С “Автокадом” по жизни
Новые жизненные обстоятельства, о которых я уже рассказывал (PC WeekRE, № 42/2000, с. 51), заставили меня приняться за проектирование самому. Я давно был наслышан о продукции компании Autodesk (www.autodesk.com), несколько раз как бы наскоком пытался понять в ней что-то еще кроме изначально ясной идеи векторной графики. Но все казалось неоправданно сложным для меня. Прошли годы. И вот вышел AutoCAD2000, а за ним, практически одновременно, более прикладные надстройки для разных специалистов: картографов с геодезистами, архитекторов с машиностроителями, дизайнеров по интерьеру и экстерьеру и т. п.
Фатех Вергасов
Сооружения не парят в воздухе, а стоят на определенном ландшафте со своим планово-высотным расположением, в конкретных инженерно-геологических условиях и климате и, наконец, в окружении других сооружений и их комплексов. Все это живет, процветает, стареет и умирает в определенной правовой среде, где осуществляется Власть и гармонизируются различные интересы. Поэтому процесс строительства требует участия многих специалистов, а также граждан, их общественных объединений, органов самоуправления и Государства.
Отсюда появляются управленческие задачи: планирование, координация усилий, кооперация и обеспечение взаимодействия, контроль и надзор, оперативное разрешение возникающих противоречий и сбоев. Все это легко и естественно решается, когда люди взаимодействуют на единой правовой и технологической платформе. Иначе - сплошной разброд и шатание.
Наличие единой, одинаково понимаемой платформы особенно важно в строительстве. В машиностроении есть не только понятие “конвейер”, но есть и сам физически осязаемый носитель этой идеи - конвейер, который помогает всем участникам трудового процесса слаженно работать. В строительстве такого материального конвейера нет, но есть необходимость упорядочить последовательность действий. Поэтому так важно, чтобы этот конвейер существовал идеально, если угодно, виртуально. Autodesk сделала это возможным благодаря системному подходу к осознанию и решению данной задачи.
Она поняла также значение пользовательского интерфейса и круто изменила свое отношение к нуждам рядового потребителя. Начал я с того, что взял компакт-диск c AutoCADом на тридцатидневную пробу-знакомство. Выписал себе толковый учебник плюс CD с тематическими упражнениями и стал заниматься. Оказалось, что все понятно. Это воодушевило.
Затем я приобрел полную версию AutoCAD Architectural Desktop 2000“i”, предназначенную для архитекторов, и стал ее дотошно изучать. (Далее по тексту я буду делиться впечатлениями от этого продукта, причем конспективно, останавливаясь только на принципиальных моментах.)
Еще в предыдущей, робко интернетовской версии программы без добавочного индекса “i” появился “дизайн-центр”, с помощью которого можно создавать и модифицировать так называемые “умные (интеллектуальные) объекты” наподобие стен, лестниц, окон, дверей, колонн, крыш и даже лестничных перил и заграждений. Можно также наваять и собственные объекты типа ручки к дверям, покрытия полов, да и вообще любые.
Интерфейс дизайнерского центра практически не отличается от привычных графических “рисовалок” типа PaintBrush. Естественно, в AutoCAD’e у PaintBrush больше всяких настроек: все-таки это инженерный пакет, а не инструмент художника. К слову сказать, часто настройки выглядят намеренно запутанными из-за не совсем удачной индексации опций, сделанной при помощи букв по алфавиту или цифр по порядку. Понятнее было бы - по названию настройки. Но об этом можно поспорить. В конце концов, к названиям привыкаешь.
Сами “умные объекты” могут быть различны по своей крупности, составу деталей и элементов. Они могут отличаться друг от друга, как кирпич от железобетонного блока или панели. Понятное дело, что чем меньше и проще такой объект, тем больше вариантов конкретных архитектурных и конструктивных решений можно создать. Правда, в этом случае будет много работы по сборке.
Каждый архитектор может завести себе собственную библиотеку “умных объектов”, причем приемлемой для себя крупности. Из индивидуальной библиотеки таких объектов можно легко создавать неповторимые проекты.
