МЕНЕДЖМЕНТ

Владимир Бугроменко    

Как скучно порой слушать отчеты иных чиновников и даже министров о положительных сдвигах в подведомственных им отраслях. Сельхозпроизводитель отрапортует о росте клейковины в зерне, воздушный перевозчик - о повышении коммерческой загрузки авиасалона, строитель - о сокращении удельного расхода битума при ремонте дорог. Вроде неплохо, но возникает вопрос: а что это мне дает?! Вопрос не скептика, а налогоплательщика!

Уже сейчас управленческая культура требует от чиновника соблюдения двух условий:

1) отчитываться нужно, оперируя цифрами и терминами, понятными потребителю-обывателю, т. е. налогоплательщику;

2) отчет должен включать хотя бы приблизительный прогноз последствий принятых решений для будущих поколений, что по сути является гарантией устойчивого развития ведомства, города, региона.

На Западе уже лет десять существует новый жанр публичного отчета о делах и намерениях - так называемые “белые (зеленые, красные) книги” (например, “Белая книга Министерства обороны Великобритании”, “Зеленая книга о будущем транспорта” и т. д.).

Но как же трудно подчас бывает заставить чиновника перестроить свою работу в соответствии с новыми профессиональными стандартами! Вот здесь-то и пригодились бы компьютерные решения, помогающие ему быть на высоте. Если бы они были!

Управление устойчивым развитием - через компьютер!

Устойчивое развитие любого региона возможно лишь в том случае, если, используя ресурсы на благо себе сегодня, мы не обделяем будущие поколения. Причем речь идет не только об экологических (как это было заявлено еще в 1992 году в Рио-де-Жанейро), но и об экономических, социальных и даже геополитических аспектах нашей жизни. Экономное расходование битума при строительстве дорог ради снижения издержек и повышения прибыли, понятно, мало волнует не только будущие поколения, но и нынешних потребителей. Зато интересно, как это отразится на сохранении окружающей природы, стандартах качества жизни, комфортности поездок и реализации наших прав. То есть нужна идеология прямого счета любых затрат на конечное потребление, минуя промежуточные отраслевые показатели. В конце концов, гораздо важнее для нас не эффективность работы самой отрасли, а эффективность жизни, достигнутая посредством работы этой отрасли (отраслей). Этим (см. таблицу) и отличается стратегическое планирование от текущего (даже долгосрочного, которое нельзя считать заведомо стратегическим)!

Рис. 1. Логическая схема экспертной системы Geogracom 5W+

Но такого рода идеология требует и нового типа программного обеспечения. Задача была сформулирована таким образом: создать программный продукт, база данных которого не выбивала бы чиновника из его привычной “узкопрофессиональной колеи”. На выходе же он получает “Белую книгу”, где с удивлением (и гордостью!) узнает, что в результате своей деятельности облагодетельствовал половину человечества. По большому счету, именно это должно служить мотивацией для чиновника любого ранга. А высокие технологии могут быть лишь средством реализации этой цели.

Сложность поставленной задачи определяется не только технологическими, но и психологическими проблемами. Самоуважение чиновников оказалось намного ниже, чем хотелось бы. Причем не только в России с ее нищенскими зарплатами в бюджетной сфере, но и на Западе. Об этом красноречиво говорит тот факт, что подразделение по оценкам социальных последствий реализации инвестиционных проектов, созданное семь лет назад в недрах Всемирного банка, так ничем себя и не проявило. Хотя дополнительные социальные блага - это тоже деньги, которые, возвратясь, повышают привлекательность проекта. Особенно в сложной инфраструктуре, какой, в частности, является транспорт.

Типы массового программного обеспечения в управлении транспортом

На транспорте много хороших и разных информационных систем, но все они не выходят за рамки идеологии текущего планирования.

- ITS (Intelligence Transport Systems) - системы, обеспечивающие “зеленую волну” на трассе, автоматическое регулирование перекрестков и ликвидацию пробок, “автопилотность” наземного транспорта, диспетчеризацию транспортного процесса, в том числе с использованием GPS. Среди последних для примера можно привести железнодорожные диспетчерские системы Rail.2.0. белорусского НПО “Глобо-центр” и “Перевозки” фирмы Lester (http://www.perevozki.ru).

- Традиционные системы, как правило, использующие модифицированные методы (особенно из теории графов) для моделирования потоков, поскольку до сих пор прогноз потоков является главной составляющей инвестиционных транспортных проектов.

Разница в понятиях и сути между текущим и стратегическим планированием

- Комплексные (по существу технологические) системы, в том числе с элементами искусственного интеллекта, мощными СУБД и интегрированными ГИС. В качестве примеров можно привести HDM-4 (hdm4.piarc.org), а также TRIPS (www.mva-group.com), широко используемую в комплексных транспортных системах городов. Наиболее широкий набор программных продуктов для транспортных целей можно найти на сайте McTrans (http://mctrans.ce.ufl.edu).

С другой стороны, предпринимаются попытки компьютеризировать стратегическое планирование (в современном понимании). Одной из самых удачных таких попыток является виртуальный коллоквиум “Computer-aided policymaking” (www.capolicy.unimelb.edu.au), где представлены три системы поддержки принятия решений в области политической стратегии.

Сегодня уже ясно, что хорошая система стратегического планирования в любой предметной области должна быть экспертной системой с мощной базой знаний, обеспечивающей непосредственную конвертацию узкоспециальных знаний в общепользовательские представления об устойчивом развитии.

