ПРОЕКТЫ
Отсутствие сегодня национальной автоматизированной системы учета населения весьма невыгодно как гражданам, так и государству. Будь у нас такая система - гражданам, вынужденным по любому поводу собирать ворох справок и доказательств, что они не верблюды, не пришлось бы тратить драгоценное время и терпеть со стороны чиновников унижения и поборы: сообщил в любом присутственном месте свой личный идентификационный номер - и все необходимые данные предоставит компьютер. Для государства же такая система - инструмент обоснованного (а не фантазийного!) прогнозирования и планирования в социальной и многих других сферах жизни общества на основе точного и оперативного анализа демографических данных. Очевидно, революционных экономических программ появлялось бы существенно меньше - благодаря наличию механизма их проверки. Кроме того, государству стало бы легче контролировать и самих граждан, что, по идее, влечет за собой рост уровня безопасности нашей жизни. Конечно, говорить на эту тему можно практически бесконечно, приводя доводы как за, так и против (например, есть опасность, что данные могут попасть в руки криминальных элементов). Но если учетная система не содержит данных о личной жизни, то и риск невелик. И еще, как говорится, волков бояться - в лес не ходить, а объективная тенденция развития цивилизации все равно приведет к автоматизации национального учета граждан.
Николай Афанасьевский готов способствовать
развитию экономического сотрудничества
отечественных предприятий с Францией
При современном уровне развития ИТ создание такой системы - дело техники. Что же для этого требуется? Очевидно, нужно сперва тщательно разобраться в существующем положении дел с ручным и машинным учетом личных данных граждан в паспортно-визовой службе МВД (ПВС), органах записи актов гражданского состояния Минюста (ЗАГС) и подведомственной Центральной избирательной комиссии (ЦИК) выборной системе. Потом надо проработать техническую сторону дела, подробно расписав и определив конфигурации базовых информационных систем и их взаимодействие, способы сбора, актуализации, обработки и хранения информации и организации доступа к ней. Ясно, что не обойтись без создания широкомасштабной инфраструктуры, поддерживающей работу ИС и контролирующей конфиденциальность персональных данных. Ну и конечно, все это должно иметь четкую правовую основу. В итоге останется “лишь” на что-то купить и установить практически повсеместно немалое число программно-аппаратных комплексов, связанных надежными и защищенными каналами связи и регулярно обменивающихся информацией с региональными обрабатывающими центрами.
Идеи поверяются в Париже
Не стану утверждать, что именно такими соображениями (очевидно, гораздо более серьезными) руководствовались авторы проекта - директора подчиняющегося Министерству РФ по связи и информатизации федерального государственного унитарного предприятия НИИ “Восход”, Ассоциации системной интеграции и разработки информационных и управляющих систем (СИРИУС, www.sirius.ru), а также ответственные сотрудники ряда министерств и ведомств, но процесс они запустили и даже заметную часть пути уже прошли. Такое впечатление у меня сложилось после научно-практического семинара по вопросам создания автоматизированной системы “Государственный регистр населения” (АС ГРН), собравшего с 14 по 19 ноября в Париже около 70 руководящих работников и специалистов из нескольких российских министерств и ведомств, Торгпредства РФ во Франции, региональных органов власти, предприятий - членов СИРИУСа и компаний-спонсоров (Alcatel, APC, Hewlett-Packard, 3Com, Compaq, Cisco Systems, OKI, Aquarius, ZyXEL и Allied Telesyn), уже подготовивших первичные предложения по поставкам своих решений для АС ГРН. Большинство участников семинара уже имеют опыт успешной совместной работы по программе ГАС “Выборы”, автоматизации системы ЗАГС и ПВС в Москве и ряде регионов, поэтому разговор сразу пошел по существу, причем особый интерес вызвал диалог с французскими специалистами, имеющими почти 30-летний опыт эксплуатации национальной учетной системы.
