, Интернетом, консалтингом. Наиболее крупными представителями компьютерного рынка Узбекистана являются компании Naytov, Nuron, CA CHS, HiTech и “Аверс”.
Компания Naytov (www.Naytov.com), образованная весной 1994 г., сейчас является самой большой как по численности сотрудников (200 человек), так и по доле рынка (30-40%). Naytov - это холдинг из нескольких фирм, в сферу деятельности которых входят дистрибуция, сервис, построение глобальных и локальных сетей и Интернет. Их поставщиками являются IBM, Dell, Compaq, HP, Cisco, Intel, 3Com, Alcatel, Microsoft, Oracle, Scala. По словам президента холдинга Сергея Цоя, большая сеть партнеров из Узбекистана, Казахстана, с Кавказа позволяет говорить о создании своеобразного дистрибьюторского центра в Ташкенте. Среди проектов, реализованных специалистами Naytov, выделяются построение ЛВС на 500 узлов в Межбанковском центре финансовых услуг РУ, ЛВС на 200 узлов в Главном Управлении ЦБ РУ, построение для Министерства финансов распределенной сети передачи данных с охватом всех областных финансовых управлений, поставка сотен учебных классов для Министерства образования РУ.
Об Интернет-бизнесе говорилось немного раньше, остается добавить, что эта деятельность зародилась в 1997 г., когда Naytov заключила договор с компанией “СовамТелепорт”, имевшей в Ташкенте свой узел. А общее число подключений на сегодняшний день составляет примерно 2500, в том числе около 30 выделенных каналов. В составе холдинга есть и свой Бизнесбанк, который выдает предприятиям целевые кредиты на приобретение компьютерного оборудования у той же фирмы Naytov.
Первый вице-премьер Правительства Узбекистана
А. Атаев (справа) на выставке UzTel
Старейшая в Узбекистане компания Nuron - это тоже холдинг, состоящий из 10 фирм, и количество сотрудников тоже приближается к двумстам, но подход к бизнесу здесь совершенно иной. Если Naytov организует новые компании внутри своей структуры, то Nuron, как утверждает ее президент Владимир Ким, предпочитает работать в режиме глобального сотрудничества, а дистрибьюторская сеть позволяет развивать другие виды бизнеса, используя налаженные каналы поставки и складские помещения. Кроме подразделений, имеющих прямое отношение к информационным технологиям, созданы совместные предприятия в гостиничном бизнесе, шелковой отрасли. Nuron, как все представители узбекского компьютерного рынка, начинала с продажи оборудования, постепенно проникая в сопутствующие направления. Сейчас это дистрибуция, розница, издательская и рекламная деятельность, но основное - проекты. Nuron DC и является тем подразделением, которое составляет основу деятельности холдинга. Из множества вендоров была выбрана компания НР как стратегический партнер, и все проекты реализуются в тесном взаимодействии с ташкентским представительством НР. Кроме того, Nuron DC имеет партнерские отношения с APC, Acer, Epson. Из крупных проектов можно выделить построение единой информационной системы в Министерстве макроэкономики и статистики (на что Мировым банком было выделено 2 млн. долл.) и два проекта, реализованные вместе с представителями НР, - это проект по созданию системы безопасности передачи данных на сумму 1 млн. 400 тыс. долл. в Центробанке и контракт на поставку в “Пахта-банк” 600 компьютеров, нескольких десятков серверов и нескольких сотен устройств накопления данных (работа над этим проектом еще ведется).
Рынок информационных технологий в Узбекистане существует в трудных условиях: кто-то ждет улучшения после введения свободной конвертации, но многие относятся к сложившейся ситуации положительно, считая, что она защищает узбекские компании от проникновения на территорию страны крупных российских конкурентов с гораздо большими финансовыми возможностями. Пока же из России только Verysell работает в Узбекистане с Нукусским горно-металлургическим комбинатом - это одно из немногих предприятий, которое имеет валютные средства.
В Узбекистане нет собственной индустрии информационных технологий, нет квалифицированных кадров, но зато есть своя компьютерная пресса. Собственно, вся пресса состоит из научно-популярного ежемесячного журнала “Компьютел” и выходящего один раз в два месяца информационного издания “Центральноазиатские новости”.
“Компьютел” (www.computel.nm.ru) был создан в сентябре 1998 г. в издательском доме “Мир экономики и права”, и изначально ему отводилась роль “бедного родственника” на фоне деловых, женских, футбольных, автомобильных журналов. Но к концу 1999-го, когда за несколько месяцев в два раза возросли цены на типографские услуги, из всех изданий выжил только “Компьютел”. Основная цель журнала - просветительская деятельность, поскольку для большинства жителей Узбекистана это единственный источник информации о новых технологиях. Российские издания сюда попадают нечасто, и за них нужно платить совершенно немыслимую сумму в 1500 сум (2 долл.), для рядового научного сотрудника это пятая часть зарплаты. Тираж “Компьютела” составляет 5000 экземпляров, подписчиков всего 500 - казалось бы, для страны с населением в 24 млн. жителей цифра просто смешная, но поверьте, среди всех узбекских изданий (исключая те, на которые существует принудительная подписка) это самое большое число подписчиков. Кроме того, есть множество неучтенных читателей, так как один экземпляр журнала читают, как правило, несколько человек.
“Центральноазиатские новости” - издание французской компании Happening Relations Sarl - информируют о процессах, происходящих как в Средней Азии, так и в Закавказье. В сентябре открывается первый Интернет-портал www.esezam.com, который должен стать главным источником информации этого региона.
APC + HP = любовь по территориальному признаку
Так уж случилось, что все основные мероприятия, которые мы посетили в Ташкенте, проходили не на выставке UzTel, являвшейся целью нашего приезда, а параллельно с ней. Например, совместная акция корпорации АРС и компании Hewlett-Packard под названием “Передовые решения XXI века”. Это роуд-шоу, стартовавшее 12 мая в Ашхабаде, теперь Ташкент, а впереди предстоят поездки в Бишкек и Алма-Ату. Во время его проведения в каждом городе предусматриваются партнерские семинары, специальные недели продаж (с предоставлением скидок на продукты АРС) и, разумеется, совместное участие в выставках UzTel и KiTel (29 мая - 2 июня).
Тандем АРС и НР возник не случайно: в Среднеазиатском регионе количество общих партнеров этих компаний составляет около 70%. Совместное продвижение продукции позволяет укрепить и без того хорошие позиции АРС и НР на этом рынке. Nuron - основной партнер АРС и НР в Узбекистане, но представители АРС ведут переговоры с компанией Naytov и еще двумя потенциальными партнерами о заключении дистрибьюторских соглашений. Пока же доля продаж ИБП в Узбекистане составляет 15% от их объема по всему Среднеазиатскому региону. В основном это устройства малой мощности, но уже есть предварительные контракты на поставку четырех больших ИБП Silcon.
+на гипсовом коне
В самом центре Ташкента стоит памятник Амиру Тимуру (средневековый завоеватель, поработивший Среднюю Азию). Этот монумент воздвигли лет семь назад к одному из первых праздников независимости Узбекистана. Делали его впопыхах, очень торопились успеть к сроку, но так и не успели, и поэтому решили временно поставить гипсовый аналог памятника. Фигура всадника простояла около года, потом ее заменили на бронзовую. Но за этот год памятник очень полюбился жителям города; было интересно наблюдать, как после каждого дождя с Амира Тимура облезала краска, и заботливые дворники старательно ретушировали облезлые места “национального героя”. Теперь там стоит бронзовый Амир Тимур, указывая рукой куда-то вдаль. Может быть туда, куда умчался его гипсовый предшественник?