Следует подчеркнуть, что “Архитектурный Автокад” стал первым комплексным и технологически замкнутым продуктом, который включает в себя все стадии проектирования объекта - от разработки концепции и объемно-планировочного решения при помощи трехмерного моделирования (Mass Model Explorer) до выпуска двумерных рабочих чертежей. Все стадии проектирования выстроены в логическую, взаимоувязанную и непротиворечивую технологию. При этом любые изменения в любой части проекта немедленно отражаются во всех других частях того же проекта.
Встроенный Mass Model Explorer позволяет получать простые геометрические тела типа шара, конуса, куба, параллелепипеда, фигуры вращения. Можно собирать тела в блоки, т. е. создавать сложные объекты за счет “склеивания” более простых. Можно вычитать одно тело из другого или производить экструзию, т. е. вдавливать одно тело в другое.
Создав объемную модель, вы вольны нарезать ее (slice) на любое количество слоев (этажей). Из полилинии путем выдавливания можно выстроить стену или несколько - причем разной толщины, из разного материала и отделки. Можно понаделать сколько угодно оконных и дверных проемов, отверстий в полу для установки лифтовых шахт, а также вставить окна и двери разных моделей и фасонов, в том числе и индивидуального дизайна, определив при помощи настроек их размеры, геометрию, направление распахивания фрамуг и дверных полотен, окраску, окантовку, облицовку, тип и дизайн остекления, запоры, упоры, щеколды, задвижки и многое, многое другое.
И все это черчение легко масштабируется и сопровождается размерами в любой из избранных систем измерения - в дюймах с футами или сантиметрах с метрами.
Разработчики позаботились и о согласующих организациях Города, и о Заказчике. Не все они смогут и захотят покупать себе AutoCAD. Собственно, это и не требуется. Autodesk давно бесплатно распространяет “смотрелки” (viewer) чертежей. Благодаря им можно не только наслаждаться видом нетленных творений архитекторов и дизайнеров, но и снабдить конкретные места на чертеже своими комментариями. Причем средствами самой “смотрелки”. Эта давно уже не новая особенность пакета значительно сокращает сроки согласования проекта.
Неослабевающая заинтересованность всех участников в ускорении согласований всего процесса предполагается. Ведь рассмотрение проекта идет на местном муниципальном уровне, а все мало-мальски значимые должности занимаются только в результате довольно частых выборов. Избиратель-застройщик мирно спать бюрократам не дает. Они, правда, тоже хозрасчетно заитересованы рассмотреть как можно больше проектов.
Бюрократы живут за счет процветания строительства в Городе, где всего становится больше - и жителей-налогоплательщиков, и новых домов. Старые дома обложены старыми налогами на собственность, которая исчислена по древней цене. А с нее налоги просто смешные. Зато новые дома набивают местную казну, только успевай осваивать: строить и реконструировать городские сети и инфраструктуру.
Банки-кредиторы не дают спать Заказчику, а тот в свою очередь подрядчикам и т. д. Участникам процесса незачем ходить в театр, чтобы утолить эмоциональный голод. Жизнь каждую минуту навязчиво и монотонно утоляет и голод, и жажду с избытком. Рынок всех держит в напряжении. Так работает хорошо управляемый капитализм с человеческим лицом.
Программа снабжена средствами всестороннего осмотра различных (по выбору) трехмерных моделей сооружения с учетом времени суток и погоды. Это помогает дизайнерам находить оптимальные решения по оформлению стен, потолков, полов, окон, размещению осветительных приборов, расстановке мебели с учетом теней, которые она может отбрасывать на стены и другую мебель. Такое сценическое (staging) декорирование можно продемонстрировать и Заказчику, немедленно учитывая замечания его жены.
Все это позволяет наиболее удачно подготовить дом к продаже, сделав акценты в нужных местах и, наоборот, убрав их в ненужных. Фотореалистичные “снимки” с различных ракурсов, а также “осмотр” дома внутри и снаружи людьми различного роста по любому маршруту (такое можно встретить в динамических компьютерных играх) значительно повышают шансы риэлтеров.