Мишель Де Рока: “Франция будет счастлива
принять участие в проекте АС ГРН”
Эксперт Министерства экономики, финансов и промышленности Франции Мишель Де Рока, представители Министерства внутренних дел, Института статистики и экономических исследований и других учреждений этой страны не только поделились информацией о своей автоматизированной системе, но и высказали готовность помочь российским коллегам. Как было отмечено, в мае в Москве прошло заседание существующей с 1996 г. совместной рабочей группы по сотрудничеству в области информатизации, тогда же французская делегация посетила НИИ “Восход” и познакомилась с его руководством и проектом концепции АС ГРН. Участников семинара приветствовал посол РФ во Франции Николай Афанасьевский, который не обошел стороной актуальную тему пересчета голосов на выборах американского президента. “Если бы в США должным образом внедряли ИТ, то американцы уже знали бы имя своего президента”, - отметил он.
Учет населения по-французски
Информацию, предоставленную одним из руководителей Института статистики и экономических исследований Франции г-ном Шампсоном, трудно назвать исчерпывающей, но первичное представление об устройстве их национальной системы учета гражданского населения она дает.
Как выяснилось, учетом от имени государства во Франции занимается Институт статистики и экономических исследований (аналог нашего Госкомстата), который, кстати, давно сотрудничает с Госкомстатом в области учета юридических лиц. Этот институт - независимая структура, располагающая необходимыми ресурсами для хранения и обработки огромных баз данных и призванная гарантировать достоверность и конфиденциальность личной информации. Автоматизированная учетная система существует во Франции с 1971 г. и хранит данные о гражданах с 1891 г. рождения.
Учет ведется по трем направлениям. Первое - национальный идентификационный список физических лиц. В нем каждой личности ставится в соответствие уникальный учетный номер, а в базе данных хранятся фамилия, имя, пол, дата и место рождения, порядковый номер в местном регистре жителей и электронный ключ. Такой идентификационный номер автоматически присваивается всем лицам, родившимся на территории страны, а также французам, живущим за рубежом и по необходимости обратившимся в госорганы, например, по поводу страховки. Любопытно, что сейчас Институт пытается формализовать на уровне своего списка процедуру смены пола.
Другое направление учетной деятельности - ведение актов гражданского состояния. Их регистрация осуществляется местными органами самоуправления, выписки передаются в региональные управления и затем в БД Института. В Нанте расположен большой вычислительный узел, где осуществляется обработка данных и, в частности, ведется демографическая статистика.
И наконец, третье направление деятельности Института статистики и экономических исследований - ведение списка избирателей. Чтобы стать избирателем, француз должен лично заявить о своем желании, исключить же его из списка может только суд. Институт занимается всеми техническими вопросами, связанными с учетом избирателей, но анализ результатов выборов - прерогатива МВД.
Базы данных по всем трем направлениям частично доступны различным ведомствам, частично - нет. Хотя техническим их ведением занимается одна организация, ведомств - потребителей информации несколько и обмен данными регулируется довольно сложной правовой системой взаимоотношений. Так, конфиденциальность личных данных контролируется Национальной комиссией по информатике и свободам и вышестоящими органами. А учреждения по статистике не имеют, например, доступа к базе по налогам и сборам.
Будущее национального учета
В России постепенно формируются условия, благоприятствующие началу создания глобальной учетной системы. Так, весьма активен межведомственный Координационный совет по разработке проектов Федерального закона “О государственном регистре населения РФ” и концепции АС ГРН. В него входят представители Минсвязи, Минтруда, Аппарата правительства, Администрации президента, ЦИК и других министерств и ведомств. Возглавляет Совет вице-премьер Илья Клебанов. Есть передовой регион - Москва, где активно внедряются разработанные по заказу городского правительства автоматизированные системы ПВС и ЗАГС, а также интегрированная система “Население”. Всем также известен успешный опыт создания под эгидой НИИ “Восход” и при непосредственном участии членов СИРИУСа государственной автоматизированной системы “Выборы”. И наконец, в ряде регионов налицо понимание необходимости автоматизации учета на местном уровне и налаживания информационного взаимодействия различных ведомств.
