“Все большое особой метой отмечается с давних пор”, - писал поэт. Мой сегодняшний собеседник - Игорь Василиадис, вице-президент “Сибинтека”, самой крупной софтверной компании России.
Игорь Василиадис
PC WEEK: Обычно в беседах с руководителями фирм мы начинаем с деталей, а потом пытаемся нарисовать общую картину. Давайте в этот раз попробуем поступить наоборот - пойти от общего к частному. Скоро начнется третье тысячелетие, и хотелось бы узнать, какие у вас с этим возникают ассоциации.
Игорь Василиадис: Переход через границу тысячелетий - очень мощный социальный и психологический фактор. Накопившиеся неоправданные ожидания, существующие в обществе по любым вопросам, проецируются и на сферу Интернета. Люди ищут то самое звено, которое может перевести нашу жизнь на новый качественный уровень. Это всегда наблюдалось на рубеже веков. К сожалению, к этому нужно добавить и статистику войн, происходивших, когда ожидания не оправдывались и человечество вместо мощных социальных подвижек и общего хэппенинга, какой-то утопии, в результате получало антиутопию, страдания и т. д. Хотелось бы, чтобы то, что сейчас происходит в Интернете, не закончилось тем же самым, хотя такая вероятность тоже существует. Поэтому я считаю, что спекулятивный рынок Интернета, безусловно, еще должен быть скорректирован. Этот рынок могут спасти проекты, направленные на очень денежные его секторы, такие, как поддержка биржевого трейдинга или B2B.
То, над чем мы сейчас работаем, - это попытка создать интеллектуальное пространство хотя бы в пределах одной огромной корпорации, а затем перенести эти технологии на общественные институты, работу государственных структур с населением и т. д.
PC WEEK: Если углубиться в философию вопроса, то с информатизацией связана одна существенная проблема. Сегодняшние компьютерные системы в дискретном виде фиксируют состояние окружающей нас аналоговой среды. Вы неизбежно становитесь заложником того, что такую систему надо постоянно поддерживать и обновлять. Там, где задача формализуема, это проходит достаточно просто. Есть индивидуумы, умеющие преобразовывать неформализованные знания в формализованные. Но людям в массе своей вполне комфортно работается в хорошо предсказуемой цифровой среде, не надо головку напрягать; тех же, кто умеет из непрерывной аналоговой действительности извлекать знания, становится все меньше. Не сейчас, но через какое-то время это так или иначе выйдет боком.
И. В.: Я не сторонник того, чтобы все передавать компьютерам, снимать с людей умственную нагрузку. Это может привести к совершенно плачевным вещам. Классическая система обучения отработана тысячелетиями, и есть области мозга, полностью на нее ориентированные. Когда мы их обходим, это не значит, что мы их заполняем чем-то другим, мы просто обедняем себя. Здесь важно, что наша компания занимается построением систем обучения людей. Системы сейчас достигли такой сложности, что даже некий каталог в Интернете должен иметь средства, позволяющие на нормальном человеческом уровне обучить пользователя работе с ним. Отсюда, кстати, наша любовь к аватарам. Мы должны так построить систему обучения, чтобы она приспосабливалась к возможностям конкретного человека, пыталась встроить его именно в ту ячейку общества, с теми задачами, которые наилучшим образом соответствуют его креативным способностям. Так же, как и с атомной энергией, мы до конца не можем предсказать всех последствий компьютеризации. Вполне вероятно, и это видно уже сейчас, что неестественные принципы стимуляции, типа информационной зависимости, когда люди в Интернете просто жить начинают, могут изолировать людей от вещей, в которых они могли бы проявить себя более интересно. В то же время это может сформировать среду с какими-то другими ценностями. Один из принципов - к правильной цели ведут правильные шаги. Допускаю, что со временем оценки изменятся, но если действовать так в каждый момент времени, себя не за что будет упрекать.
PC WEEK: Что означает правильный путь для Интернет-компании?
И. В.: У каждой компании должно быть определенное целеположение, в котором сформулирована ее миссия. В каждый момент жизни компании приходится “совмещать любовь с коммерцией”. Правильное разрешение противоречия между двумя этими принципами и двигает компанию в правильном направлении. Я считаю, что в ближайшие три года произойдет революционный скачок роста и по доступу в Интернет, и по заинтересованности каждого человека в том, чтобы у него был этот сервис, иначе он выпадет из общего информационного потока.
