Эдуард Пройдаков
Есть в мире системной интеграции места, пока обойденные вниманием нашего еженедельника. Как водится, больше всего их там, где, казалось бы, прожектора прессы высветили все закутки. Главный редактор PC Week/RE Эдуард Пройдаков встретился с заместителем генерального директора российского представительства IBM Сергеем Цейтлером, возглавляющим российское отделение IBM Global Services.
Сергей Цейтлер
PC Week: Расскажите, что такое Global Services.
Сергей Цейтлер: У многих слово “услуги” или “сервис” ассоциируется главным образом с обслуживанием “железа”. Не избежала этой участи и моя группа. Действительно, традиционные услуги в ИТ-индустрии росли из обслуживания компьютеров. Но с Global Services в IBM дело обстоит иначе. Эта структура дает треть всего мирового дохода IBM - порядка 32 млрд. долл. В Global Services входит как традиционное подразделение, занимающееся обслуживанием техники и поддержкой программного обеспечения, так и группа управления проектами, консультанты разного типа, начиная от специалистов по сетям и заканчивая бизнес-консультантами. Здесь же есть люди, которые консультируют по ERP-системам, внедряют эти системы и т. д. То есть в этом подразделении объединены все ресурсы, обеспечивающие для заказчика сколь угодно сложные решения - их выработку и последующую поддержку.
У нас есть крупные подотделы. Один из них называется Integrated Technology Services. В него входят сетевая интеграция (в первую очередь, на основе нашего стратегического альянса с Cisco Systems), реализация проектов в области программного обеспечения с последующей поддержкой, услуги аварийного восстановления и все, что связано с инфраструктурой. Департамент Business Innovation Services объединяет в себе интеграторов и консалтинг. Подразделение Strategical Outsurcing объединяет все, что связано с аутсорсинговыми услугами. И последняя, но совсем не маловажная структура, Learning Services, предоставляет услуги по обучению заказчиков.
PC Week: Было бы интересно узнать о деятельности вашего подразделения именно в России.
С. Ц.: В России мы осуществляем поддержку всех продуктов, которые продает IBM, и предлагаем порядка трехсот различных курсов по обучению. Насколько позволяет рынок, мы предоставляем услуги по системной интеграции. Я хотел бы подробнее поговорить о том, что такое вообще рынок системной интеграции в России. На нем совсем не много проектов, где есть интеграция и которые по праву могут быть названы интеграционными, когда с нуля разрабатывается какое-то решение и интегрируется в бизнес-процессы заказчика. Российский интеграционный рынок, на наш взгляд, складывался из проектов, на самом деле относящихся к сетевой интеграции.
PC Week: Мне казалось, что бизнес системной интеграции в России довольно мал. Каков, по-вашему, его объем?
С. Ц.: Весь рынок ИТ в России разные агентства оценивают в 2-2,5 млрд. долл. Если говорить о рынке ИТ-услуг, то он составляет от 200 до 500 млн. долл. От некоторых консалтинговых компаний в зависимости от того, чем они занимаются, можно услышать, что в России один бизнес-менеджмент-консалтинг имеет размеры от 300 млн. долл. Поэтому если взять среднее, 250-300 млн. долл., то это и будет тот рынок ИТ-услуг, о котором мы сейчас говорим, - рынок, на котором играют интеграторы.
PC Week: Может быть, он несколько больше, так как есть ведомственные проекты, в которых работают крупные фирмы; о существовании многих из них мы часто до последнего времени и не знали. Сейчас интересный период, когда некоторые из таких фирм решили перейти с вертикальных рынков на горизонтальные и оказалось, что у них серьезные наработки и сильные коллективы.
С. Ц.: Я хотел сказать, что ситуация на рынке системной интеграции меняется. Появляются проекты, где заказчик хочет, чтобы все приложения сделали под него и с самого начала. Появляются проекты стоимостью в десятки миллионов долларов, по крайней мере, заказчики заявляют, что у них есть такие бюджеты под эти проекты. Все чаще и чаще мы слышим пожелания, чтобы в новом решении были какие-то возможности электронного бизнеса. Собственно, на такие вещи мы и ориентируем сейчас Global Services в России. Мы усилили знание экспертизы своих людей через обучение и через практику наших специалистов в каких-то зарубежных проектах, которые здесь, может быть, еще не были востребованы, но могут быть востребованы в ближайшее время. Мы обучаем project-менеджменту специалистов крупнейших российских компаний, включая системных интеграторов. Это говорит о том, что они сознают рост сложности проектов, а также отражает факт негативного опыта, накопленного некоторыми участниками рынка.
