Большая выставка, конечно, позволяет получить определенное впечатление о национальном ИТ-рынке. Однако оно оказалось бы сильно субъективным, не будучи дополненным мнением профессионалов, давно и серьезно работающих в конкретной стране. Поэтому рассказать, как чувствует себя сейчас казахстанский ИТ-бизнес, автор попросил Айдара Даулетова, регионального менеджера APC по Казахстану и Средней Азии.
Айдар Даулетов на стенде АРС
PC Week: Как сказался в Казахстане российский финансово-экономический кризис 1998 г.?
Айдар Даулетов: В апреле 1999 г., через девять месяцев после исторических августовских событий в Москве, в Казахстане началась девальвация национальной валюты. курс тенге вначале снизился на 20%, а к концу года упал вдвое. Благодаря аккуратной политике плавной девальвации такого шока, как в России, не произошло, но 1999 г. большинство ИТ-фирм закончили не очень успешно. Сильно пострадала казахстанская финансовая система. Многие банки закрылись, остальные резко урезали расходы на ИТ. Есть несколько мнений о масштабах сокращения рынка. Мы - вендоры и дистрибьюторы, непосредственно работающие в Казахстане, не вполне согласны с “удаленными” оценками IDC (10-30%) и считаем, что рынок в 1999 г. упал по сравнению с 1998-м на 30-35%.
PC Week: В России от девальвации явно выиграли отечественные производители, особенно экспортеры. Постепенно у них появились средства и на автоматизацию. Наверное, в Казахстане тоже есть такие примеры?
А. Д.: Ситуация здесь в принципе аналогичная. Выиграли от девальвации основные местные экспортеры - предприятия цветной и черной металлургии и нефтегазовой отрасли. Неплохо чувствуют себя и зернопроизводители. Если говорить об источниках финансирования ИТ-программ предприятий, то в первую очередь это госбюджет и зарубежные инвестиции. Например, на шельфе Каспия и в Уральской области сейчас развернуты большие буровые работы, финансируемые крупными западными нефтегазовыми компаниями. Еще один серьезный источник средств предприятий - кредиты международных финансовых организаций, таких, как Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития и Азиатский банк развития.
PC Week: Телекоммуникационная отрасль сегодня определяет лицо любого государства. Как в Казахстане строится государственная политика в этой области?
А. Д.: Крупнейший оператор связи в стране - ОАО “Казахтелеком”. Он призван решать государственные задачи развития телекоммуникаций в регионах, пусть даже не всегда с выгодой для себя. Сейчас “Казахтелеком” реализует программу модернизации телекоммуникационной сети республики, включающую создание Национальной информационной супермагистрали, которая соединит в цифровое кольцо все областные центры и крупные города Казахстана. Фактически в области национальной телекоммуникационной инфраструктуры “Казахтелеком” - монополист. Это было сделано сознательно, на государственном уровне, чтобы исключить нерациональное расходование средств и превратить “Казахтелеком” в крупное и стабильное предприятие, привлекательное для частных зарубежных инвесторов.
В области мобильной связи ситуация совсем иная. Еще год назад на рынке работал только один оператор - в стандарте DAMPS, но затем две компании получили лицензии на предоставление услуг сотовой связи в стандарте GSM-900, что резко обострило конкуренцию и привело к снижению цен и настоящему буму подключений. При лицензировании был выбран несколько иной подход, чем в России: оба провайдера строят независимые национальные сети, а не просто охватывают отдельные регионы.
PC Week: Выставка KITEL’2000 проходила на фоне явно приподнятого настроения ее участников. Означает ли это, что дела на рынке сейчас идут хорошо?
А. Д.: Небольшое оживление на рынке мы увидели уже в конце прошлого года, в начале нынешнего эта тенденция продолжилась. В 2000 г. объем рынка, скорее всего, вырастет на 15-20%, но уровня самого удачного, 1998-го, все же не достигнет.