ОБЗОРЫ
По мнению большинства экспертов, в развитии рынка полупроводниковых изделий можно выделить несколько этапов: сначала на этом огромном перспективном рынке действует большое число игроков, затем происходит консолидация компаний и, наконец, наступает фаза олигополии, то есть конкурентной борьбы, в которой участвуют лишь несколько фирм-производителей. Так было с микропроцессорами архитектуры Х86, с цифровыми сигнальными процессорами DSP, с флэш- и динамической памятью. Графические процессоры и акселераторы исключением, увы, также не стали.
Аналитики из журнала Microprocessor Report отмечают, что из сорока компаний, год назад официально заявивших, что они работают на рынке графических микросхем, сегодня вряд ли осталось больше десяти-пятнадцати. А ведь в недалеком прошлом таких компаний было свыше семидесяти! Более того, из пяти ведущих фирм, лидировавших в 1996 г. на этом сегменте рынка, сегодня четыре уже выбыли из игры. Они были либо куплены другими фирмами, либо попросту покинули сужающийся рынок и выбрали для себя более перспективное направление деятельности.
Новое очарование
Компания NeoMagic (www.neomagic.com), которая в прошлом году была одним из самых крупных поставщиков графических микросхем для портативных компьютеров (и в течение двух последних лет лидировала на этом сегменте), объявила о смене стратегического курса. Пионер в области встраиваемой памяти DRAM, она теперь будет нацелена на производство интегрированных однокристальных процессоров для Интернет-приложений, кодеков MPEG-4 и беспроводных коммуникационных устройств. А ведь еще в IV квартале минувшего года NeoMagic вместе с ATI Technologies (www.atitech.com) и Trident Microsystems (www.tridentmicro.com) контролировала примерно 81% рынка. По данным агентства Mercury Research, реализовав около 2,1 млн. ед. продукции, она стала вторым по величине поставщиком графических микросхем и захватила 29% всего рынка.
Исполнительный директор компании Пракаш Агарвал (Prakash Agarval) в заявлении для прессы отметил, что NeoMagic изменила свой взгляд на мир ИТ, в центре которого для нее до недавнего времени был персональный компьютер. Впрочем, поставки микросхем MagicMedia 256 для OEM-производителей будут продолжены в течение некоторого времени, однако при разработке новых ноутбуков вендорам предложено сменить поставщика. Напомним, что одним из партнеров NeoMagic была корпорация Dell (www.dell.com), использовавшая графические микросхемы в серии своих портативных компьютеров Latitude.
Прощай, S3!
NeoMagic в этом году стала уже пятой компанией, “сменившей ориентацию”. Напомним, что в апреле корпорация S3 (www.s3.com) продала свое подразделение, занимающееся графикой для ПК, совместному предприятию, которое полностью контролируется тайваньской корпорацией VIA Technologies (www.via.com.tw). По некоторым данным, сделка оценивается в 323 млн. долл. Позиция VIA Technologies здесь понятна и последовательна: еще в декабре она прикупила 14,9% акций S3. А кроме того, богатый опыт специалистов S3 придется VIA Technologies как нельзя кстати при разработке наборов микросхем со встроенными графическими возможностями.
“Движок” GeForce2 GTS на графическом адаптере AsusTek
Напомним, что S3 была основана в 1989 г. и с этого времени выпустила на рынок ряд инновационных продуктов, зачастую первых в отрасли. Так, S3 является пионером в разработке графических акселераторов, начиная от 32- и 64-разрядных графических ускорителей и кончая 128-разрядными мультимедиа-акселераторами, объединяющими обработку 3D-графики и видео с воспроизведением DVD. Желтую майку лидера S3 потеряла три года назад, когда не придала должного значения новой технологии Intel - AGP (Accelerated Graphics Port). Тогда инициативу перехватила корпорация ATI Technologies, а у S3 в течение последнего времени наблюдался спад продаж. Не помогло ей, видимо, ни лицензионное соглашение, подписанное с Intel (www.intel.com), ни объединение с корпорацией Diamond Multimedia Systems (www.diamondmm.com). Даже несмотря на некоторый успех новых продуктов (Savage), руководство S3 решило-таки распрощаться с графикой для ПК.
Успехи 3D
Буквально за день до сделки между S3 и VIA Technologies корпорация 3Dlabs (www.3dlabs.com), производящая графические микросхемы для high-end ПК и рабочих станций, приобрела дивизион Intense 3D у компании Intergraph. Отметим, что еще прошлым летом Intergraph ушла с рынка графических микросхем для недорогих ПК и в основном сосредоточилась на серверных решениях. 3Dlabs приобрела акции Intense 3D на сумму примерно 30 млн. долл.; помимо этого Intergraph будет выплачено дополнительно 25 млн. долл. за продажи продукции в нынешнем году. По мнению экспертов, благодаря данной сделке 3Dlabs значительно укрепила свои передовые позиции на рынке графических микросхем для рабочих станций и профессиональных компьютеров.
В марте корпорация 3Dfx Interactive, хорошо известная любителям компьютерных игр своими графическими ускорителями семейства Voodoo, приобрела компанию Gigapixel. Данная сделка оценивается в 186 млн. долл. История эта почти драматическая, поскольку незадолго до того Gigapixel практически выиграла тендер на установку своих микросхем в игровую консоль Microsoft Xbox. Эти две компании работали довольно плотно в течение последнего времени не только над созданием нового игрового “движка”, но и в области WebTV. Однако в последний момент лично Билл Гейтс принял решение впредь ориентироваться на продукцию корпорации nVidia. Это, конечно, было сюрпризом далеко не для одних экспертов рынка.