Приходилось, например, слышать откровенные высказывания, что выиграть тендер - это совсем не то же самое, что выполнить его в срок и в рамках заложенного бюджета, а тем более закончить его с параметром, который называется customer satisfaction, т. е. удовлетворенность заказчика. Многие на рынке, получив опыт работы в разных проектах, поняли, что такой ресурс, как project-менеджер, является ключевым, важнейшим при выполнении качественного проекта.
PC Week: Не конкурирует ли некоторым образом IBM сама с собой? С одной стороны, IBM - крупнейший вендор аппаратного и программного обеспечения, а с другой, она же и выполняет проекты.
С. Ц.: Проблема взаимодействия с партнерами всегда есть и будет на всех рынках, где присутствует IBM. Другое дело, что предпринимается для ее разрешения. Партнеры наши, в каком бы статусе они ни находились, дистрибьюторы например, должны быть заинтересованы в том, чтобы продвигать нашу технику, наши проекты. С другой стороны, появляется структура, которая говорит, что мы сами в состоянии управлять этими проектами и, более того, предлагать свои решения. Если учесть опыт и ресурсы, несколько сот тысяч человек, которые есть у Global Services в мире, и опыт выполнения сколь угодно сложных проектов, то конфликт налицо. Здесь важно, что некоторые шаги, в том числе болезненные для себя, мы предприняли еще два-три года назад и, чтобы избежать конфликтов, мы из некоторых областей просто ушли. Например, когда в 1996-1997 гг. был бум в области ERP-систем, мы оставили этот сегмент совсем, чтобы, в том числе, обеспечить нашим партнерам возможность избежать этого конфликта с нами.
PC Week: Вы и сейчас там не работаете?
С. Ц.: Да, мы до сих пор в России не работаем на рынке ERP. Структура, какая бы она ни была, будь это Global Services или другая компания, которая хочет работать в ИТ-бизнесе, не может быть фиксированной, ее нужно постоянно менять, иначе бесконечно отстанешь уже через полгода. Поэтому изменения в структуре, ресурсах и знаниях людей, в их опыте неизбежны. Те изменения, что мы сейчас проходим, будут затрагивать области, которые, как нам кажется, не могут быть адекватно реализованы нашими партнерами, в том числе интеграторами. Например, в такой области, как Web-хостинг, мы могли бы играть, не конфликтуя с нашими уважаемыми партнерами.
PC Week: Это очень интересно, потому что до интервенции Intel на рынок хостинга приложений IBM была одним из крупнейших его игроков. Меня всегда несколько удивляло, что этого бизнеса у IBM нет в России.
С. Ц.: Мы уже предлагаем услуги хостинга на этом рынке. IBM много лет успешно занимается бизнесом, который принято называть аутсорсингом. Под ним мы понимаем ситуацию, когда Global Services обеспечивает заказчика ресурсом, в том числе и ИТ-ресурсом, и заказчик получает услугу в чистом виде - возможность размещения информации, а также использования специализированных баз данных и уже подготовленных для использования приложений. У него на столе стоит терминал, а где находятся приложения и данные, он понятия не имеет. На рынке часто называют аутсорсинговыми проектами ситуацию, когда интегратор или вендор, как угодно его назовите, предоставляет свои людские ресурсы для управления центром или сетью. При этом “железо”, программное обеспечение - все находится на балансе у заказчика. Это не совсем корректное, на наш взгляд, понимание аутсорсинга. У IBM по всему миру существует энное количество мегацентров, как мы их называем, где находится платформный ресурс, где работают приложения и хранятся данные заказчика. Хостинговые услуги, которые сейчас становятся актуальными, с точки зрения их обеспечения и управления очень близки к аутсорсингу.
Другое дело, что IBM пока не построила серверный центр на территории России. Физически те ресурсы, которые мы сейчас предлагаем, пока будут находиться в Германии. Планы построения ресурсов здесь у нас есть. В какие сроки и в каких объемах - я сейчас не хотел бы говорить. Когда мы почувствуем, может быть, в ближайшее время, что набралась некоторая критическая масса потенциальных заказчиков... Есть и проблемы, связанные с ограничениями, которые накладывает ФАПСИ. Но мы работаем над ними, говорим с ФАПСИ, точно так же, как это делают и другие вендоры. Есть форумы, например АДЭ (Ассоциация документальной электросвязи), и другие организации, работающие с различными законодательными органами в этом направлении.
