БИРЖИ

Число шлюзов к биржам увеличивается, а интерес к Интернет-трейдингу продолжает расти

“Забуксовавший” после кризиса 1998 г., российский фондовый рынок с трудом начинает выбираться на “улучшенный грунт”. Однако этому мешает множество факторов: и уход с него многих иностранных инвесторов, и потрясения на мировых фондовых биржах, и отсутствие достаточных внутренних ресурсов, способных обеспечить относительную стабильность рынка. В результате этого он может позволять себе “падать” на 7-8% в день, что не отражает объективного состояния российской экономики в целом и отдельных предприятий в частности. Каков же выход из сложившейся ситуации?

Участники пресс-конференции “Шесть месяцев Интернет-трейдинга - первые итоги, проблемы, перспективы”, состоявшейся 24 мая в помещении Московской товарной биржи на ВВЦ, видят его в развитии систем Интернет-трейдинга. При этом они считают, что чем больше людей придет на фондовый рынок, тем более стабильным он будет и тем большее влияние сможет оказать на оздоровление российской экономики.

Уже то, что пресс-конференция явилась столь представительной (а на ней выступили вице-президент РТС Алексей Цыганок, заместитель начальника Управления программно-технического обеспечения ММВБ Сергей Коротких, пресс-секретарь МФБ Дмитрий Плешко, руководитель московского представительства биржи “Санкт-Петербург” Роман Горюнов, ведущий специалист компании “Комстар” Людмила Старикова, генеральный директор компании “Элвис+” Александр Соколов, директор по развитию бизнеса компании Яndex Тимур Янбухтин, директор агентства “МФД-ИнфоЦентр” Александр Клычков, председатель совета директоров компании “Алор-Инвест” Анатолий Гавриленко), говорит о большом внимании, уделяемом сегодня развитию Интернет-трейдинга самыми разными компаниями, обеспечивающими инфраструктуру фондового рынка. И хотя, как справедливо заметил г-н Соколов, Интернет-трейдинг - это всего лишь одна из форм ведения бизнеса на фондовом рынке, в регионах он может стать панацеей для тех юридических и, что самое главное, физических лиц, которые сегодня, по словам г-на Горюнова, зачастую участвуют в торговле ценными бумагами, используя телефон и получая информацию на экран терминала о ситуации на биржах Москвы и Санкт-Петербурга (где пока сконцентрированы основные торговые площадки) с задержкой в несколько минут, что сводит эффективность такой торговли практически к нулю.

Потенциал рынка

Стоит ли ломать копья - много ли сегодня потенциальных инвесторов, которые горят желанием (или хотя бы, при наличии соответствующей инфраструктуры, могут) прийти на фондовый рынок? Ведь, по словам г-на Коротких, компании, использующие брокерские системы торговли ценными бумагами, подключенные к ММВБ через предоставляемый ею шлюз (а таких компаний уже 20 и еще примерно 40 находятся в различных стадиях отладки подключения), имеют в совокупности лишь несколько сот клиентов?

Оказывается, стоит. Ведь шлюз к ММВБ функционирует всего полгода (кстати, именно поэтому пресс-конференция и носила указанное выше название). Кроме того, подобную услугу начали предоставлять и такие региональные валютные биржи, как новосибирская и нижегородская, причем к ним готовы присоединиться владивостокская биржа, где запуск шлюза ожидается в самое ближайшее время, и биржа Ростова-на-Дону (при том что остальные региональные валютные биржи - а всего их в стране шесть - тоже работают в этом направлении). Не отстают и другие биржевые площадки: шлюзы к своим фондовым секциям начали предоставлять РТС и биржа “Санкт-Петербург”, а МФБ обещает сделать это уже в начале июня.

Кроме того, по данным г-на Янбухтина, среди людей, не являющихся постоянными игроками на фондовом рынке (постоянные-то знают, где можно посмотреть котировки акций, и “идут” за ними прямо туда), только в апреле нынешнего года и только в поисковой системе Яndex зафиксировано около 2 тыс. человек, занимавшихся поиском котировок в Интернете, и около 50 человек, которые сознательно искали возможность торговать акциями через российский Интернет. Нетрудно предположить, что примерно такое же число потенциальных игроков фондового рынка фиксируют ежемесячно и другие крупные поисковые системы. Потенциальными клиентами систем Интернет-трейдинга можно считать и людей, пытающихся работать через фондовые магазины, а в них, по мнению г-на Коротких, сегодня обслуживаются тысячи клиентов.

