Онлайновый бартер экономит время и деньги, но насколько он жизнеспособен, пока неясно

Трудно даже представить себе компании, менее похожие друг на друга, чем гигант из Кливленда (шт. Огайо) International Management Group (IMG) с годовым оборотом 1,1 млрд. долл. и пивоварня из Кремниевой долины The Tide House Cafe and Brewery. Первая имеет офисы в 33 странах и дает работу 2150 служащим, а во второй работает всего 100 человек, которые варят недорогой коричневый английский эль и подают его в двух ресторанчиках.

И все же у этих частных предприятий есть нечто общее: оба они активно пользуются услугами бартерных электронных товарных бирж, где в обмен на свою продукцию получают необходимые товары и услуги, не платя за них ни единого цента. Фирма IMG, предоставляющая услуги профессионального управления таким звездам первой величины, как Tiger Woods, уже подсчитала, что онлайновая бартерная торговля помогает ей сэкономить на закупках до 15 млн. долл. в год.

“По бартеру мы приобретаем многое из того, за что иначе пришлось бы платить деньгами”, - рассказывает Ричард Хьюз, вице-президент IMG по корпоративному планированию. Бартерные сделки он заключает на торговой бирже BarterTrust, которую организовала фирма Internet Barter из Сан-Франциско (шт. Калифорния). Здесь IMG предлагает нераспроданные билеты и услуги по спонсорской поддержке спортивных мероприятий, а взамен получает товары и услуги - скажем, сотовой телефонии, - нужные ей в повседневной деятельности.

Конечно, ничего нового в бартере нет. Такой обмен имеет многовековую историю и до сего дня успешно процветает на блошиных рынках разных стран и базарах Ближнего Востока. Но теперь на это направление торговли обратили внимание многие крупные и мелкие фирмы наподобие IMG и The Tied House, которые обнаружили, что Всемирная паутина вообще и ее электронные товарные биржи в частности - отличное место для обмена товарами и услугами. Постоянно растущее количество бартерных торговых центров позволяет не только экономить деньги на закупках, но и открывает новые источники получения всего необходимого. Такие биржи используют даже в качестве маркетингового инструмента: здесь выставляются рекламные товары и предлагаются услуги по развитию реального бизнеса.

Но эксперты предупреждают: как ни привлекателен бартер, подходить к нему нужно с осторожностью. Прежде всего вопреки расхожему мнению бартерная биржевая торговля отнюдь не избавляет от налогов. Стоимость всех заключенных сделок такого рода оценивается специалистами биржи, и эта информация передается в налоговые органы. Во-вторых, как считают наблюдатели, не стоит чересчур полагаться на бартерные биржи - это чревато немалым риском. Торговые центры, чьи доходы зависят главным образом от оплаты транзакций или от тарифов на услуги, пока не доказали, что способны зарабатывать деньги. Поэтому до сих пор не ясно, смогут ли хоть какие-нибудь из них выжить.

Похоже, правда, что подобные модели хороши для небольших начинающих фирм, которым просто не хватает наличных средств, а также для больших компаний, стремящихся сэкономить на оптовых закупках и получить доступ к новым источникам товаров и услуг. “Крупным компаниям бартерные биржи выгодны благодаря большим объемам сделок - это позволяет им экономить немалые деньги”, - считает Джиту Пейтел, аналитик из фирмы Doculabs (Чикаго, шт. Иллинойс), которая специализируется на исследованиях в области электронной коммерции.

Что интересует “больших”

Именно это привлекло внимание IMG, ставшей одним из первых крупных клиентов развернутого в конце прошлого года бартерного торгового центра BarterTrust.com. Как и на многих других виртуальных биржах такого рода, здесь ходит собственная “валюта”. Стоимость товаров и услуг оценивается не в реальных деньгах, а в “долларах BarterTrust”. Такая схема намного упрощает проведение деловых операций, поскольку транзакции не ограничиваются сделками между двумя участниками. Другими словами, IMG вовсе не обязана “покупать” товары и услуги именно у той компании, которой она “продала” билеты на какое-то мероприятие. В обмен на свои предложения участники торгов могут получить практически все, что предлагается на таких биржах, как BarterTrust. Некоторые компании сбывают здесь даже безнадежные долги.

“Продав право на спонсорство ценой в 75 тыс. долл., мы получаем кредит на эту же сумму”, - поясняет Хьюз. При этом, по его словам, фирма платит с каждой транзакции 5% сбора, что при масштабах деятельности IMG составляет от 100 до 250 тыс. долл.