В октябре Координационный совет одобрил московский опыт и предложил в 2001 г. начать работы по созданию фрагментов АС ГРН в 15 территориальных опорных зонах (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Кировская, Московская, Новосибирская, Тверская, Ярославская области и др.) с использованием технических ресурсов ГАС “Выборы”. Требуемой для полного развертывания системы правовой базы пока нет, поэтому опытные работы будут вестись на базе добровольных соглашений между федеральными ведомствами и администрациями субъектов РФ. Подготовку всех нормативных технических, методических и юридических документов поручено возглавить Минсвязи. Как сообщил директор НИИ “Восход”, председатель совета директоров ассоциации СИРИУС Леонид Марин, только что создана рабочая группа, которая займется окончательной доводкой проекта Закона “О государственном регистре населения РФ”. В группу вошли депутаты Госдумы, представители Минюста, Минсвязи и других ведомств. Подготовку проекта закона планируется закончить до II квартала 2001 г. Проект концепции АС ГРН опубликован по адресу www.sirius.ru/publ/def_w.htm, и с ним может ознакомиться любой желающий.
О том, какие задачи призвана решать АС ГРН и как развивается проект, я попросил рассказать Леонида Марина и первого заместителя директора НИИ “Восход”, исполнительного директора ассоциации СИРИУС Александра Калинина.
PC WEEK: Необходимость автоматизированной системы учета населения сегодня очевидна. Но как все начиналось?
Леонид Марин: “Регистр не будет содержать
конфиденциальных данных о личной жизни граждан”
Леонид Марин: Идея АС ГРН зрела десятилетиями. Как только появились компьютерные методы обработки информации, у многих возникло понимание, что не нужно проводить разовые переписи населения, а следует иметь постоянную возможность анализа демографических данных. Определенная работа в этом направлении началась лет двадцать назад в рамках создания АСУ “Москва”, тогда при ГУВД был организован специальный ВЦ, который занимался созданием базы данных населения города и области. Этот центр существует до сих пор, правда, технологическая база там устарела. Но этой информацией и сейчас пользуется, например, Центральное адресно-справочное бюро.
Александр Калинин: “Техническая
инфраструктура АС ГРН будет очень гибкой”
Александр Калинин: Новая история проекта берет начало с того момента, когда он был поддержан на заседании правительства во главе с Сергеем Степашиным. Тогда были даны поручения министерствам и началась конкретная работа. Когда вице-премьером стал Илья Клебанов, он возглавил комиссию, в которую вошли представители Минсвязи, Минюста, ЦИК, Минтруда, МВД и других ведомств. Сегодня АС ГРН - это крупнейшая межотраслевая программа.
PC WEEK: Какие задачи призвана решать АС ГРН?
Л. М.: В первую очередь Регистр нужен, чтобы облегчить жизнь населения. Сегодня для решения многих вопросов приходится собирать массу справок. Автоматизированная система позволит сэкономить и время, и силы, сведя к минимуму общение с чиновниками. Есть паспорт, есть личный код. Все остальное, например, официальные сведения о месте жительства будет доступно из Регистра. Получив эту информацию с помощью компьютера, чиновник уже не сможет требовать от человека каких-то дополнительных справок. При этом Регистр будет выполнять роль информационного ядра, предоставляющего базовую информацию, к которой ведомства смогут добавлять свои специфические данные.
Сейчас в стране невозможно найти человека. Отчаявшиеся люди обращаются на телевидение, они готовы платить громадные деньги, чтобы отыскать, например, пропавшего родственника. Регистр поможет решать и проблемы такого рода.
Еще одна уникальная функция Регистра - создание динамического банка данных населения, в котором информация будет постоянно накапливаться. Это позволит сохранить данные о всех живших людях и сделать их доступными грядущим поколениям через сотни лет. Тогда никто не пропадет бесследно, а потомки получат возможность проанализировать динамику изменения генофонда страны.