Не берусь судить почему, но версия AutoCAD2000 не получила за пределами США и Канады нужного промоушена и рекламы. То ли фирма поскупилась из-за собственной неуверенности в успехе продукта, то ли клиент отупел от всех этих постоянных и навязчивых “двухтысячных” рекламных выкриков.
А может, то и другое вместе взятое. Но факт остается фактом: решительный поворот компании Autodesk в сторону упрощения интерфейса свой программы большинство российских специалистов либо не восприняли толком, либо просто проспали.
Что же предприняла Autodesk? Предыдущие версии “Автокада” имели крупные встроенные недостатки, которые проистекали из свойств самой программы, сделанной на таком языке и ядре программирования, которые изначально предполагали узкий круг въедливых и упорных пользователей, способных преодолевать недружественность интерфейса. Таких асов по всему миру за многие годы нашлось всего лишь около миллиона.
А в это время компания Microsoft сделала десятки и десятки миллионов продаж своих продуктов. Кто это повторил в области CAD? О гениальности продукции Microsoft любят позлословить всякие неудачники, но итоги соцсоревнования в рыночной экономике подводятся не в парткоме или профкоме, а непосредственно у кассы.
Microsoft потрафила всем вкусам. И дружественным интерфейсом, и заботливым отношением к элементарным нуждам простого пользователя.
Благодаря этому у массы людей исчез страх перед таинственной железякой, и они уселись за дружественный и интуитивно понятный компьютер. Главное - за него уселись женщины. Почему главное? Да потому, что бесповоротный и окончательный успех любого внедрения определяется тем, как восприняли новшество женщины. Ведь в конечном итоге все для них, любимых. Не так ли?
Многие программистские компании вынуждены были уяснить для себя главный источник успеха Microsoft. Пришло время и фирме Autodesk посмотреть в глаза правде жизни. К ее чести, она сделала это, хотя и с опозданием, но с бесстрашием и решимостью предприятия, отчаянно желающего выжить в условиях беспощадной конкуренции на бескомпромиссном рынке. Что же было сделано и что получилось?
Фирма Autodesk преодолела страх, связанный с уязвимостью нового ядра программирования перед атаками вирусов, и осуществила переход на него. Это позволило снабдить программу AutoCAD теми привычными возможностями, которые давно уже де-факто являются стандартом в продукции Microsoft.
Прежде всего возможностью вбрасывать в чертеж практически все что угодно: текст, рисунок, другой чертеж или его фрагмент. Другими словами, оснастили программу технологией работы с буфером памяти, позволяющим легко перенести необходимый объект в любое нужное место.
Не забыли включить средство, позволяющее присоединить то, что нужно, к выбранному месту в тексте или чертеже, проще говоря, сотворить гиперссылку. Его значение будет вполне оценено потом, когда каждый пользователь создаст свои библиотеки чертежей и данных. И начнет на них просто ссылаться.
Выход версии AutoCAD2000 c индексом “i” ознаменовал собой окончательный поворот фирмы Autodesk к Интернету. Сегодня уже все равно, где находятся присоединяемые файлы чертежей и текстов - непосредственно на компьютере пользователя или в сетях интранет либо Интернет. С такими файлами группа специалистов может работать совместно как бы на одном рабочем столе, запросто обмениваясь наработками.
Интернет-ориентированные свойства новейшего AutoCAD’a были немедленно востребованы и освоены неугомонным рынком, постоянно ищущим способы снижения себестоимости продукции. В первую очередь ради победы над конкурентами в борьбе за наши кошельки. Победители же могут предложить Потребителю товар по резонной цене, т. е. соответствующей его качеству. В простейшем, вульгарном случае - по самой низкой цене. А что еще?
Во-первых, сама Autodesk организовала портал, где разместила базу данных о специалистах различного профиля из разных стран мира. Сегодня сколотить временный творческий коллектив (ВТК) - пара пустяков. При этом каждый член ВТК будет работать по месту своего жительства. Взаиморасчеты давно не являются проблемой, превратившись в текущий вопрос конкретного договора.