“Доллары BarterTrust” полностью отражают рыночную стоимость товаров или услуг, выставленных на аукцион, исчисляемую в долларах США. На бирже BarterTrust, как и во многих других таких центрах, цену предложения устанавливает продавец и он же решает, торговаться ему или сделать свою цену фиксированной.

Пятипроцентный сбор, взимаемый BarterTrust, идет на оплату виртуальной торговой площадки и услуг “торгового брокера”, помогающего продавцам находить потенциальных покупателей на их товары и услуги. Однако об условиях самой сделки здесь договариваются непосредственно продавец и покупатель. Другие виртуальные бартерные биржи предлагают довольно широкий диапазон платных услуг. У торгового центра The Exchange (Орландо, шт. Флорида), например, имеются целые комплекты товаров и услуг, причем с каждой транзакции взимается 12-процентная пошлина. Кроме того, здесь установлен и разовый членский сбор в размере 295 долл.

По оценке руководства IMG и других крупных компаний, на фоне получаемых результатов такие сборы выглядят очень скромно. Ведь онлайновый бартер не только экономит деньги. Как говорит Хьюз, членство в BarterTrust стало для компании отличным каналом сбыта. Дело в том, что электронная бартерная биржа открыла IMG выход на новых потенциальных спонсоров для той тысячи спортивных мероприятий, которые она помогает проводить каждый год. А компания, первый раз получившая права спонсора по бартеру, впоследствии может заплатить за такую возможность и наличными.

Около 60% всех сделок IMG, заключаемых на бирже BarterTrust, приходится на авиабилеты и резервирование гостиничных номеров для служащих. Кроме того, фирма приобретает здесь такую офисную технику, как факсимильные аппараты, и арендует лимузины.

А что нужно “маленьким”

Хьюз понял, что электронный бартер может быть выгоден в малом бизнесе. Им с женой Каролиной принадлежит теннисный клуб в Норт-Риджвилле (шт. Огайо), и он через BarterTrust предлагает ракетки, спортивную одежду и абонементы на теннисные тренировки, в обмен получая товары и услуги для своего бизнеса.

“Доля бартера, похоже, будет все больше возрастать в наших продажах, - отмечает он. - Эта модель уже давно доказала свою эффективность для небольших компаний”.

The Tied House (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) - еще одна небольшая компания, использующая возможности виртуальных бартерных рынков. Ее генеральный директор Маркос Кинонес, владелец двух ресторанов, год назад вышел на виртуальную бартерную площадку Bigvine из Сан-Франциско (в октябре нынешнего года она перешла в собственность расположенной там же фирмы NBC Internet). Он предлагает подарочные сертификаты на посещение своих ресторанов, стараясь таким путем заполнить их в часы затишья, а в обмен получает различные припасы, не выкладывая за них ни цента.

“Обычно мы выставляем на обмен подарочные сертификаты стоимостью 20 долл., которыми посетитель может расплатиться в выходные дни, - рассказывает Кинонес. - А Bigvine помогает нам искать поставщиков для наших ресторанов. Здесь наладить нужные контакты можно гораздо легче и быстрее, чем при самостоятельном поиске выгодных продавцов свечей или салфеток”. В месяц обменивается сертификатов на 300-400 долл.

Онлайновый бартер позволяет The Tied House не только экономить деньги, но и решать свои насущные деловые проблемы. Кремниевая долина известна сильной конкуренцией во всех областях бизнеса; в таких условиях закрепить надежного служащего очень трудно, и тут снова на помощь приходит электронный бартер. На сайте Bigvine Кинонес находит недорогие поощрительные подарки, чтобы награждать ими лучших сотрудников.

“Мы занялись бартером, чтобы повысить эффективность системы снабжения, и нам это удалось, - говорит он. - Одновременно безденежная торговля помогла нам улучшить моральную атмосферу в коллективе. Мы получили возможность вручать работникам подарки, например билеты на концерты, купить которые нам было бы не по карману”.

Выгоду от бартерной торговли Кинонес не подсчитывал, но он уверен, что экономия значительно превышает плату за пользование виртуальной площадкой Bigvine.

“Я не знаю, сколько мы сохранили денег, но за операцию ценой до 5 тыс. долл. мы платим здесь всего 4%, что с лихвой себя окупает”, - поясняет он. В частности, многие из тех, кто впервые зашел в ресторан The Tied House с подарочным 20-долларовым сертификатом, становятся постоянными его посетителями. “Мы отмечаем, что к нам приходит все больше клиентов по субботам. Нельзя сказать, что они повалили валом, но приток заметен”.