А. К.: Кроме того, система предполагает глобальную автоматизацию местных служб, что позволит на базе тех же технических ресурсов предоставить населению массу новых электронных услуг, в частности повсеместный доступ к электронной почте.
PC WEEK: Система фактически позволит автоматизировать решение учетных задач многих ведомств, включая Госкомстат. Сохранится ли в будущем традиционная технология переписи населения?
Л. М.: Разве можно в наш век мощных информационных систем и каналов связи заниматься переписью населения по старинке! Сейчас Госкомстат готовится к очередной переписи. Предполагается привлечь 600 тыс. счетчиков, которые будут ходить по квартирам. Недавно в Преображенском районе Москвы проводился эксперимент с целью понять, будут ли люди открывать двери, отвечать на вопросы, давать информацию и т. д. И оказалось, что в наше криминогенное время многие с опаской идут на контакт. Госкомстат предлагает создать специальные центры в районах, куда люди могли бы сами приходить и сообщать свои данные, но подобная перспектива тоже весьма сомнительна - далеко не каждый придет в этот центр.
Мы полагаем, что делать серьезные выводы на основании полученных таким образом данных весьма проблематично. Однако перепись населения готовится очень задолго - лет за десять. Ее сложно организовать, получить финансирование и т. п. Так что грядущая перепись пройдет традиционным способом. Надеюсь, что следующая уже не понадобится - данные можно будет найти в ГРН. Сейчас в рабочей группе по разработке проекта концепции АС ГРН принимают активное участие представители Госкомстата. Ясно, что с развертыванием АС ГРН это ведомство получит новые эффективные возможности мониторинга населения.
PC WEEK: Что вы считаете самым трудным в проекте АС ГРН?
Л. М.: Самое важное и одновременно сложное - обеспечить актуализацию баз данных, что невозможно без автоматизации ЗАГСов и паспортных столов. Сейчас этим активно занимаются на муниципальном уровне не только в Москве, но и в других городах страны - там это совершенно необходимо в ежедневной работе с населением. Руководствуются местные власти при этом существующими правовыми нормами, такими, как закон о паспортном учете, о ЗАГСе. В рамках имеющихся законов автоматизировать данные учреждения вполне реально.
Другое дело - нужно принять правовые нормы, регулирующие вопросы предоставления информации. Внутри паспортно-визовой службы или ЗАГСа проблем нет - автоматизированная система позволяет решить массу вопросов, возникающих у населения, например, восстановить утерянные личные документы, собрать необходимые документы для решения наследственных вопросов и т. д. Есть определенные законом ведомства, которым эти организации обязаны выдавать справки. Но полномасштабного доступа к базам данных сегодня не предоставляется. А для создания полноценного Регистра населения нужны источники актуализации, а значит, доступ к данным паспортно-визовой службы и ЗАГСов. Когда эти два мощнейших источника актуализации удастся связать с АС ГРН, тогда информация в Регистре будет постоянно обновляться.
PC WEEK: Что дало участникам семинара общение с французскими специалистами?
Л. М.: Во Франции мы “сверили часы” и убедились, что АС ГРН ни в чем не будет уступать действующим в других странах учетным системам. Более того, у нас в проекте заложена интеграция баз данных, которой по техническим причинам нет в аналогичных зарубежных системах. А ведь такая интеграция позволяет реально экономить бюджетные средства. В этом, в частности, уже убедились московские власти, увидев все преимущества сопряжения систем ЗАГСов и Пенсионного фонда.
А. К.: Плодотворное сотрудничество с французской стороной может привести к ускорению развертывания проекта, поскольку эта страна имеет возможность оказать влияние на международные финансовые институты в плане выделения кредитов и принять участие в поставке технических средств. Кроме французов, мы имели опыт общения со шведами. В этих странах учетные системы были сделаны давно, лежащие в их основе технологии уже во многом устарели. Мы же подходим к построению нашей системы на основе самых современных технологий и не имеем проблем с устаревшими наследуемыми системами. У каждой системы свой жизненный цикл, и она должна регулярно обновляться. По опыту создания ГАС “Выборы” мы полагаем, что для системы федерального масштаба жизненный цикл составляет пять лет.
