НОВЫЕ РЫНКИ

По определению Mobile E-services Bazaar (далее Bazaar) представляет собой сообщество заказчиков, разработчиков приложений, технологических партнеров, провайдеров контента и венчурных капиталистов, объединившихся для сотрудничества, создания и продвижения мобильных электронных услуг (mobile e-services). Это сообщество открыто для всех, в том числе и для российских фирм. Оно глобально, так как уже охватывает многие страны на разных континентах. Bazaar структурирован как мировая сеть, узлы которой представляют собой физические инкубационные центры и объединены онлайновым порталом CyberBazaar.

Дружественный интерфейс службы Euro Mobile Translator

Физические “базары”

Инкубационные центры покрывают основные мировые рынки и располагаются в Хельсинки, Сингапуре, Токио и Кремниевой долине (шт. Калифорния). В других регионах такие центры откроются немного позднее этим летом. Каждый региональный центр осуществляет хостинг сателлитных сайтов. Такие центры предоставляют партнерам техническую, маркетинговую, финансовую и торговую поддержку. Кроме того, они имеют расширенные возможности по разработке и тестированию продуктов, располагают новейшими моделями серверов, прототипами сотовых телефонов и других мобильных устройств, разрабатываемых партнерами.

По адресу www.mobile-bazaar.com находится CyberBazaar. Партнеры имеют привилегированный доступ к этому глобальному порталу. Там выкладываются новости, информация по приложениям, технологическим тенденциям, идет обсуждение различных вопросов. Сервис-провайдеры, операторы связи и корпоративные заказчики могут ознакомиться и протестировать новые э-сервисы, образовать группы по интересам, найти бизнес-партнеров и т. д. Короче, почти по Жванецкому - у них там кипит своя жизнь. По разным источникам в настоящее время у HP насчитывается от 150 до 200 партнеров (среди которых Nokia, Nextenso, Yomi Media, LPG Innovations, Tantau Software) и их число быстро увеличивается. (Информацию о том, как войти в эту когорту, можно получить, написав по адресу: mong-chee_chang@hp.com.)

Очень полезная почтовая

WAP-служба LPG WAP Office

Хотя прогнозы редко сбываются (этого от них никто и не требует) - важно, что они указывают текущий вектор ожиданий, интересный сам по себе. Это по поводу предсказанного миллиарда владельцев сотовых телефонов в 2002 г. (в прошлом году их было 490 млн.). Из этого миллиарда половина будет пользоваться аппаратами, поддерживающими протокол WAP. По данным исследовательской компании Yankee Group Europe, объем рынка беспроводной передачи данных к 2003 г. только в Европе должен достигнуть почти 39 млрд. долл.

Понятна перспектива? Вот он, быстро растущий рынок, вот оно, маркетинговое преимущество для начинающих (start-up) фирм, и вот зонтик (не хочется говорить “крыша”), под которым компания HP собрала по всему миру партнеров по разработке приложений, инструментария и инфраструктуры для нового бизнеса. Она предоставляет им техническую и маркетинговую поддержку, а также помогает в продажах (что значит русский язык - ведь не скажешь “продажную поддержку” :). Начало программе создания базара было положено 11 октября прошлого года на выставке Telekom’99 в Женеве. Относительно HP у всех давно сложилось представление, что компания - брэнд в области аппаратных средств. Этот выработанный за полвека стереотип очень силен и не скоро исчезнет. В последние годы HP действительно очень много усилий вкладывает в ПО. Из новых разработанных ею технологий отметим:

- e-speak - базовая технология для создания э-сервисов (см. www.e-speak.net);

- Chai - основанная на Java программная поддержка взаимодействия через информационные устройства;

- поддержка таких технологий, как WAP (Wireless Application Protocol), GPRS (General Packet Radio Service), iMode и Bluetooth (см. PC Week/RE, № 12/2000, с. 22). Каждая из перечисленных технологий требует отдельного рассказа, и если жена во время отпуска не отнимет у меня компьютер, то я чуть позже попытаюсь о них написать.

Отмечу, что на следующий день, 10 июля, опять же в Женеве HP анонсировала программу поддержки высоконадежных мобильных э-сервисов. Компания готова предоставлять провайдерам беспроводных услуг всеобъемлющую поддержку инфраструктуры, чтобы помочь им избежать перебоев в работе.