По достоинству оценила бартерные сделки и Катрин Фишер, вместе с мужем Кайлом владеющая небольшим кинотеатром Parkway Speakeasy Theater в г. Окленде (шт. Калифорния). Если бы не бартер, уверена она, им едва ли удалось бы развернуть свой бизнес: “Когда начинаешь новое предприятие, тебе постоянно не хватает денег. А бартер - это как кредитная карточка, только дешевле и эффективнее”. На торговую площадку BarterTrust Фишеры вышли в январе 1997 г., за месяц до открытия своего кинотеатра. Здесь они начали предлагать входные билеты и подарочные сертификаты своего кафе в обмен на необходимое оборудование. “Мы, например, купили здесь противопожарную систему ценой 2 тыс. долл., а затем компенсировали эту сумму своими услугами, - вспоминает Катрин. - Посетители BarterTrust начали покупать наши билеты, и дебет пошел вниз”.

Но за счет чего начинающая компания, которой так не хватает денег в первые месяцы существования, может выплачивать сборы с каждой транзакции? Фишер поясняет и это. Их небольшой компании с 25 служащими участие в бартерных торгах на площадке BarterTrust обходится в 60-200 долл. в месяц, что не так уж много. К тому же распространение билетов по электронному бартеру дает и дополнительную выгоду. “Для меня эти билеты имеют совсем другую ценность, чем те, что продаются через кассу, - признается Катрин. - В конце концов это бесплатная реклама, ведь посетив кинотеатр однажды, человек может вернуться сюда снова, и на этот раз он заплатит уже наличными”.

Именно на этот аспект окупаемости безденежного обмена указывает руководитель одной из виртуальных бартерных бирж, обслуживающей небольшие туристические фирмы и гостиницы.

“Доходы наших членов растут очень быстро, им все чаще удается сдавать пустующие номера”, - говорит Скотт Уитмер, президент бартерной площадки The Exchange, услугами которой пользуется около полутора тысяч клиентов. Эта виртуальная биржа наряду с 26 другими подобными компаниями входит в глобальную сеть корпорации BarterNet (Фостер-Сити, шт. Калифорния) и, по словам Уитмера, играет роль посредника, помогающего фирмам и клиентам устанавливать контакты через их Web-узлы. Гостиницы Флориды, например, получили возможность поддерживать отношения с партнерами во всем мире и обменивать свои пустующие номера на рекламу в самых “горячих” точках вроде Нью-Йорка и Чикаго. У одной из них после выхода на бартерную площадку The Exchange доходы по сравнению с прошлым годом выросли на 20%.

Онлайновый бартерный бизнес The Exchange приносит доход и самому владельцу. Раньше фирма организовывала бартер традиционными способами, но выход во Всемирную паутину повысил ее общую прибыль на 15%.

И все же, несмотря на успех ряда виртуальных бартерных площадок и на благоприятные отзывы их пользователей, аналитики выражают сомнение в перспективности бартерного обмена.

“Я пессимистично отношусь к самой идее бартерных бирж, - утверждает Пейтел из Doculabs. - Их ценность для акционеров до сих пор не ясна. Бартер позволяет только снижать расходы, но никак не повышает доходную часть бюджета”.

С ним согласен и Правеш Мехра, ана-литик из фирмы Cap Gemini Ernst & Young (Купертино, шт. Калифорния), который занимается исследованиями в области оптовой торговли: “Мы твердо убеждены, что бартер может играть лишь второстепенную роль. В конце концов без реальных денег не обойтись. Потенциал собственных валют весьма ограничен. Чтобы определить истинную стоимость предлагаемых товаров и услуг, в какой-то момент приходится переходить на обычные деньги”.

По мнению Пейтела, лучшие шансы на выживание имеют бартерные площадки, полностью сосредоточившие свои усилия на одном-единственном вертикальном рынке, например на туристическом бизнесе. А Мехра считает, что в ближайшее время многие компании захотят поэкспериментировать с онлайновой бартерной торговлей, чтобы понять, какую экономию она может дать. И все же он не советует слишком уж полагаться на торговлю товарами и услугами через виртуальные бартерные площадки, по крайней мере до тех пор, пока те не докажут своей жизнеспособности.

