КОНФЕРЕНЦИИ
Лондон, Париж, Барселона, Бостон и наконец Берлин. Эти города хорошо известны всему миру, и именно они начиная с 1996 г. последовательно становились местом проведения ежегодной конференции Lexmark (www.lexmark.com), посвященной перспективам развития индустрии печати и связанным с нею технологиям, к участию в которой компания привлекает ведущих специалистов отрасли, авторов нашумевших публикаций, ученых, экспертов, а также широкий круг представителей средств массовой информации. Главной темой конференции этого года, получившей название “20/20: Vision on Print” и собравшей более 200 журналистов из 28 стран мира, стали “всепроникающие технологии и средства печати”. Однако прошедшие в ее рамках презентации, выступления и обсуждения касались не только специфических отраслевых аспектов, но также затронули проблемы влияния современных технологий на общество.
Перспективы отрасли
На всевозможные печатающие устройства (принтеры, копиры, факс-аппараты) в мире ежегодно тратится более 80 млрд. долл. - больше, чем на промышленные средства хранения данных, серверы и даже блокнотные компьютеры. По объему рынка периферийные средства печати уступают только настольным компьютерам, и уже один этот факт говорит о том, сколь важное место они занимают в современном мире.
В своем выступлении на конференции Поль Курландер, исполнительный директор корпорации Lexmark, охарактеризовал печать, как “конечное выражение наших мыслей”, и предположил, что средства печати будут существовать всегда, эволюционируя и видоизменяясь вместе с окружающим миром. Так, стремительный рост популярности Интернета и широкое внедрение новейших средств коммуникации оказывают влияние на механизмы обмена информацией, обусловливая переход от концепции “сначала печать, потом распространение” к прямо противоположной - “сначала распространение, затем печать”. В итоге, ожидая в ближайшие годы снижения общего объема печатной продукции с 60 трлн. страниц в 2000 г. до 55 трлн. в 2010 г., Lexmark тем не менее прогнозирует почти троекратное (с 5 до 10-15%) увеличение доли офисной и домашней печати. “С эволюцией Интернета и упрощением способов распространения информации, которая теперь оказывается в буквальном смысле на кончиках пальцев, потребление бумаги дома и в офисах, видимо, возрастет с 3 трлн. страниц в нынешнем году до 8 трлн. в 2010 г.”, - выразил свое мнение Курландер.
Затронув тему офиса будущего (ей было уделено немало внимания на прошлогодней конференции), глава Lexmark выделил три основных фактора, которые изменят облик современного офиса: появление удобных в использовании многофункциональных средств перевода бумажных документов в электронную форму с последующим их распространением, широкое внедрение инструментов для цветной печати, распространение беспроводных средств доступа к информации.
Конвергенция технологий: продемонстрированные во время
конференции 20 моделей “от кутюр” Стефана Ханна, молодого
немецкого модельера, созданы из всевозможных печатных
материалов, расцвеченных на принтерах Lexmark
Хотя устройства для цветной печати выпускаются уже в течение ряда лет, 95% всех документов в офисах воспроизводятся на монохромных принтерах. Иная ситуация сегодня наблюдается в домашнем секторе, по объему составляющему лишь 5% от офисного, но активно потребляющему струйные цветные принтеры. C точки зрения офисного применения последние пока имеют ряд существенных недостатков, в частности малую производительность и высокую стоимость печати.
Между тем, если оценивать развитие струйной технологии с помощью индекса PPQ (Price x Performance x Quality), то прогресс в этой сфере выразится числом 112. Начиная с 1994 г. индекс PPQ для струйной технологии удваивался каждые 10 месяцев, что свидетельствует даже о более высоких темпах ее совершенствования, нежели определенные законом Мура для полупроводниковой отрасли. “По скорости и стоимости печати струйная технология быстро приближается к лазерной, - констатировал в своем докладе Курландер. - Фактически в этой области происходит революция, мы называем ее Liquid Laser”. По мнению представителей Lexmark, индустрия струйной печати вплотную подошла к технологическому прорыву, который ускорит проникновение цвета в офисы. Потребность в этом диктуется, в частности, и характером контента Всемирной паутины.
В то же время рост популярности мобильных средств доступа к информации, снабженных беспроводными средствами связи, питает спрос на услуги распределенной сетевой печати. В связи с этим Lexmark видит свою задачу в том, чтобы обеспечить возможность получения твердой копии независимо от места нахождения клиента и времени суток.
К числу важнейших факторов, влияющих на развитие домашней печати, Курландер отнес расцвет индустрии цифровой фотографии и появление средств ширкополосного доступа в Интернет. Если в прошлом году на домашних принтерах было отпечатано 2,5 млрд. фотоснимков, то уже к 2004 г. их число вырастет до 15 млрд. Главная задача производителей в данном сегменте рынка - максимально упростить процедуру получения снимков, предоставив пользователю возможность не только распечатывать изображения, но и выполнять простейшее их редактирование, не прибегая к помощи компьютера. (Свое решение этой проблемы Lexmark продемонстрировала в виде фотопринтера, разработанного в рамках общего соглашения с Eastman Kodak. Аппарат Picture Maker 200 может быть подключен к ПК, но также позволяет печатать изображения непосредственно с карточек памяти, используемых в цифровых камерах. В отличие от аппаратов конкурентов он имеет цветной ЖК-экран для просмотра и редактирования снимков перед печатью.)