Во-вторых, тут же нашлись и - на радость нам, Потребителям, - передрались между собой несколько фирм, которые сумели предложить, и даже бесплатно, базы данных о продукции и ее производителях. Я только дал знать о себе, и мне тут же прислали 10 CD-дисков с информацией о всей промышленной продукции США и Канады, в большинстве своем представленной, правда, двумерными чертежами.
Но сейчас полным ходом идет наполнение баз данных трехмерными чертежами в фирменном формате .dwg. Для этого уже давно есть Autodesk CAD Overlay и сканеры большого формата.
Неужели нашел филантропов? Нет, просто расчет. Владельцы (как же без них?) прав на интеллектуальную собственность (кадовские чертежи и базы данных) сообразили, что эта их собственность лежит практически мертвым грузом. И не только не приносит доходов, но и неизбежно влечет расходы, связанные с хранением, а также с необходимостью платить патентные пошлины за охрану своего права. (Только пролетарии не знают, что Собственность очень обременительна!) Вот владельцы и отдают свои чертежи на тех или иных условиях в общенациональные банки данных в надежде на то, что какой-нибудь проектант применит именно их изделие. А вот в этом случае не исключено, что Заказчик проекта купит именно эту продукцию, а значит, увеличится сбыт. И вот тогда денег на всех хватит. А можно и просто подарить свои права по договорной цене и списать сумму дарения с налогов.
В-третьих, ожили и зашевелились всевозможные сервисные фирмы по предоставлению доступа к правовым базам данных. Своим клиентам Autodesk такой доступ дает бесплатно. Так же бесплатно она осуществляет проверку актуальности конкретного фирменного софта, установленного на вашем РС, и обновляет его синхронно с выходом любой новинки. А не как раньше, по выходе новой версии, что случалось не чаще чем раз в году.
При каждом моем входе в программу Autodesk проверяет ее на актуальность и практически принудительно докачивает недостающее и необходимое. Теперь Autodesk всегда рядом и готова обслужить. Например, необходимую помощь от дежурной команды фирмы я получаю в реальном режиме времени. Включается чат - и всё быстренько находит свое решение. Эта быстрота ограничена лишь сообразительностью клиента и его способностью к обучению.
Скоро установлю у себя DSL - Интернет-сервис со скоростью в 200 раз большей, чем у обычного модема на 28,8 кбит/с. Это позволит мне кроме всего прочего запускать обучающие программы Autodesk в режиме потокового видео. Для самообучения фирма прилагает к своему продукту обычный гид пользователя, стандартный контекстный “help”, специальный компакт-диск с учебником типа мультимедийной хрестоматии.
Autodesk продает и отдельные мультимедийные CD с углубленными лекциями по многим специальным темам. Продолжает работать постоянно действующая сеть учебных курсов по изучению AutoCAD’a. Курсы организуются как по месту нахождения учебно-тренировочного центра, так и по месту работы тех, кто желает чему-то научиться, т. е. с выездом к ним лектора. А с DSL доступ к знаниям существенно упростится. Никто не может сказать, что у него не было возможности обучиться “Автокаду”.
Еще одно существенное замечание - относительно книг и учебных пособий по “Автокаду”. И здесь Autodesk сказала свое слово. Фирма признает, поддерживает и рекламирует только тех авторов, которые прошли процедуру аккредитации при компании. Таких авторов загодя оповещают о всех подробностях и тонкостях новой продукции.
Остальных просят не беспокоиться и не беспокоить. Это подано, сами понимаете, как забота об авторах и издателях, чтобы те не были наказаны в судебном порядке за нанесение ущерба имени фирмы своими не вполне толковыми писаниями. Судиться здесь любят, делают это со вкусом и даже смаком!
Например, я учился по вполне толковому переводному учебнику “AutoCAD2000” Эллен Финкельштейн, изданному издательством “Диалектика” почти без редакторского брака, но на позорной бумаге и с вызывающе отвратительным полиграфическим качеством. Но мы не гордые, спасибо и за это.