PC WEEK: Для роста Интернета нужны инвестиции. будут ли они расти?
И. В.: Я убежден, что такие вопросы должны решаться на государственном уровне. Без поддержки на самом высоком уровне очень сложно что-либо серьезно развить. Меня приятно поразила ситуация, которая в этой связи сложилась сейчас в Белоруссии. Недавно я встречался с А. Г. Лукашенко и имел с ним интересную беседу. Он рассказал, что у них уже подписан и введен в действие закон о цифровой подписи. Они разработали национальную программу развития своих ресурсов по программированию. Большой интерес в Белоруссии проявляется к ситуационному планированию. Ситуационная комната для политиков - очень полезная вещь, они там могут проводить тренинг, планировать ситуации, смотреть реакцию населения и т. д. Очень перспективная вещь. Как мне кажется, республика приходит к свободно-рыночным отношениям. Общество в Белоруссии весьма стабильно, и сейчас они сделали несколько успешных шагов, например ввели единый курс валюты. С одной стороны, государственное регулирование имеет большой минус, так как оно стопорит быстрые частные предприимчивые компании; но в то же время, если государство разворачивается к некоторой теме лицом, то ей оказывается максимальное содействие. Это не может не влиять на уровень развития страны в целом. Я надеюсь, что после посещения В. В. Путиным Индии и в России что-то изменится в этом плане. На Западе, заметим, уже широко распространены системы B2G (бизнес - правительство) и C2G (потребитель - правительство).
PC WEEK: Что у вас за программы в Белоруссии?
И. В.: Известно, что Белоруссия всегда отличалась высоким научным потенциалом. Мы с интересом смотрим на Белорусский государственный университет, с ректором которого я тоже знаком. Там студентов с самого начала включают в реальные производственные проекты; оканчивая институт, они уже являются специалистами с практическим опытом в области программирования. У нас с ними подписано генеральное соглашение, по которому мы их будем загружать оффшорными заказами - мы над ними начинаем сейчас работать. Мы ориентируемся на них как на специалистов в базах данных. Там неплохо обстоит дело с версткой и дизайном сайтов.
Есть еще несколько проектов. Во-первых, мы делаем национальный сайт Белоруссии, на котором будут представлены несколько белорусских газет, онлайновые передачи телевизионного общенационального белорусского канала, информация экспертов о состоянии экономики республики. Не секрет, что информация о Белоруссии идет в западной и частично в российской общей прессе в сильно искаженном виде. В частности, на меня произвело большое впечатление социальное обеспечение пенсионеров - там нет такого разрыва в благосостоянии разных слоев населения, как в России. Также отмечу достижения республики в спорте, 15 золотых медалей, завоеванных Белоруссией на Олимпийских играх, - очень высокий результат для небольшой страны. Мы, кстати, сейчас ведем достаточно успешные проекты, связанные с gazeta.ru, по поддержке спортивных новостей и пытаемся перенести этот опыт на создаваемый портал. Некоторая монополия Белтелекома отрицательно влияет на каналы связи Белоруссии - на всю республику до последнего времени было всего 6 мегабит. Поэтому они очень заинтересованы в том, чтобы их сайты, ресурсы находились на линиях с высокой пропускной способностью. Так как наша компания занимается и хостингом, и IT-провайдингом в регионах, то на своих каналах с подключением к серии международных линий мы попытаемся разместить эти ресурсы, чтобы доступ к ним российской аудитории был лучше, чем сейчас.
Есть совместные проекты и в области образования. Как вы знаете, мы придаем большое значение Федерации Интернет-образования - это один из проектов компании ЮКОС. Этот проект имеет весьма существенный бюджет и ведется совместно с Федеральным правительством, его курирует В. И. Матвиенко. Открыто больше десяти региональных центров, обучено полторы тысячи учителей информатики. Мы, как компания, заинтересованная в конкретных экономических показателях, пытаемся создать некий поток образования, ориентированный на коммерческие нужды.
PC WEEK: Хотелось бы понять, что мешает развитию оффшорного программирования?