Финансовые дела у 3Dfx Interactive в прошлом году шли не лучшим образом, однако, как считает ее исполнительный директор, компания стоит на пороге реализации новых возможностей 3D-технологии. Отметим, кстати, что, по мнению аналитиков из агентства Mercury Research, именно слияние 3Dfx Interactive (графические микросхемы) с STB Systems (графические платы) положило начало консолидации графической индустрии.
Говоря о графических микросхемах, нельзя не упомянуть корпорацию Intel. Официально она вышла на этот рынок в 1998 г., когда анонсировала микросхему графического ускорителя i740, которая, правда, просуществовала совсем недолго - уже в августе минувшего года корпорация объявила о своем уходе с сегмента дискретных графических элементов. Справедливости ради надо сказать, что решение Intel было абсолютно правильным. Ее микросхемы к моменту своего выхода не обладали ощутимыми преимуществами перед конкурирующими продуктами.
Экспансия лидера
Успешные приобретения продолжает делать лидер рынка графических микросхем корпорация ATI Technologies. Недаром один из обозревателей журнала Microprocessor Report отметил, что в ATI лучше, чем в других компаниях, понимают особенности современного рынка графики для ПК. Хорошим ходом, например, стало приобретение этой корпорацией фирмы Cromatic Research, имевшей к тому времени большой опыт производства систем на одном кристалле. Данной покупкой ATI Technologies открыла для себя рынок Интернет-приставок и мобильных устройств. Так, корпорация Sony уже выбрала микросхемы Rage для следующего поколения своей телевизионной Интернет-приставки.
Radeon 256 ATI Technologies
В этом году ATI Technologies за 400 млн. долл. приобрела компанию ArtX. Последняя, как и упоминавшаяся выше Gigapixel, была основана бывшими сотрудниками Silicon Graphics и специализировалась в области графических технологий для игровых систем. ArtX разрабатывала графические микросхемы для игровой приставки Nintendo (в том числе и для Nintendo-64 Dolphin). Интересно, что оба основателя ArtX не только совершили выгодную сделку, но и получили руководящие посты в ATI Technologies. По заявлению официальных лиц корпорации, новое приобретение приведет к увеличению стоимости акций, причем к 2002 г. доход на одну акцию может возрасти на 10-15 центов.
Перспективные микросхемы
Таким образом, на рынке графических микросхем для ПК осталось всего два основных игрока - ATI Technologies и nVidia (www.nvidia.com). Оба они представили на весенней конференции WinHEC (Windows Hardware Engineering Conference) свои новые 3D-акселераторы - Radeon 256 и GeForce2 GTS соответственно.
Недаром говорят, что после микропроцессора самым интеллектуальным кремниевым кристаллом в компьютере является микросхема графического акселератора. Сегодня это, по сути, специализированный микропроцессор, который берет на себя обработку трех- и двумерных изображений, видеосигналов, выполнение интерфейсных функций и т. д. Например, уже предыдущий чип GeForce 256 корпорации Nvidia содержал 23 млн. транзисторов и за одну секунду мог выполнить более 10 млрд. операций.
Оба новых суперкристалла имеют примерно одинаковые возможности, однако по техническим характеристикам ряд экспертов все-таки отдает предпочтение изделию nVidia.
Итак, процессор шестого поколения GeForce2 GTS ранее был известен под кодовым именем NV15. Аббревиатура GTS расшифровывается как GigaTexel Shading. 256-разрядное графическое ядро новой микросхемы создается с соблюдением технологических норм 0,18 мкм и имеет шестислойную металлизацию. Количество транзисторов достигает 25 млн. Кристалл помещается в 564-контактный корпус типа PBGA, причем частота графического ядра составляет 200 МГц. Поддерживаемыми типами памяти для данной микросхемы являются DDR SGRAM (с рабочей частотой 166/333 МГц) и стандартная SDR SDRAM/SGRAM. Объем локальной видеопамяти может составлять от 8 до 128 Мб.
Максимальное разрешение, которое обеспечивает новая микросхема, достигает 2048x1536 точек при частоте вертикальной развертки 75 Гц. Интегрированные в чип приемопередатчики TMDS (Transmission Minimized Differential Signaling) позволяют подключать мониторы с цифровым интерфейсом. В свою очередь, интерфейс внешней шины обеспечивает полную поддержку AGP x2/x4 и PCI 2.2.
Четыре конвейера для рендеринга имеют по два блока текстурирования на каждом, следовательно, за один такт можно обрабатывать до четырех пикселов и 1,6 млрд. текселей за секунду. Пиковая производительность кристалла составляет 25 млн. текстурированных многоугольников в секунду, причем поддерживаются текстуры вплоть до 2048x2048 точек при глубине цвета 32 разряда.
Одновременно с анонсом процессора GeForce2 GTS сразу несколько крупных компаний объявили о производстве карт на его основе. Интерес к новой микросхеме проявили такие известные фирмы, как Acer, MSI, AsusTek, Gigabyte, Leadtek, Elsa, Creative и Guillemot. Ряд известных фирм - производителей компьютеров, среди которых Dell, Compaq, Hewlett-Packard, Micron и Gateway, также намерены использовать адаптеры на базе GeForce2 GTS в своих системах. ATI Technologies вряд ли без боя уступит свои позиции nVidia, однако основная борьба между ними развернется, скорее всего, к рождественским распродажам.