PC Week: Если для российских заказчиков нужно разработать приложения, то кто же будет этим заниматься?
С. Ц.: Global Services в России не занималась разработкой программного обеспечения. Мы осознаем, что это большой рынок. Заказчик, как правило, не ставит такую задачу, ему нужно выполнение тех или иных функций или, может быть, его бизнес-задач. Попытка анализа существующих решений не всегда, но может привести к ситуации, когда нужно с нуля разрабатывать приложение. Все зависит от эффективности того или иного решения.
PC Week: Вы будете привлекать партнеров, создавать свой центр разработки приложений?
С. Ц.: Мы отдаем себе отчет в том, что на рынке существует масса компаний, которые имеют квалифицированные программистские ресурсы. IBM могла бы принести сюда свой опыт, методологию разработки приложений и управления этим процессом. Тут мы будем стараться привлекать ресурсы, в том числе и ресурсы наших партнеров.
PC Week: Больших разработческих ресурсов в России нет. Более того, такой коллектив должен быть обучен и сертифицирован по технологиям IBM. Этот процесс займет год-полтора.
С. Ц.: Конечно, на это потребуется какое-то время. Не обязательно браться сразу за разработку приложений для какого-то монстра. Наверное, сначала мы попытаемся найти точки соприкосновения с нашими партнерами в небольших проектах, наработать этот опыт и двигаться дальше.
PC Week: Таким образом, возникает проблема оффшорного программирования. IBM немножко опаздывает по сравнению с другими западными фирмами, такими, как Intel, Motorola?
С. Ц.: У IBM другая база для размещения таких заказов. Крупнейшей базой у нас является Индия. Там была осуществлена большая программа по обучению и соответствующей сертификации специалистов. Эта программа дала серьезные результаты. У IBM в Индии имеются и подразделения, и партнеры, и компании, где IBM является соучредителем или совладельцем. В России на небольших проектах мы хотим посмотреть, что будет получаться. Это попытка пойти по пути, пройденному IBM, например, в Индии. Кроме того, у нас есть опыт сотрудничества с правительством Египта, которое поставило задачу создания программистского ресурса в стране, и это вылилось в программу, реализуемую совместно с IBM. Подобную программу мы готовы предложить и здесь, если это будет интересно правительству России.
PC Week: На что приходится большая доля оборота компании: на консалтинг, сопровождение или обучение?
С. Ц.: Большая часть сегодняшнего бизнеса ассоциирована с созданием ИТ-инфраструктуры. Банков, живых и обладающих ресурсами и амбицией жить, стало меньше, это не секрет. Мы продолжаем работать с самыми активными из них. Пытаемся сотрудничать с промышленными предприятиями, оживающими вместе с экономикой. Существует целый ряд крупнейших российских предприятий, у которых до сих пор нет электронного документооборота. Так что здесь большие резервы.
PC Week: Насколько легко IBM как фирме работать здесь? Есть какие-то проблемы законодательные, практика бизнеса, что мешает?
С. Ц.: IBM в каком-то смысле является заложником своей приверженности качеству решений и этическому ведению бизнеса. Существует ряд тендеров, даже в этом году, которые объявлялись в Москве или в России. Прочитав условия этих тендеров, особенно две первые их страницы, где описаны требования к компаниям, и зайдя потом тривиальным способом на сайты некоторых компаний, легко понять, что профайл компании полностью совпадает с требованиями к компании в тендере. Это говорит само за себя. Нередки случаи, когда конкретная компания просто организует тендеры под себя.
PC Week: Как я понял, сейчас вы активизируетесь. Что является основной стратегической задачей?
С. Ц.: Стратегической задачей является уже упомянутый электронный бизнес. Мы видим группу проблем, возникающих вокруг него. Здесь мы хотим себя в ближайшее время проявить и здесь мы себя позиционируем.
Это хостинг, система электронных платежей и консалтинговые услуги, в том числе в области, которую мы называем Web-сферой. У нас есть продукты, позволяющие создавать решения, начиная от Web-сайта и заканчивая сложнейшими порталами, электронными магазинами и торговыми площадками (market-places).
PC Week: Спасибо за беседу.