”ERP-система позволяет директору не быть пугалом”
СЕМИНАРЫ
25 октября компании КПМГ (www.kpmg.ru), Hewlett-Packard (www.hp.ru) и “Сокап” (www.socap.ru) провели организованный совместными усилиями специализированный семинар для представителей отечественной пищевой промышленности. Актуальность этого мероприятия директор консалтингового отдела ЗАО КПМГ Алексей Березной объяснил особой ситуацией на современном продовольственном рынке России, характеризующейся обострением проблем, связанных с жесткой конкуренцией в отрасли между российскими и мировыми производителями, а также с резким падением спроса на некоторые виды продукции.
Такая ситуация требует внедрения новых инструментов управления во все ключевые области деятельности предприятия: маркетинг, сбыт, управление издержками производства. Необходимость перейти на новый уровень менеджмента вынуждает руководителей и инвесторов обращаться в специализированные компании, участвующие в построении современной, надежной и долговечной ИСУП. Консалтинговая компания КПМГ помогает заложить правильные методические основы менеджмента, в то время как реализовать их на практике позволяет соответствующая ERP-система. По мнению представителей КПМГ, в пищевой промышленности России наилучшие результаты среди систем этого класса в последние годы демонстрирует SyteLine, разработанная американской компанией Symix и продвигаемая на отечественном рынке фирмой “Сокап” (шесть проектов на кондитерских и пивоваренных предприятиях). Очевидно, что сложная промышленная ИСУП требует высококлассного надежного оборудования. Этот фактор обусловил участие в семинаре фирмы Hewlett-Packard.
Украшением семинара явилось выступление Валериана Хубулавы, возглавляющего кондитерский холдинг в инвестиционной группе “Бэринг Восток Кэпитал Партнерс”. Холдинг состоит сегодня из трех фабрик - екатеринбургской “Конфи”, казанской “Зари” и ульяновской “Волжанки”. На первых двух внедряется система SyteLine, в то время как на “Волжанке” довольно успешно работает ИС собственной разработки (и пока неизвестно, будут ли ее заменять на дорогую ERP-систему).
Валериан Хубулава красноречиво описал этапы внедрения продукта Symix на фабрике “Заря”, руководителем которой он был до недавнего времени. Еще в 1998 г. с помощью управленческих консультантов были поставлены процедуры бюджетирования, перестроена работа финансовых служб, а по мере внедрения SyteLine начали появляться подробные ежемесячные отчеты по всем центрам прибыли и центрам затрат (на “Заре” сейчас этой системой охвачено более 30 рабочих мест). Стало понятно, какая продукция более рентабельна, прекратилась чехарда с этикетками, многие годы наблюдавшаяся на фабрике (при наведении порядка откопали на складе запасы оберток для конфет “Чапай”, выпускавшихся полвека назад!).
Более точное понимание своих потребностей позволило “Заре” в два раза сократить складские запасы (раньше держали 400 тонн сырья, а сейчас - 180-200 тонн), а более четкое распределение обязанностей дало возможность уменьшить численность персонала с 1300 до 950 чел.
“Теперь основанием для принятия решений стали ежемесячные отчеты, а не личные ощущения руководителей фабрики, - подчеркнул Валериан Хубулава. - ERP-система позволила директору перестать быть пугалом для коллектива. Ну а главный результат всех преобразований - в отчетах западных аудиторов, проверявших работу фабрики, появилась строка “чистая прибыль”.
По словам г-на Хубулавы, внедрение системы SyteLine, начатое в 1999 г., несмотря на очевидные успехи, идет все-таки более медленными темпами, чем хотелось бы. Причин тому три: временами ослабевающий контроль руководства за процессом внедрения, временные перебои с финансированием проекта и некоторые претензии к самой ИСУП (SyteLine изначально не поддерживает российский план счетов, правда, этот серьезный недостаток должен быть исправлен специалистами “Сокап” в плановом порядке к концу ноября).
“Меня радует, что на этом семинаре нет генеральных директоров с предприятий, являющихся нашими прямыми конкурентами, - с воодушевлением произнес в заключение Валериан Хубулава. - Это означает, что мы еще долго будем сохранять свои конкурентные преимущества”.