И. В.: Первый фактор, самый важный, который может быть централизованно устранен, - недостатки законодательства. Я, в частности, вхожу в рабочую группу при Государственной Думе, и мы пытаемся разработать ряд предложений по законодательным актам, а также предложения В. В. Путину по созданию национальной программы. Остальные факторы - экономический климат, который должен измениться к лучшему с введением единого налога на прибыль в будущем году, затем отношение к частному предпринимателю вообще и создание условий его работы. Думаю, что в ближайшее время количество работающих на дому людей должно возрасти.
PC WEEK: В компании работают тысячи людей. Каковы ваши критерии отбора вновь приходящих специалистов?
И. В.: Желаемое и действительное при работе с кадрами не всегда совпадают. Например, интересно работать на перспективных языках программирования, таких, как Java. Но изучив рынок, мы от этого отказались, так как при средней зарплате Java-программиста на Западе 4000 долл. удержать его здесь трудно. Поэтому мы расцениваем целый круг специальностей как очень рисковый. Обучать народ внутри компании - занятие довольно дорогое, поэтому мы стараемся сбалансировать затраты. Мы сталкиваемся со множеством факторов, которым раньше не придавали значения. Один из них - текучесть кадров в области высоких технологий. Специалист высокого класса весьма неплохо ориентируется в окружающей среде. Креативные люди легко меняют место работы, что для большой корпорации пагубно. Креативные вещи мы стараемся отнести на молодые развивающиеся компании, а у себя развивать индустриальный подход, т. е. создавать фабрику программирования.
Что касается системы обучения, то мы строим портал для дистанционного обучения и хотим, чтобы он был самым мощным не только в России, но и в Восточной Европе. Он будет включать в себя школьное обучение, обучение различным специальностям, курсы по маркетингу и т. д.
PC WEEK: А кто разрабатывает методики обучения?
И. В.: По нашему заказу их готовят специалисты Московского экономико-статистического института, МГУ, в Санкт-Петербурге есть очень интересная база по подготовке методологий преподавания. Мы следим за развитием новых технологий обучения, таких, например, как игровой тренинг.
PC WEEK: Подобный портал требует довольно большого трафика.
И. В.: Во-первых, мы прокладываем линии в те регионы, где внедряем эти системы, а во-вторых, такие технологии, как Flash, позволяют передавать графику только один раз, а потом она хранится на локальном прокси-сервере. Так как система образования по стране едина, то мы можем существенно сократить общий межрегиональный трафик. Одно из преимуществ Интернет-технологий состоит в том, что можно оперативно дополнять или обновлять курсы.
PC WEEK: Как я понимаю, программа идет поэтапно. Когда будет завершен первый этап?
И. В.: Мы планируем запустить портал весной следующего года. Сначала это будет несколько десятков программ обучения, а в дальнейшем собираемся его расширять. Сейчас у нас планы наполеоновские - мы намерены развернуть около 450 курсов.
PC WEEK: Обучение будет платное?
И. В.: Как все большие корпорации, мы несем и социальную нагрузку. Там предполагаются и совершенно бесплатные курсы, например, в рамках тех программ, которые ведутся под эгидой Федерации Интернет-образования. Платными же могут быть сертификация, тестирование, переориентация людей на новые профессии. Мы хотим здесь работать с рекрутинговыми агентствами, чтобы они сами задавали нам спектр тех профессий, которые особенно необходимы и затребованы на рынке. Такие услуги могуть быть платными, но каким образом это реализовать, мы еще не решили.
PC WEEK: Один из путей набора кадров в вашей компании - формирование региональных отделений. Получается распределенный офис со штаб-квартирой в Москве?
И. В.: Да. При этом мы еще создаем и определенную специализацию регионов. Это позволяет некоторым образом защищать информацию о проектах.
Серьезный разворот в деятельности компании состоит в том, что отработав решение внутри ЮКОСа, мы затем пытаемся его внедрять и вне. Мы видим, что многие стали заявлять о похожих решениях, не имея их. У нас же решения есть, но про это никто не знает. Компания хотела бы претворить в жизнь следующую идею - все, что наработано в нефтяном секторе, нужно обращать на пользу экономике всей страны. Если в России будет только несколько островков информационных технологий, а вокруг пустыня, то от этого проиграют все.
PC WEEK: Спасибо за беседу.