Влияние второго фактора - широкополосного доступа в Интернет - в полной мере проявится уже к 2004 г., когда, по прогнозам, более 60 млн. пользователей смогут выходить в Сеть по высокоскоростным каналам. “Вполне естественно ожидать, что благодаря эволюции средств мгновенного доступа к информации, объем которой растет по экспоненте, потребность в средствах печати будет только возрастать”, - отметил вице-президент по исследованиям и разработкам подразделения потребительской печати Lexmark Джон Сброжек. Он считает, что рынок струйной печати будет развиваться взрывообразно по мере того, как Интернет-устройства займут наряду с персональными компьютерами доминирующее положение на потребительском рынке, а производители принтеров обеспечат поддержку широкого спектра базирующихся на Интернете продуктов, включая устройства NetTV, карманные компьютеры, игровые Интернет-приставки и снабженные экраном Web-телефоны.
Технологии и общество
Развитие онлайновых технологий открывает перед людьми массу новых возможностей, но вместе с тем порождает множество специфических проблем. Джон Найсбит, автор бестселлеров Megatrends и Megatrends 2000, принесших ему широкую известность, в своей речи подчеркнул важность совместного сбалансированного эволюционирования технологии и культуры. На его взгляд, компании, обладающие схожими технологиями, различаются своим отношением к социальным феноменам.
Заказывая билеты или покупая товары, люди все чаще общаются с машиной, а не с живым человеком. Эта тенденция сегодня распространяется и на сферу межличностного общения. Наши дети, отметила Робин Раскин, главный редактор журнала FamilyPC, проводят в Интернете массу времени, общаясь с людьми, о которых практически ничего не знают. Не исключено, что родители постарались бы удержать их от многих подобных контактов, но в новых условиях оказываются не в состоянии контролировать ситуацию. Обычный жизненный опыт, позволяющий почувствовать опасность и защитить себя от возможной угрозы, зачастую неприменим в Интернете, насыщенном самой разной информацией, автором которой может быть кто угодно. Чтобы помочь родителям решать эти проблемы, сегодня нужен уже иной (“цифровой”) доктор Спок.
Множество вопросов вызывает и компьютеризация системы образования. Крайнюю точку зрения на внедрение компьютеров в школы и вузы выразил на берлинской конференции Клиффорд Столл, известный специалист в области компьютерной безопасности и писатель. “Общение лицом к лицу гораздо более выразительно и ценно, чем обезличенное взаимодействие по сети, - считает Столл. - Хорошему учителю и мотивированному студенту не нужен компьютер”. На взгляд ученого, насаждение компьютеров в учебных заведениях проводится так, будто промедление грозит развитием у учащихся компьютерофобии (хотя даже младшие школьники легко справляются с подобной техникой). Между тем, неправильно ответив на вопросы компьютерного экспресс-теста, студенты нередко думают не о том, что они неверно решили задачу, а о том, что нажали не ту кнопку.
Итог последовавшей за выступлением Столла дискуссии можно было бы выразить словами Джона Найсбита: “пусть в школах будут компьютеры, но пусть там будут и поэты”. Сегодня, видимо, это наиболее приемлемая для общества точка зрения. Ясно, однако, что в ближайшее время человечество столкнется со множеством проблем, опыт в решении которых еще предстоит приобрести, и оценка влияния технологий на нашу жизнь - задача для широкого круга специалистов.
Как мы относимся к технологиям?
Как отметил в своем выступлении Ричард Шарп, независимый журналист и автор ряда книг, посвященных ИТ-отрасли, в мире технологий ситуацией управляет потребитель. Теоретически именно он формирует будущее индустрии, выбирая тот или иной продукт, ту или иную службу и технологию. С этой точки зрения определенный интерес представляют результаты блиц-опроса участников конференции (более 200 человек), частично приведенные ниже (цифры отражают процент поддержавших ту или иную точку зрения).
Можете ли вы представить свое рабочее место без бумажных документов?
Да - 27,3
Нет - 72,7
Допускаете ли вы, что документ в электронной форме может иметь юридическую силу?
Да - 78,5
Нет - 21,5
Приходилось ли вам восстанавливать файлы, которые были случайно уничтожены или потеряны?
Да - 92,7
Нет - 7,3
Считаете ли вы, что технологии носят естественный характер?
Да - 16,9
Нет - 72,8
Может быть - 10,3
Когда принтеры исчезнут?
2005 г. - 2,5
2015 г. - 5,6
2025 г. - 7,5
2035 г. - 10,6
Никогда - 70,2
Не знаю - 3,7
Что вы думаете о WAP?
Имеет яркое будущее - 14,5
Имеет ограниченную область применения - 48,8
Уже умирает - 32,5
Ничего - 0,6
А что такое WAP? - 3,6
Согласны ли вы с тем, что общение лицом к лицу более информативно, чем при посредстве коммуникаций, а также что хорошему учителю и мотивированному студенту не нужен компьютер?
Категорически не согласен - 21,1
Не согласен - 26,9
Отношусь к утверждению нейтрально - 14,3
Согласен - 22,3
Абсолютно в этом уверен - 14,9
Не знаю - 0,6
Насколько важно оснастить все классы в школах компьютерами?
Очень важно - 50,7
Хорошая идея, если есть на то средства - 39,6
Пустая трата времени - 9,7