Финляндию, как это ни странно звучит, часто называют Кремниевой долиной Европы. Именно здесь в марте 1991 г. раздался первый звонок в стандарте GSM, а в прошлом году получена первая в мире операторская лицензия на мобильную связь в стандарте UMTS. Я увидел много финских фирм, работающих над различными направлениями мобильных э-сервисов. Вот несколько примеров.

Фирма SandStore (www.sandstore.fi), специализирующаяся на разработке словарей, создала WAP-сервис Euro Mobile Translator, позволяющий с сотового телефона запросить перевод слова на любой из поддерживаемых системой 16 языков - английский, голландский, датский, испанский, итальянский, малайский, русский, немецкий, португальский, турецкий, финский, шведский, эстонский и латинский (последний, правда, ограничен медицинской терминологией). Словарная БД содержит 4,6 млн. проиндексированных слов и 240 возможных сочетаний языковых пар (например, русский-шведский). Для некоторых языков есть словари синонимов. Система реализована в двух вариантах - под MS IIS (СУБД MS SQL 6.5 или 7.0) и под Apachi (СУБД MySQL). Я попытался перевести на русский слово applications и получил на экране перевод, но оказалось, что нужно еще как-то переписать кириллический шрифт, иначе прочитать невозможно. В полном объеме система будет готова к концу года. думаю, что все эти трудности преодолимы.

Хуже другое: вводить слова с телефонной клавиатуры - дело весьма утомительное. Путей решения несколько - микроклавиатура к сотовому телефону (как, например, сделала корпорация Ericsson), объединение телефона с карманным ПК (как поступила фирма Nokia) либо речевой ввод. В разработку систем распознавания речи во всем мире сейчас вкладываются многие сотни миллионов долларов в год. И правильно - следующий прорыв в компьютерных технологиях ожидается в ближайшие несколько лет именно в этом направлении. (В нашей парадоксальной стране, где есть реальная возможность решить данную задачу, денег, как обычно, на это нет).

Другая финская фирма - LPG Innovations (www.lpg.fi) - разработала очень полезную почтовую WAP-службу LPG WAP Office. Она позволяет мобильному пользователю считывать со своего почтового ящика в офисе заголовки новостей (отправитель, тема и дата получения письма), выбирать и читать новость, отвечать на нее либо удалить. Если без словарей еще как-то можно прожить,то без почты сейчас обойтись крайне трудно. Кроме того, система поддерживает календарь, корпоративную адресную книгу и т. п. Система реализована на языке Java и использует СУБД Oracle 8.

Менеджер по бизнесу мобильных

э-сервисов Ивица Юреса

Интересен спортивный портал www.mathchon.com. Он позволяет передавать на WAP-телефоны результаты спортивных соревнований. Любители футбола смогут увидеть анимированные схемы результативных атак.

Молодая и быстро растущая фирма SpringToys разрабатывает игры, предназначенные для мобильных пользователей и владельцев карманных ПК (PalmOS, EPOC). Однако ее продукты продаются не конечным пользователям, а контент-провайдерам. Область, совершенно не освоенная российскими игровыми компаниями.

Можно перечислить десятки других заслуживающих внимания разработок. Отмечу только работы по передаче на WAP-телефоны трехмерных карт города Хельсинки. Так как местоположение пользователя известно достаточно точно, то такая карта может помочь ему в выборе маршрута либо быть туристическим гидом.

Что же мешает быстрому распространению WAP-сервисов? Об этом я спросил европейского менеджера по бизнесу мобильных э-сервисов Ивицу Юреса (Ivica Juresa).

По его мнению, основной барьер - менталитет пользователей. Они привыкли к большому мультимедийному потоку информации через Интернет. До перехода к мобильной связи третьего поколения скорости передачи данных в нынешних системах достаточно малы.

Говоря о России, г-н Юреса пессимистично отметил, что пока пользователи мобильной связи в стране составляют немногим больше 1% населения, покупать эти услуги здесь некому.

Думаю, что здесь с ним можно не согласиться. Если “размазать” эту цифру по всей территории России, тогда конечно. Но понятно, что в крупных городах “критическая масса” уже набрана. Пора делать рынок э-сервисов.

Версия для печати