PC WEEK: Как в регионах относятся к идее создания АС ГРН?
Л. М.: Мы, как миссионеры, много ездим по стране, проводим совещания на уровне руководителей регионов с участием сотрудников ЗАГСов и паспортных столов и разъясняем, что такое Регистр, как он будет строиться. Мы видим - на местах все это действительно нужно, после таких поездок у нас появляются настоящие союзники.
На местном уровне вообще с большим энтузиазмом воспринимают идею Регистра и готовы принять участие в финансировании. С другой стороны, Минсвязи располагает богатым опытом взаимодействия с регионами по программе ГАС “Выборы”, автоматизация местных ЗАГСов и ПВС долгое время велась совместно с Министерством национальностей, которое отвечало за муниципальный уровень. Мы хорошо знаем, что происходит там, где идет конкретная работа с населением. А когда есть встречное движение и согласованный интерес министерств и регионов, тогда проект обречен на успех. Без бюджетных средств мы, конечно, не обойдемся, но Регистр будет стоить не дороже ГАС “Выборы”. Согласно проекту концепции АС ГРН на создание системы потребуется 3,5 млрд. руб. При благоприятном развитии событий национальная система может быть развернута уже в 2003 г.
PC WEEK: Широкомасштабная компьютеризация местных органов ПВС и ЗАГС потребует повышения квалификации персонала. Как планируется решать эту задачу?
Л. М.: Если система благожелательна к пользователю, если она существенно не меняет сложившийся способ работы, то и с внедрением ее больших проблем не будет. Мы уже создали клиентское программное обеспечение, оно поставляется как коробочный продукт, с понятной и красочной документацией. Его развертывание занимает один-два дня. Кроме того, система выдает пользователю подробные инструкции по каждой операции и содержит средства защиты от неправильных и несанкционированных действий. Фактически система сама учит работника.
А. К.: Если потребуется, мы развернем специальную программу обучения персонала по работе с техникой и ПО. Проводить его можно в дистанционном режиме или силами местных интеграторов, которые будут развертывать и поддерживать систему.
PC WEEK: Нет ли риска, что после ввода Регистра личные данные граждан станут широко доступны?
Л. М.: Регистр представляет собой набор из 19 показателей, определяющих основные параметры человека, не связанные с его личной жизнью. Если в данных ЗАГСа есть такие личные параметры (их перечень определяется согласно рекомендациям ЮНЕСКО), то Регистр они не интересуют. Проблемы тут нет, и беспокоиться не о чем.
А. К.: Теперь у нас есть полная уверенность, что предлагаемый Регистр никаких прав и свобод граждан не ущемляет - во Франции все это давно реализовано и никаких вопросов не вызывает.
PC WEEK: Как видится с организационной и технической точки зрения инфраструктура АС ГРН?
Л. М.: Председатель Центризбиркома Александр Вешняков предложил использовать для Регистра инфраструктуру ГАС “Выборы”, которую с 1995 г. обслуживают солидный парк машин и семь тысяч системных администраторов. Сейчас намечена модернизация этой системы. Если предусмотреть в ней некоторые избыточные ресурсы, то вычислительные мощности можно будет использовать не только для организации выборов, но и для ведения Регистра. Особой проблемы с каналами связи также нет. Многие ведомства готовы предоставить свои ресурсы.
А. К.: Техническая инфраструктура будет очень гибкой - фактически это будет виртуальная наложенная сеть, сконфигурированная с учетом реальных технических возможностей каждого региона. Ее созданием и поддержкой займутся системные интеграторы - члены СИРИУСа, в первую очередь региональные. Однако некоторые регионы (такие, как Чукотка) пока что проще поддерживать из Москвы.
В соответствии с проектом концепции АС ГРН центры обработки данных будут находиться в регионах, возможно, и в федеральных округах. Организация единого федерального центра и единой базы данных не планируется. Регистр - это в первую очередь инструмент работы региональных органов власти.