Примером систем подобного класса является продукт Geogracom научно-консалтинговой фирмы “Геограком” (www.geogracom.ru), предназначенный для стратегического планирования работы транспорта. На сегодняшний день выпущена уже пятая его версия, основным разработчиком которой является В. Чернявский.

Geogracom 5W

По классификации Ю. Ф. Тельнова, автора самого популярного учебника по интеллектуальным ИС в экономике, ныне разрабатываемую версию Geogracom 5W+, которая развивает существующее решение, можно отнести к трансформирующим экспертным системам, для которых характерны генерация гипотез, самообучение системы “без учителя” и некоторые другие атрибуты. Логическая схема Geogracom 5W+ представлена на рис. 1.

Наиболее важным моментом в работе системы Geogracom 5W+ является обращение к опционалу. При неопределенности или отсутствии данных система сама предложит недостающие “данные-аналоги”, основываясь на предшествующем опыте. Дело в том, что при каждом расчете система накапливает отклики внешней среды и при определенных условиях принимает их во внимание, т. е. “самообучается”. Постепенно образуется банк новых продукционных правил (“decision rules”) по пяти разделам: надо - при условии+, надо - безусловно, запрет - при условии+, запрет без условий, нейтральные решения. Справедливость вновь появившихся “правил игры” зависит от детальности и корректности отнесения отклика к тому или иному предметному и ситуационному типажу. Число этих дробящихся (от общего к частному) типажей превышает тысячу. Таким образом проявляется общая тенденция развития экспертных систем в направлении преодоления самой трудной первоначальной преграды: предметная специфика отражается негромоздкой базой данных, а основные ресурсы экспертной системы направляются на решение действительно интеллектуальных задач в виде эвристических моделей и алгоритмов.

Есть традиционный путь - описать предмет с помощью максимально детальной базы данных. Экспертные системы, видимо, будут устроены по-другому: полнота и уникальность предметной области будет отражаться в буквальном смысле через рефлексию системы в виде набора (вторичных) откликов на воздействия. Оказывается, набор откликов системы идентифицирует предмет более точно, чем детальное описание, при этом вычислительных ресурсов требуется на порядок меньше.

Рис. 2. Стратегические параметры

Определяющее значение для систем стратегического планирования имеет видение будущего, задаваемое набором стратегических параметров (рис. 2). Затем система осуществляет конвертацию общестратегических параметров (важных с точки зрения любой сферы деятельности) в Минимальный транспортный стандарт (МТС) данной территории. По существу, МТС - это транспортный образ процветания, которое, оказывается, зависит от квалификации и политической воли конкретного чиновника. Разумеется, это повышает его престиж, так как теперь он имеет возможность по-новому отследить малейшие затраты (например, на содержание и ремонт дорог) и увидеть, как они повлияли на экологию, безопасность, экономический рост региона, социальное благополучие населения (рис. 3). Да и сам процесс принятия решения становится игровым: всегда можно поспорить с теми предложениями, что экспертная система выдает сама на основе базы знаний (рис. 4). В этом ей помогает СУБД Sybase (sybase.ru) и ГИС “Панорама” (www.panorama.ecorp.ru). Вместе они неплохо справляются с задачами “на будущее”.

Что дальше? От экспертных систем - к экспертным порталам

Страсть к предсказаниям, как к гороскопам, не затухает, несмотря на прогресс во всех сферах жизни. Скорее, вопреки прогрессу. Когда-нибудь потребность отчитываться перед будущими поколениями за сегодняшние деяния станет нормой. Это своего рода процедура интеллектуальной исповеди, которая будет необходимым атрибутом корпоративной этики. Инструментом послужит новый тип портала - стратегический (Strategy Applied Portal), своеобразный гороскоп для руководителей.

Рис. 3. Минимальный транспортный стандарт

Давайте немного помечтаем: как это будет? Представим мэра крупного города, кровно заинтересованного в том, чтобы все его решения по развитию города были понятны каждому обывателю. (Априори в те недалекие времена результаты выборов будут определяться не столько грязными предвыборными технологиями, сколько убедительными расчетами и зарисовками грядущей картины на три-пять лет вперед, пересылаемыми по Интернету всем избирателям.)

Итак, “мэр” или его эксперт входит в стратегический портал, заполняет с десяток общеизвестных показателей города. В ответ система предлагает выбрать приближенный план города, который с помощью дополнительных вопросов “доводится” до сходства с реальным (второй вариант: генплан города просто вводится и “отдается” системе).

Затем “мэр” может проиграть разные ситуации, предварительно определив:

- как он видит будущее с помощью стратегических (международно признанных) параметров;

- из каких источников и сколько финансовых ресурсов собирается привлечь;

- какие объекты и где он будет строить, реконструировать, ликвидировать и т. д.;

- каким образом он расставляет приоритеты (экология и безопасность, социальная сфера, экономика и т. п.).

Рис. 4. Генерация мероприятий

Этот набор вопросов является сильнейшим оружием избирателей (и избираемого), поскольку через портал кандидат на “мэрство” предлагает не слова, а прогнозируемые результаты. В споре за голоса это гораздо более серьезный аргумент, чем личное обаяние. Мало того, стратегическое мышление может овладеть массами, если администрация предложит горожанам бесплатно на городском сайте моделировать любые фантастические предложения.

Спрос на такие “гороскопы” есть уже сейчас (почти тридцать регионов установили у себя систему Geogracom 5W). Не хватает лишь управленческой культуры для повседневной работы над будущим. Но это дело наживное!

С автором, директором ООО “Геограком”, можно связаться по адресу: ooogeo@glasnet.ru.

Версия для печати