ОБЗОР
Динамичное развитие российского (и сибирского в том числе) рынка сотовой связи привлекает к нему серьезное внимание как потенциальных инвесторов, так и исследователей. Для многих может быть интересен новосибирский рынок сотовой связи - поступающие в открытую прессу сведения о тех или иных перестановках среди компаний-операторов города и инвестициях в них дают основания для многочисленных суждений. Тем не менее на сегодня фактически нет публикаций (по крайней мере, известных нам) о результатах исследований этого рынка. Для восполнения данного пробела ниже в общем виде описаны характерные для сибирских городов черты рынка сотовой связи. Мы изучали новосибирский и красноярский рынки весной-летом 2000 г., используя для коррелятивной (соотносительной) проверки полученных нами результатов обзор рынка сотовой связи России, датированный 1 мая 2000 г. и размещенный на Web-сайте “Сотовик” (www.sotovik.ru).
Базовые характеристики рынка
В отличие, скажем, от компьютерного рынка, характеризуемого множеством различных показателей, сотовый рынок в большой степени определяется количеством пользователей (абонентов). Согласно нашим результатам, сейчас в Новосибирске услугами сотовой связи постоянно пользуются от 20 до 23 тыс. абонентов. При этом потенциальная емкость рынка составляет около 50 тыс. абонентов (3% населения - см. уже упомянутый обзор на сайте “Сотовик”). Таким образом, потенциальный пользовательский ресурс охвачен сотовой связью примерно на 40-45%, что соответствует средним данным по России. Интересно, что, по известным нам сведениям, осенью 1998 г. в результате финансового кризиса число абонентов сотовой связи в Новосибирске сократилось примерно с 35 до 13 тыс. Сейчас прирост количества пользователей в Новосибирске составляет 5-10% в месяц.
Ни один из операторов сотовой связи Новосибирска (и всех других сибирских городов) не входит в десятку крупнейших региональных операторов сотовой связи России. Показателен пример: каждый из двух самых крупных операторов самарского рынка (“СМАРТС” и “Би Лайн-Самара”) обладает сетью, сравнимой по объему со всей новосибирской. Данный факт легко объясняется разницей в социально-экономическом развитии регионов (см., например, таблицу в газете “Экономика и жизнь”, № 19/2000, с. 31). В других сибирских городах (за исключением, возможно, Омска) число абонентов меньше новосибирского в разы: так, в Красноярске, по нашей оценке, пользуются сотовой связью примерно 8 тыс. человек (при потенциальной емкости рынка порядка 30 тыс. пользователей).
Средняя стоимость владения “трубкой” в Новосибирске сегодня составляет приблизительно 85-95 долл. в месяц (в Красноярске - 95-105 долл. в месяц), что немного выше среднего по России и дает сотовым компаниям возможность играть на ценах, снижая их в конкурентной борьбе.
Ценовые войны
Ценовые войны между сотовыми компаниями с применением средств массовой информации, уличной рекламы и других видов “оружия” - сегодня привычное явление не только в столицах, но и в областных центрах Сибири. Понятно, что основным победителем в такого рода войнах становится потребитель. При этом “бойцы” зачастую играют на грани фола по отношению к конкурентам и законодательным нормам.
В Новосибирске борьбу ведут “Сотовая компания” (www.ck.ru), работающая под торговыми марками “Би Лайн” и “Фора” и предоставляющая связь в стандарте N-AMPS, “Сибирские сотовые системы-900” (www.scs-900.ru, стандарт GSM-900) и местный оператор сети “Сотел” (www.sotel.net) компания “Новосибирская сотовая связь-450” (стандарт NMT-450i). Именно благодаря сражению первых двух компаний стоимость владения сотовым телефоном в Новосибирске снижается буквально ежемесячно. Следует, однако, понимать, что по мере приближения к известному нижнему пределу стоимости владения экстенсивные рекламные и ценовые алгоритмы перестанут давать компаниям быстроощутимую выгоду - вероятно, именно тогда на сибирском рынке сотовой связи борьба за потребителя перейдет в сферу PR.
На красноярском рынке нечто подобное описанной новосибирской “войне” происходит в исполнении “Енисейтелекома” (www.etk.ru, стандарты GSM и NMT) и “Сибчелленджа” (www.scn.ru, D-AMPS), причем последний проявляет и достаточно серьезную PR-активность (например, использует в качестве PR-партнера “Красноярскую ярмарку”, будучи официальным организатором ее связи).
Немного о ближайших перспективах
В настоящем обзоре, конечно же, нельзя обойти вниманием и наметившиеся тенденции к переделу рынка (новосибирского - в этой части мы говорим только о нем). Мы постараемся изложить то, что нам стало известно за последние месяцы, без дополнительных комментариев.
Активно работающая в сфере ценового маркетинга “Сотовая компания” не менее активна и в сфере технологической. Только за последние полгода-год, по сведениям компании, проведена серьезная технологическая перестройка ее мощностей. Введена система pre-paid, развертывается сеть стандарта GSM-1800. Компания привлекает для перевооружения деньги заинтересованных в ее успехе инвесторов.
Девять сибирских операторов стандарта NMT-450 недавно создали Региональный совет, призванный ускорить решение многих насущных для операторских фирм вопросов, обеспечить совместное проведение маркетинга, закупок оборудования, а также поддержание и развитие сети.
По некоторым сведениям, состоялась продажа части акций компании “Сибирские сотовые системы-900”, принадлежащих “Ростелекому”. В качестве покупателя называют холдинг “Система Телеком”, но, насколько нам известно, самой “Системой Телеком” это не подтверждается и не опровергается.
Наконец, существует предположение о грядущем приходе в Новосибирск компании “Северо-Западный GSM” (за которой стоит Sonera - прим. ред.) из Санкт-Петербурга, чье появление, как легко понять, может сильно изменить картину рынка.
Заключение
Так или иначе, сибирский рынок сотовой связи, по нашему мнению, имеет достаточно большой “неотработанный” компаниями потребительский ресурс - вероятно, в ближайшие год-два следует ожидать дальнейшего развития инфраструктуры (а возможно, и реальных перестановок среди игроков рынка), снижения тарифов и, как следствие, постоянного роста количества абонентов.