Елена Монахова
Во время визита в Берлин весной нынешнего года мне случилось побывать в гостях у группы немецких ученых, занимающихся разработкой новых технологий управления знаниями. Эта встреча в некотором смысле перевернула мои представления о современном менеджменте и заставила изменить отношение к управлению знаниями, которое до этого момента существовало в моей голове как нечто абстрактно-неопределенное.
Под чай с пирожными руководитель группы Ахим Нойрат и его коллега Гюнтер Шульц рассказали о своих изысканиях, финансово поддерживаемых берлинским отделением Евросоюза. По их словам, высокая значимость этих исследований определяется тем, что их результаты должны вывести на новый уровень менеджмент в немецких организациях, а значит, повысить и эффективность их деятельности (в восьми компаниях Берлина уже ведутся пилотные проекты по применению предлагаемого подхода) за счет упорядочивания и совершенствования внутренних связей, приобретения навыков коллективной работы с информацией и знаниями.
В чем же суть предложений немецких ученых?
В глобальном смысле главная задача - обеспечить оптимизацию внутренних процессов предприятия за счет привлечения к этому всех категорий сотрудников. Собственно, предлагаемую учеными “внутрифирменную информационную сеть” (ВИС) следует рассматривать как средство групповой оптимизации работы.
Гюнтер Шульц: “Централизованное управление свой век отжило,
оно уже неприменимо в условиях глобальной транснациональной экономики”
Для каждого сотрудника организации имеют первоочередное значение два типа знаний:
- базовые знания о компании;
- знания об основных процессах.
И те и другие постоянно меняются, и о произошедших изменениях должны каким-то образом своевременно узнавать работники. ВИС позволяет это делать простым способом с минимальными затратами.
Все от начала до конца в этом проекте построено на принципах демократии и личной инициативе членов коллектива. “Централизованное управление свой век отжило, - утверждает Гюнтер Шульц, - оно уже неприменимо в условиях глобальной транснациональной экономики, когда просто невозможно из центра управлять производственными процессами на периферии - они ведь имеют национальную специфику, понятную только жителям данной страны. Поэтому очевидно - изменение принципов менеджмента пойдет в сторону самоорганизации”.
Что такое в данном случае самоорганизация? Прежде всего, включенность сотрудников в процесс оптимизации совместной деятельности, глубокое понимание каждым не только “своего” производственного процесса, но и соседних. Отношения в коллективе предлагается строить по принципу “каждый каждому - клиент”. Это подразумевает встречное удовлетворение пожеланий и потребностей друг друга при соблюдении общих фирменных интересов и следовании единой бизнес-цели. Ключевую роль здесь играют два этапа, несущие в себе научную новизну: этап модерации, на котором вычленяются новые знания о процессе, и этап отображения этих актуальных знаний во внутрифирменной информационной сети. Под модерацией понимается профессиональное умение выделить в ходе группового обсуждения (мозгового штурма или фокус-группы, если хотите) некоторое смысловое зерно, квинтэссенцию, на основе которой затем должна произойти оптимизация обсуждаемой деятельности или конкретного бизнес-процесса. (Разумеется, для осуществления таких действий на предприятии должны существовать подготовленные модераторы. Предполагается, что в вузах начнется обучение специалистов, способных на самом высшем уровне работать со смыслами.)
С отображением и сохранением полученных знаний все гораздо проще - во внутрифирменной информационной сети (построенной по принципу intranet) имеются для этого специальные средства. Мне продемонстрировали ПО VIPRO, написанное с использованием Lotus Notes и сервера Domino, предлагаемое как инструмент внутрифирменной оптимизации (optimization tool). Оно позволяет отразить реальное состояние процесса (видимо, за счет широких возможностей документооборота, заложенных в Lotus Notes) и, кроме того, графически изобразить все актуальные связи между подразделениями (как, к примеру, в ARIS Toolset и других подобных средствах).
Это программное обеспечение, относящееся к классу Workfow, разработано Институтом организации труда им. Фрауэнгофа в Штуттгарте. Оно позволяет малым и средним компаниям и их виртуальным объединениям реализовать смоделированные фирменные процессы в своей внутренней сети. ПО просто в использовании и доступно каждому участнику процесса на экране компьютера независимо от времени и места его работы.
Какие преимущества ожидаются от такого подхода?
1. Возможность постоянного коллективного изучения критических с точки зрения получения прибыли фирменных процессов и их оптимизации простыми и удобными средствами.
2. Реализуются хотя бы начальные шаги по самоорганизации, поскольку проект охватывает все группы сотрудников - от неквалифицированных рабочих до высшего руководства фирмы.
3. Совершенствование бизнеса идет по инициативе снизу, а не сверху, благодаря чему снимаются внутренние противоречия в коллективе. Нововведения касаются прежде всего организации труда, а их реализация идет через использование современных технологий.
4. Решается задача повышения квалификации сотрудников путем проблемно-направленного обучения по потребности (обучение тоже оптимизируется - даются именно те знания, которые необходимы в данный момент).
5. Для фирм, освоивших азы самоорганизации с использованием современных ИТ, облегчается вхождение в новую электронную экономику.
Заинтересовавшиеся изложенным подходом могут обратиться к немецким коллегам по адресу: guenter.schulz@krone.com.