Недавно корпорация IDC (www.idc.com) провела опрос ряда американских компаний различного уровня, чтобы выяснить, в каких целях они используют проекционное оборудование и намерены ли в ближайшее время расширить парк имеющихся у них устройств. В ответах респондентов прослеживалась характерная зависимость от масштаба компании. Оказалось, что крупные фирмы со штатом свыше 500 человек наиболее интенсивно используют проекторы для повышения образовательного уровня и обучения сотрудников, средние (от 100 до 500 человек) - для организации тренингов персонала, а небольшие (до 100 человек) применяют их главным образом при проведении маркетинговых акций, направленных на поддержку продаж. Общий вывод, к которому пришли аналитики IDC по результатам опроса, вероятно, удивит многих: большинство американских компаний считает современное презентационное оборудование важным бизнес-инструментом. По крайней мере две трети более чем из 500 респондентов сообщили о своем намерении приобрести дополнительное количество мультимедиа-проекторов и объяснили это необходимостью развивать бизнес компании.
Plus U3-1080 - родоначальник категории проекторов Palm-Sized
Отмечая успехи производителей в развитии проекционных технологий, аналитические агентства, следящие за развитием событий на рынке презентационной техники, прогнозируют значительный и, главное, устойчивый рост продаж мультимедиа-проекторов. В частности, IDC обещает увеличение объема продаж с 750 тыс. шт. в прошлом году до 2,5 млн. шт. в 2004 г. при среднем ежегодном росте в 26,3%. Основной движущей силой рынка, по мнению западных экспертов, в ближайшие годы станут микропортативные проекторы массой до 5 фунтов (2,26 кг), фактически переходящие в разряд устройств персонального пользования и существенно расширяющие покупательскую базу отрасли. (На компьютерном рынке аналогичные явления отмечались уже не раз и в каждом случае сопровождались быстрым снижением цен на продукты для широкого круга покупателей при одновременном улучшении их качества.)
Тенденция к повышению спроса на микропортативные проекторы отчетливо проявилась уже в нынешнем году. Так, согласно отчету отделения Projection Displays исследовательской компании Stanford Resources, доля проекторов массой до 5 фунтов в общей структуре продаж на американском рынке выросла с 17% в первом квартале до 25% во втором, в то время как доля проекторов массой от 6 до 10 фунтов (2,7-4,5 кг) - с 52 до 54%. Оценивая перспективы развития мирового рынка, Projection Displays отмечает, что если в прошлом году было продано примерно 34 000 микропортативных проекторов (чуть менее 5% от общего объема продаж), то уже в 2005 г. это число увеличится до 1,3 млн. (почти 50% прогнозируемого объема продаж). Таким образом, темпы роста в этом секторе составят 84% в год, в три с лишним раза превысив среднеотраслевые. Изменения ожидаются и в системе организации продаж: все большая часть устройств будет поставляться через традиционные компьютерные каналы, которым эксперты отводят важную роль в активизации продаж “персональных” проекторов.
От микропортативных устройств к Palm-Sized
Год назад, комментируя итоги прошедшей выставки Infocomm’99, директор компании Activision Марат Габдрахманов не исключил возможности создания в перспективе проектора массой менее 1 кг, но, видимо, и он не предполагал, насколько эта перспектива близка. И хотя формально рубеж в 1 кг пока не преодолен, на Infocomm’2000 (т. е. спустя всего год) были представлены модели массой менее 3 фунтов (1,3 кг), условно отнесенные к категории Palm-Sized. Главная заслуга в этом достижении принадлежит компании Plus (www.plus-america.com), разработавшей базовый DLP-узел такого проектора, а на его основе - модели U3-1080 (800 ANSI-лм, XGA) и U3-880 (800 ANSI-лм, SVGA). По OEM-соглашению аналогичные аппараты под своими торговыми марками будут поставлять и другие компании: Mitsubishi (Mimi Mits X30), Philips (UGO X-Lite и S-Lite), Sharp (Notevision M10X и M10S). На основе того же оптического ядра созданы и новые проекторы NEC MultiSync LT-150 (XGA) и LT-85 (SVGA), однако компания NEC начинила их собственной электроникой и добавила в конструкцию гнездо PC Card, а также разъем для подключения источников HDTV-сигнала. В итоге аппараты NEC несколько тяжелее аналогов (на 125 г), но зато позволяют воспроизводить презентации, записанные на флэш-карточку. LT-150 отличается от аналогичных аппаратов еще и тем, что способен воспроизводить сигналы с разрешением UXGA - на ступень выше, чем Plus U3-1080.
