ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Жизнь не стоит на месте. Еще два-три года назад о немедленной телефонной связи с любым уголком нашей планеты в любое время дня и ночи можно было лишь мечтать. И вот система глобальной подвижной персональной спутниковой связи (ГППСС) Iridium Globalstar доказала, что мечты сбываются. Мобильный абонент со спутниковым терминалом в виде телефонной трубки в руке может связаться “с кем угодно и когда угодно” в любой точке земного шара. Но что дальше?

А дальше не все так безоблачно. И вот уже общественное мнение качнулось в другую сторону. Причина этого - неожиданно низкий спрос на услуги и, как следствие, объявление о банкротстве консорциума Iridium - пионера в этой области, а также сообщения о финансовых трудностях других компаний, предлагающих ГППСС. Вместо ожидаемых миллионов абонентов Iridium их оказалось во всем мире только несколько десятков тысяч. Правда, следовало бы напомнить, что и ранее часть специалистов в сфере телекоммуникаций довольно скептически относилась к подобным проектам.

Основная причина столь малого спроса - высокозатратный характер предлагаемых системно-технологических решений и как следствие неприемлемо высокая стоимость абонентских терминалов и услуг. Это объясняется прежде всего большим числом (несколько десятков) достаточно сложных спутников-ретрансляторов (СР) в орбитальных группировках (ОГ) таких систем, а также спецификой их архитектуры, предполагающей совместное использование подобных устройств с наземными сетями связи.

Но тут же возникает вопрос: действительно ли перечисленные факторы - непременное свойство и необходимое условие развития подвижной и персональной спутниковой связи (ПСС) и почему нельзя представить себе ее более дешевые и жизнеспособные варианты? Это вопрос не риторический. Хотелось бы только предостеречь от поспешных суждений по этому поводу. Ясно одно: будущее таких систем во многом зависит от решения подобного круга проблем.

Как уже отмечено выше, одна сторона проблемы - затратная. Так, если иметь в виду обслуживание не только богатых бизнесменов, мигрирующих по всему свету и готовых выложить несколько тысяч долларов за персональный терминал и сотни долларов в месяц за возможность общения с собственным офисом или квартирой и штаб-квартирой, но и обеспечение местной, локальной связи для жителей, государственных и корпоративных служб в тех местах, где ее нет вообще, то уместно говорить о региональном принципе построения СПСС.

В известных региональных СПСС, как правило, используется геостационарная орбита (ГО) либо эллиптические орбиты (ЭО). При этом количество спутников в орбитальной группировке значительно меньше, в результате чего стоимость системы снижается на порядок и более и хотя в этом случае уменьшается географическая зона обслуживания, а значит, и число пользователей в сравнении с ГППСС, очень важно, особенно для России, то, что сокращаются абсолютные затраты.

По сравнению с другими видами связи в спутниковых системах особенно ярко проявляется зависимость основного ряда услуг, предоставляемых пользователю, от возможностей физической среды передачи, а именно энергетики радиолиний, способов радиодоступа, параметров космического и земного сегментов, архитектуры системы. В этом смысле номенклатура и качество услуг ПСС неотделимы от системы передачи.

Обмен информацией с помощью персонального абонентского терминала (АТ) и ненаправленной антенны является наиболее важной, базовой услугой ПСС.

Как в глобальных, так и в региональных системах на СР устанавливаются многолучевые бортовые антенны (МЛА), способствующие достижению необходимого энергопотенциала радиолиний при использовании персонального АТ указанного типа и более эффективному применению отводимой полосы частот.

С увеличение высоты орбиты, т. е. в основном в региональных СПСС, растет необходимая апертура МЛА. В приводимой таблице показаны ориентировочные размеры эквивалентного диаметра бортовой антенны в зависимости от высоты орбиты, определяемые в основном энергетикой участка АТ-СР в L,S-диапазонах частот и требуемой скоростью передачи информации от одного абонента (в данном случае цифры соответствуют скоростям от 4,8 до 9,6 кбит/с).

Один из способов снизить стоимость СПСС - не перегружать ее космический сегмент функциями, необходимость и рациональность которых по крайней мере неоднозначна. Речь идет, в частности, о наделении СР, по аналогии с принципами наземной связи, функциями устройств типа АТС или узла коммутации пакетов.

При проектировании СПСС пока не исчерпаны уникальные возможности спутниковой радиосвязи, для которой главной задачей является организация прямых каналов между абонентами, во многих случаях не требующих использования наземной сети связи общего пользования. Отметим, в частности, что при этом ПСС с успехом может заменить морально и физически устаревшие коротковолновые, а также радиорелейные линии протяженностью более 50-100 км в труднодоступных или обширных районах России и стран СНГ.

Другая сторона проблемы внедрения СПСС, тесно связанная с затратами, - это их востребованность. Здесь также существуют определенные резервы. Среди них необходимо отметить следующие факторы.

Концепции проектов мобильной связи третьего поколения, ориентированных на персональные телекоммуникации, помимо подвижной распространяются и на фиксированную связь, беспроводной абонентский доступ, вхождение в Интернет. В этом смысле терминал ПСС может быть и стационарным (по аналогии с ПК), обеспечивая обмен любыми видами информации, в том числе широкополосными. Таким образом, в СПСС могут использоваться разные виды персональных терминалов, в частности:

- абонентские станции с ненаправленной или следящей направленной антенной, расположенные в транспортном средстве и работающие в движении;

- стационарный терминал с направленной антенной, устанавливаемый на рабочем месте оператора ПК (офисного, домашнего, полевого);

- необслуживаемый терминал (моноблок) с ненаправленной антенной, работающий в автономном режиме внутри или вне помещения, совместно с различного рода датчиками технологической, экологической, аварийной информации.

Именно для этих и многих других типов АТ, используемых в системе ПСС, могут быть применены понятия персональной и/или терминальной мобильности, хотя и не всегда речь идет об обслуживании “персоны”. Но в любом случае следует идентифицировать пользователя (источник информации) и терминал.

Наряду с объединением возможностей подвижной и фиксированной связи, обеспечением высокоскоростного обмена данными, беспроводного доступа к сетям, включая Интернет, ПСС может рассматриваться и как средство дополнения и расширения наземной сотовой, транкинговой и радиорелейной связи. Персональный терминал или эквивалентный ему малогабаритный надежный, действительно не требующий обслуживания аппарат без апертурных (зеркальных) антенн, подверженных ветровым и температурным воздействиям, может стать незаменимым средством телекоммуникаций в условиях Сибири и Дальнего Востока.

У потребителей, являющихся основной категорией абонентов сетей сотовой связи и оплачивающих ее услуги по установленным тарифам, ПСС должна пользоваться спросом на той же тарифной основе, при условии не слишком большой разницы в стоимости оборудования и услуг. Это возможно при существенном снижении затрат на ее реализацию по сравнению с упоминавшимися ГППСС. Учитывая появление пользователей в районах, вообще не охваченных наземной связью, можно ожидать, что количество абонентов сетей ПСС в России будет приближаться к числу абонентов сотовых сетей.

Объективно, исходя из необходимости, к таким потребителям могут быть отнесены практически все возможные категории пользователей: население, органы государственного и местного управления, корпорации, общественные, международные организации, силовые ведомства и структуры.

Все это может привести к заметному росту прогнозируемого количества абонентов ПСС, как в абсолютном, так и в процентном исчислении по отношению к остальным видам подвижной и фиксированной связи. Такие тенденции отмечаются в ряде исследований последнего времени.