Совсем другое дело - фирменное “Руководство пользователя”. Классная бумага и полиграфия. Но, видимо, писана книжка самими компьютерщиками. Полно раздражающих умолчаний в расчете на понимающего читателя. Очень бестолковая графика. Сделано без выдумки и блеска. Практически это просто экраны с монитора и текстовые пояснения к ним без стрелок на рисунках. На некоторых местах я застревал на два-три дня. Не могу разобраться, и все. Читаю, перечитываю, и не ясно. Зато полюбившиеся авторам пустяковые замечания и примечания повторяются просто с какой-то одержимостью и пафосом.
Самое же замечательное - это отсылки вперед по тексту. Замучили такими ссылками! Не понимают эти грамотеи, что в бумажной книге отсылать вперед по тексту - значит запутывать читателя. Это электронное чтиво можно читать с любого места, там гиперссылки всё устроят и организуют. Звонил им, пытался вразумить. Смеются. Говорят: мы сами не пишем, на нас целая когорта писателей работает.
Еще одна беда - отсутствие сквозного недвусмысленного и непротиворечивого понятийного аппарата, а также отсутствие самого желания его иметь и придерживаться на всем продолжении освещения темы. А средства мультимедиа должны этому помогать, а не служить лишь средством самовыражения, здесь, в сущности, бессмысленного.
Я обнаружил также, что разные источники знаний плохо взаимоувязаны. И не только идеологически, но и лексически. Это не то желанное разнообразие взглядов на одну и ту же вещь, которое помогает разглядеть ее с разных сторон и с различной глубиной резкости, чтобы понять, как она работает.
Это такое разнообразие, которое как раз запутывает и уводит от сути. Как отрыжка совсем еще недавней старины, в одном разговоре с представителем фирмы прозвучало: “А мы никому никогда и не обещали, что будет понятно неподготовленному пользователю”. Видимо, до высот Microsoft им еще расти и расти.
Уверен, что развитой капитализм, подобно хирургу, лечит радикально. И в первую очередь в области проектирования индивидуального жилья. Ведь на рынке полно сносных и недорогих ($50-$100) архитектурных программ, которые позволяют самому застройщику спроектировать индивидуальный дом. И вполне добротно, а главное - такой проект Город принимает к рассмотрению и согласованию.
Не смертельно, если остальные части проекта будут сделаны лицензированными специалистами по старинке, на кульмане и “сдирографе”, вручную. Ускорения процесса проектирования и согласования вполне можно достичь и без компьютерной техники, чисто управленческими приемами.
Лицензированному строителю тоже не нужны слишком уж детальные чертежи. На то он и специалист, чтобы легко построить дом, имея только его поэтажные планы и пару разрезов. Чертежи по специальным работам типа электропроводки, канализации, водоснабжения и отопления соответствующим спецам тоже не очень-то нужны. Они и сами все могут сделать по строительным нормам и без чертежей.
Нужно принять во внимание, что Город инспектирует не только каждый вид работ, но даже и отдельные технологические приемы вроде количества забитых гвоздей определенного фасона на погонный метр пришитой кромки сухой штукатурки.
Местному Заказчику тоже не надо специально обучаться методам отбора нужных специалистов. По каждой работе собираются предложения от исполнителей и отбирается лучшее по нескольким критериям, среди которых - качество, сроки и цена. Опыт прошлого успешного сотрудничества принимается во внимание в самую последнюю очередь, если вообще принимается. Защищать свои амбиции приходится постоянно.
В такой конкурентной обстановке никакой человек и никакая фирма не могут рассчитывать на успех, опираясь только на прошлые заслуги. Любое чванство и нежелание встречать нужды Потребителя будет немедленно и беспощадно наказано. Здесь никто не будет тратить ни цента, ни минуты драгоценного времени для того только, чтобы сообщить об отказе от сделки. Тебе просто не позвонят.
Очень хочется внести свою ложку дегтя в этот гимн капитализму. Мой знакомый, живущий в Пало-Альто известный в России компьютерный миллионер, приезжая в Москву, каждый раз плачется, что после очередного гарантийного ремонта крыша его нового дома все равно протекает :). - Прим. гл. редактора.