Миниатюризация устройств, естественно, потребовала некоторых жертв. В частности, в них нет функции оптического зума, поэтому размеры изображения обеспечиваются соответствующим позиционированием самого аппарата, благо весит он чуть больше килограмма. Тех, кому в силу должностных обязанностей приходится часто проводить бизнес-презентации на выезде со своим оборудованием, это обстоятельство вряд ли смутит.
Столь очевидную тенденцию к росту рынка микропортативных проекторов, безусловно, не могли проигнорировать и производители LCD-аппаратов, проигравшие, как казалось, еще до начала самой игры. С небольшим отставанием от InFocus и Plus первой в нее включилась корпорация Sony (www.sony.ru), разработавшая LCD-матрицу с диагональю 0,7 дюйма. Коммерческий успех ее модели VPL-CS1, в адрес которой высказывалось немало замечаний, был предопределен удачным ценовым позиционированием (по официальным данным, только в Европе этих аппаратов продано более 25 тыс. шт.). Вслед за Sony свои облегченные модели предложили рынку Epson (www.epson.com) и Toshiba (www.toshiba.com), а совсем недавно их примеру последовала Hitachi (www.hitachi.ru, см. PC Week/RE, № 34/2000, с. 14), выпустившая в продажу аппарат CP-S220W (800 ANSI-лм, SVGA) - фактически первую LCD-модель, по формальным признакам вписывающуюся в категорию микропортативных проекторов. По OEM-соглашению аналогичный аппарат dv 235 будет поставлять немецкая фирма Liesegang (www.liesegang.de). Ее российский партнер компания “Смистар” (www.smistar.ru) уже объявила о начале продаж этой модели.
В конкурентную борьбу также вступает компания Sanyo (www.sanyolcd.com), ранее не замеченная в стремлении позиционировать себя в этом сегменте рынка, но тем не менее представившая на прошедшей в сентябре европейской выставке Photokina’2000 свой новый продукт PLC-SW10 массой 2,5 кг. А самым легким среди LCD-аппаратов вскоре может стать проектор Panasonic PT-LC50 (800 ANSI-лм, 2 кг), продемонстрированный на Infocomm’2000, но пока не запущенный в продажу.
В целом можно констатировать, что наиболее миниатюрные LCD-проекторы пока проигрывают DLP-устройствам по весовым характеристикам и световой отдаче на единицу массы. Так что производители LCD-аппаратов для этого сектора рынка, очевидно, постараются привести иные аргументы в свою пользу: привлекательные цены, лучшее качество воспроизведения видео или, возможно, что-то другое.
Далеко не для всех (особенно в России) вес аппарата является критически важной характеристикой, и, вместо того чтобы платить за миниатюрность, многие сделают выбор в пользу более высоких технических характеристик и лучшего функционального наполнения. Скажем, вместо Plus U3-1080 за те же деньги (а возможно, и дешевле) не только на Западе, но уже и в России можно приобрести другую новинку той же фирмы - U2-1130 (6900 долл., поставляет компания Delight 2000). При массе 2,6 кг этот аппарат обладает световым потоком 1300 ANSI-лм (это лишь на 100 ANSI-лм меньше сегодняшней верхней планки для ультрапортативных XGA-систем) и в своем классе является лидером по показателю световой отдачи на единицу веса. Аналогичная по яркости и цене модель InFocus LP350 (поставляет “Русский стиль”, www.rus.ru) на полкило тяжелее, но зато используемая в ней лампа имеет в два раза больший ресурс (2000 ч), что обещает пользователю снижение эксплуатационных расходов. Модели имеют и другие различия, позволяющие пользователю сделать выбор в пользу того или иного аппарата. По мнению некоторых экспертов, модель U2-1130 более удобна для проведения бизнес-презентаций, в то время как LP350 лучше воспроизводит видеозаписи.
