Демонстрации технологий IBM/Lotus для автоматизации деятельности органов государственной власти и управления была посвящена конференция, которая прошла 3 октября в Москве. В ее работе приняли участие около 230 представителей из различных организаций столицы и ряда регионов.
Конференцию открыл президент “IBM/Россия” Лючио Станка, который рассказал собравшимся о концепции “Электронного правительства” (см. PC Week/RE, № 13/2000, с. 46 и № /2000, с. 33) и ее практической реализации с помощью решений Lotus. Затем менеджер по развитию бизнеса Lotus Development в России Александр Данилин сделал краткий обзор технологий корпорации, предлагаемых для крупных клиентов: Notes, Domino, Domino.Doc, SameTime, LearningSpace, QuickPlace.
Со всеми этими продуктами можно было познакомиться на стендах партнеров - компаний ComputerAge, InterTrust, “АйТи”, а также Института развития Москвы, представивших также ряд собственных разработок на базе платформы Lotus. На конференции было официально объявлено о выпуске русской локализованной версии Domino.Doc - системы управления документами для распределенных предприятий. Ее демонстрировала фирма ComputerAge, открывшая в апреле нынешнего года совместно с российским представительством Lotus первый в нашей стране “Интернет-Сервис-центр” по данному продукту (www.domdoc.ru).
Россия на пути к “Электронному правительству”
Вряд ли стоит убеждать ИТ-специалистов (читателей PC Week/RE) в возможностях продуктов Lotus - эта компания уже давно занимает ведущие позиции среди производителей ПО для электронной почты, документооборота, автоматизации выполнения деловых процедур и управления знаниями. Более того, ее позиции, на мой взгляд, особенно сильны в России (по сравнению с конкурентами), так как Lotus одной из первых среди западных компаний в начале 90-х годов стала активно продвигать свои продукты в нашей стране. Интереснее поговорить о готовности отечественных органов управления к применению компьютерных технологий в целом (не только Lotus), конференция представила для этого весьма любопытную информацию.
Основное время конференции было отведено для девяти докладов, посвященных опыту внедрения и применения систем на базе технологий Lotus. Нужно отдать должное тем, кто их отбирал: эти сообщения содержали весьма представительный спектр конкретных решений в федеральных и региональных органах власти и управления.
Отметим, что абсолютное большинство докладов не затрагивало технические детали ИТ-проектов, из содержания выступлений порой вообще не было понятно, какие же продукты Lotus (и Lotus ли вообще) применяются. Но это позволило подробнее остановиться на организационно-методических вопросах реализации проектов.
К сожалению, предложенный организаторами регламент (25 минут на сообщение) не предусматривал каких-либо обсуждений, хотя многие доклады вызвали у слушателей желание узнать конкретные детали проектов.
Хотелось бы привести несколько тезисов из выступлений на конференции.
1. Одним из главных факторов успешного внедрения систем автоматизации является непосредственная заинтересованность в проекте первого лица организации, как крупного федерального министерства, так и небольшого учреждения. Это было ярко показано в сообщении о создании комплексной информационной системы для 3-й управы Зеленоградского административного округа Москвы, которое сделала руководитель администрации Т. В. Русанова.
2. Внедрение новых технологий зачастую требует жестких административных решений. В частности, г-жа Русанова сказала, что в паспортных столах приходилось предупреждать, что из трех сотрудников после внедрения системы останутся только двое - те, кто лучше освоит новую технологию.
3. В качестве одной из проблем при реализации проектов многие указывали на слабость российских телекоммуникаций.
4. Российским разработчикам платформ следует помнить, что корпоративные клиенты хотят иметь дело с уже проверенными на практике техническими решениями.
5. В целом ряде докладов было показано, что внедрение информационных систем приводит не только к снижению издержек но и к выходу на новый уровень задач. Например, учет населения позволяет планировать развитие социально-экономической инфраструктуры, анализ таможенной статистики - оптимизировать процесс создания стандартов, которые нужны для работы на зарубежных рынках.
6. После бесед с системными интеграторами и разработчиками сложилось впечатление, что московские городские организации гораздо дальше продвинулись в области автоматизации по сравнению не только с другими регионами, но и с центральными федеральными ведомствами. Возможно, отставание федеральных структур в какой-то степени объясняется хроническими реорганизациями. Например, представитель Пенсионного Фонда РФ отметил, что перспективы развития созданной системы пока не понятны, так как неясно, чем закончится проводимый сейчас пересмотр функций Фонда.
7. Создание эффективной системы автоматизации деятельности органов государственной власти и управления требует проведения согласованной технической политики на федеральном и региональном уровнях. Нужно преодолеть ведомственную и территориальную разобщенность. В который уже раз многие докладчики подчеркивали, в частности, необходимость создания единого реестра населения страны.
Если же вернуться к представленной в начале конференции концепции “Электронного правительства”, то можно заключить, что до открытости деятельности государственных структур для граждан страны пока еще довольно далеко. Хотя определенный прогресс в применении ИТ, конечно же, наблюдается.
“Lotus/Россия”: (095) 258-6476.