Безусловно, в выигрыше окажутся также брокерские компании и биржи: так, по словам г-на Гавриленко, до введения в действие системы Интернет-трейдинга “Алор-Инвест” находилась по оборотам в топ-листе ММВБ примерно на 25-м месте, а сейчас - на 10-м, причем более 50% из них обеспечиваются именно за счет Интернет-трейдинга.

Интересно, что, хотя рынок в последнее время “падает”, по данным РТС, обороты по Интернет-трейдингу растут. По мнению же г-на Горюнова, Интернет-трейдинг вообще способен “вытянуть” российский фондовый рынок, а привлечение региональных участников к использованию соответствующих систем сможет повысить обороты бирж в разы.

Регионы не отстают от центра

Ну, а что региональные брокерские компании? Они к Интернет-трейдингу проявляют очень большой интерес, свидетельством чему стало проведение компанией “Алор-Инвест” при поддержке Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) в рамках Программы партнерства на фондовом рынке “Шаг навстречу” уже второго семинара для региональных компаний - членов НАУФОР, предшествовавшего данной пресс-конференции (первый подобный семинар состоялся менее месяца назад).

На втором семинаре присутствовали представители около 30 компаний из разных регионов страны. Перед ними выступили председатель Правления НАУФОР Иван Тырышкин, являющийся по совместительству и председателем рабочей группы по Интернет-трейдингу при НАУФОР, а также эксперт Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Илья Митричев, принимавший активное участие в подготовке закона “Об электронно-цифровой подписи”. Они познакомили участников семинара с текущим положением в области законодательного регулирования Интернет-трейдинга на российском фондовом рынке и перспективами российского законодательства в области электронной коммерции. А представители всех указанных выше бирж рассказали об особенностях торговли на этих биржах и своих предложениях в области Интернет-трейдинга.

О методологии перехода к работе через Интернет, существующих типовых решениях для Интернет-трейдинга, а также о том, как совершать сделки с компьютера, подключенного к Секции фондового рынка ММВБ, рассказали и, на примере терминала компании “Алор-Трейд”, показали представители этой компании.

На семинаре обсуждалось также, каким образом можно получать данные о российских эмитентах ценных бумаг через Интернет, какие инструменты технического анализа доступны нынче на российском фондовом рынке, какие решения предлагаются российскими Интернет-провайдерами для обеспечения Интернет-трейдинга, каким образом можно защитить информацию, работая в Сети, как автоматизировать бэк-офис брокерской компании при организации взаимодействия с удаленными клиентами и как использовать единый депозитарий ценных бумаг для нескольких биржевых площадок, в том числе общаясь с ним через Интернет.

Кроме того, компания “Алор-Трейд” представила свою партнерскую программу для участников фондового рынка, в рамках которой, в частности, другим брокерским компаниям предлагается воспользоваться ее субсервером, обеспечивая доступ их клиентов к торгам на бирже без раскрытия этими компаниями реквизитов клиентов.

Не обмануть ожидания инвесторов

По словам участников пресс-конференции, фондовый рынок оказался одним из самых подготовленных к тому, чтобы выйти в Интернет, и все вопросы, связанные с этим рынком, в последнее время активно обсуждаются в различных изданиях. Однако, поскольку тема Интернет-трейдинга успела стать модной и весьма спекулятивной (сегодня чуть ли не каждый банк и брокерская компания считают своим долгом объявить, что они предоставляют услуги Интернет-трейдинга), это может привести к тому, что ожидания потенциальных инвесторов будут обмануты.

Чтобы этого не произошло, необходимо, как считает г-н Клычков (а его поддержали и другие участники пресс-конференции), каким-то образом обеспечить непременное выполнение компаниями, предоставляющими услуги Интернет-трейдинга, своих обещаний. Ведь и проблема состоит в том, что многие системы Интернет-трейдинга имеют достаточно слабую масштабируемость и с ростом числа клиентов перестают справляться с возросшей нагрузкой. Контроль за предложениями компаний на рынке и предоставление гарантий реального соответствия информации, поставляемой инвестору, текущим предложениям на бирже, по мнению г-на Клычкова, должна взять на себя некая организация (может быть, даже Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ФКЦБ). Фактически это означает, что речь идет о сертификации используемых на рынке продуктов.

Сомнительно, чтобы при существующем положении дел на фондовом рынке какая-либо государственная структура, а тем более ФКЦБ, взялась за осуществление такой сертификации. А вот НАУФОР, как самоуправляемая организация, чьей декларированной целью является развитие фондового рынка, на мой взгляд, вполне могла бы озаботиться указанной проблемой и решить ее самостоятельно.