В конце ноября Port.ru, владеющая известными ресурсами Mail.ru, Torg.ru, Internet.ru, Music.ru и десятком других, присоединилась к растущему списку компаний “точка-ру”, ответивших на кризис Интернет-рынка сменой стратегии развития, реструктуризацией и сокращением численности персонала. Фирма решила переждать бурю, снизив темпы развития и потребления средств и опираясь при этом на тот потенциал, который был накоплен за последние два года. На 2001 г. ее приоритетами будут повышение качества сервиса и количества зарабатываемых денег.
На специально проведенном по этому поводу пресс-ланче президент Port.ru Евгений Голанд и ее генеральный директор Сергей Шестаков объявили, в частности, что в месяц будут вводиться одиндва новых сервиса, а не пять, как планировалось прежде: конкуренты наращивают их медленнее и такой темп не нужен. Однако, по их словам, положение компании достаточно устойчиво: по итогам 2000 г. ее доходы превысят 2 млн. долл., чего вполне достаточно для поддержания операционной окупаемости. При этом Port.ru все доходы получает “живыми” деньгами (так же, как ведет расходы), даже если они формируются в результате обмена услугами.
Более 60% доходов Port.ru поступает от не-Интернет-компаний, и она несильно страдает из-за кризиса Интернет-рынка (см. PC Week/RE, № 43/2000, с. 28). Кроме того, фирма, как полагают ее руководители, собрала необходимую критическую массу пользователей, и это позволит ей спокойно существовать в дальнейшем. В основном Port.ru зарабатывает на размещении баннерной рекламы на принадлежащих ей сайтах, но пытается добывать деньги и альтернативными методами: проводя партнерские программы, заказные маркетинговые исследования, продавая ПО для Интернет-магазинов, а также изготавливая на заказ Интернет- и интранет-ресурсы.
На конец года намечен запуск полномасштабного портала, интегрирующего все проекты компании (сейчас он функционирует в виде бета-версии), запуск новой версии торговой системы Torg2, открытие ряда Интернет-магазинов, использующих ПО Port.ru, а также начало работы отдельной технологической компании, создаваемой совместно с фирмой DataArt Ent., “прародительницей” Port.ru.
И все же до конца 2001 г. Port.ru намеревается оставаться компанией, требующей инвестиций на развитие (на сегодня она привлекла более 5,5 млн. долл.). Выход на полную прибыльность (т. е. прибыльность с учетом затрат на развитие) и возврат инвестиций планируется на середину 2002 г. А пока она очень рассчитывает на получение в декабре третьего транша инвестиций, который планировалось, но не удалось получить в октябре.