Plus U2-1130 - лидер среди ультрапортативных систем по световой отдаче на единицу массы
Из числа продемонстрированных на Infocomm’2000 LCD-новинок на российском рынке уже представлены модели Panasonic PT-L711E (1400 ANSI-лм, XGA), PT-L701E (1000 ANSI-лм, XGA) и PT-L501E (1100 ANSI-лм, SVGA). Аппараты выполнены в едином стиле и имеют одинаковую массу - 3,8 кг. По прайс-листу компании Polymedia (www.polymedia.ru), они стоят соответственно 7499, 5899 и 4299 долл. и по совокупности параметров (как и упомянутые выше модели Plus и InFocus) вписываются в категорию наиболее популярных на нашем рынке устройств (см. врезку “Что предпочитают покупать в России”). При сравнительно невысоких ценах модели обладают рядом приятных особенностей. В них максимально автоматизированы функции настройки изображения (вплоть до устранения геометрических искажений благодаря наличию встроенного гравитационного датчика), короткофокусный объектив позволяет разместить проектор вблизи экрана и при этом обеспечить более крупное изображение, чем при использовании большинства других моделей. В числе прочих реализована уникальная функция вывода индексного окна. Воспользовавшись ею, презентатор может сохранить любой слайд в памяти проектора и вывести его в левой части экрана, продолжив демонстрацию других слайдов на его правой половине. (Скажем, отобразив слева общую схему системы, справа можно последовательно выводить более подробную информацию об отдельных ее узлах.) Наиболее же привлекательной особенностью моделей является возможность выбирать режим работы лампы в зависимости от условий внешнего освещения. При этом в режиме пониженной яркости ресурс лампы продлевается с 2000 до 3000 ч, а шум охлаждающего вентилятора снижается до 28 дБ, что создает комфортные условия для просмотра видеофильмов.
Panasonic PT-L711 - удобство эксплуатации и широкий
набор функциональных возможностей
Осенние месяцы - время вывода на рынок новинок завтрашнего дня. Парад моделей только начинается, и уже в ближайшее время производители заметно обновят свои линейки продуктов, предоставив покупателю на выбор более совершенные аппараты практически во всех категориях, и тем самым дадут повод для продолжения разговора на затронутую тему.
Что предпочитают покупать в России
Хотя на сегодняшний день нет объективных данных об объеме отечественного рынка проекционного оборудования, в 2000 г., по оценкам экспертов, здесь будет продано от 3 до 4 тыс. мультимедиа-проекторов разного класса. Таким образом, доля России на мировом рынке по объему продаж в натуральном выражении пока не превышает 0,4%.
Распределение предложений по классам проекторов
Косвенно о том, что предпочитают покупать в России, можно судить, опираясь на результаты анализа предложений различных фирм. Так, по данным Mega Pro et Contra (www.newman.ru), 54% предлагавшихся в сентябре проекторов имеют разрешение XGA и 39% - SVGA. Если учесть, что практически все современные модели способны воспроизводить сигнал с разрешением, на ступень превышающим разрешение установленного в них формирователя изображения, можно полагать, что это соотношение будет не слишком быстро меняться в пользу XGA-аппаратов. Не случайно многие производители выпускают в продажу сразу две схожие модели, различающиеся лишь разрешающей способностью и, соответственно, ценой.
Распределение предложений по цене проекторов
Критичный для российских покупателей показатель - цена, видимо, в значительной мере определяет приоритеты по массе и яркости проекторов. Наиболее популярны модели ценой от 4 до 8 тыс. долл. (58,4% предложений), при этом почти 35% предлагаемых моделей приходится на диапазон цен от 5 до 7 тыс. долл.
Микропортативные проекторы погоды на рынке не делают (их доля - чуть больше 5%), в то время как ультрапортативные (45,3%) и портативные (37,1%) пользуются наибольшим спросом. При этом основную группу покупателей (73,5%) вполне удовлетворяют аппараты яркостью до 1500 ANSI-лм. Распределение предложений по цене проекторов и по их классам отражено на диаграммах.