Но независимо от того, выживут бартерные биржи или нет, можно с уверенностью сказать одно: с выходом во Всемирную паутину бартер на уровне компаний получил мощный толчок и продолжает быстро развиваться. По данным ассоциации бартерной торговли International Reciprocal Trade Association, начиная с 1996 г. общий объем коммерческих бартерных транзакций, как традиционных, так и онлайновых, ежегодно возрастает на 8% и в прошлом году достиг уровня 7,5 млрд. долл.

Почему так происходит, прекрасно знают владельцы малых фирм наподобие кинотеатра Parkway Speakeasy Theater. Его хозяйка Катрин Фишер все объясняет очень просто: “Благодаря бартеру товары и услуги, необходимые для ведения бизнеса, обходятся дешевле, да и найти их легче”.

Как исполняется танец под названием “онлайновый бартер”

Когда говорят об онлайновом бартере, вы можете предположить, будто речь идет едва ли не о натуральном обмене между покупателем и продавцом. Скажем, для того, чтобы получить офисное оборудование в обмен на свои бухгалтерские услуги, вам нужно “продать” услуги той же компании, у которой вы хотите “купить” оборудование. Однако электронная бартерная торговля выглядит совсем не так. Современные онлайновые биржи безденежного обмена позволяют “вытанцовывать” бартер сразу с несколькими партнерами, не затрачивая при этом ни единого цента (если, конечно, не считать процентные отчисления с каждой транзакции и налоги). Вот как, например, организуются подобные сделки на виртуальной бартерной площадке фирмы Bigvine, подразделения NBC Internet из Сан-Франциско (шт. Калифорния).

Шаг 1. Регистрация. Вам нужно заполнить бесплатную онлайновую форму, указав данные о своей компании, ее продукции и услугах.

Шаг 2. Предложение. Вы перечисляете все, что собираетесь выставить “на продажу”, - это может быть что угодно, от домашней электроники до строительных услуг. Когда члены Bigvine продают свои товары и услуги, им выделяется кредит в так называемых “торговых долларах”. По мере того как выставленные лоты раскупаются другими участниками бартера, фирма начисляет дебет на счет продавца (если вы еще ничего не продали, но хотите сделать покупку, можно приобрести “торговые доллары” по кредитной карточке). “Торговые доллары” Bigvine - это внутренняя валюта онлайновой бартерной биржи; цена товаров и услуг, выраженная в этих “деньгах”, равна их стоимости в долларах США.

Шаг 3. Взаимодействие с партнерами. Прежде всего нужно дождаться, пока ваше предложение заинтересует их. “Покупатели” могут найти ваши товары в списке предложений Bigvine, разделенном на категории. После этого начинается торг между покупателем и продавцом, причем Bigvine непосредственного участия в нем не принимает. Как продавец вы можете установить твердую цену на свой товар или сделать ее договорной, пойдя на компромисс с покупателем. Когда сделка будет заключена, ваш дебет уменьшится на ее сумму. По мере того как доверие к вам будет возрастать, а на счету станут появляться “торговые доллары”, вы сможете начать тратить их на необходимые вам товары и услуги. В процессе переговоров между продавцом и покупателем обсуждается также порядок доставки товаров и ее оплаты.

Шаг 4. Расплата с Bigvine. Будь вы покупатель или продавец - условия действуют одни. Если сделка заключена на сумму менее 5 тыс. долл., онлайновая бартерная биржа взимает 4% от ее стоимости, если больше - вы платите 3%.

Бартерная торговля в цифрах

Бартером в той или иной форме человечество занимается уже сотни лет, однако в последнее пятилетие, судя по оценкам ведущей торговой группы индустрии коммерческого бартера, в этой области происходит буквально взрывоподобный рост, вызванный развитием электронной коммерции. Вот лишь некоторые показатели, характеризующие этот процесс.

7 500 000 000 долл. - такого объема достигла мировая бартерная торговля в 1999 г. (начиная с 1996 г. сумма подобных сделок возрастает более чем на 8% в год).

300 000 - столько компаний воспользовалось услугами коммерческих бартерных фирм в 1999 г. во всем мире.

1596 - количество бартерных торговых бирж, действовавших в мире в 1999 г.

3500 долл. - средняя стоимость сделки на бартерных товарных биржах в 1999 г.

7000 долл. - этого уровня, как ожидается, достигнет средняя стоимость индивидуальной сделки на бартерной торговой площадке к 2005 г.

Источник: International

Reciprocal Trade Association

Что нужно выяснить перед заключением бартерной сделки

Стоит ли вашей компании заниматься безденежным обменом или выходить на онлайновую бартерную торговую площадку? Найти ответ на этот вопрос вам помогут наши советы.

- Проверьте, сколько участников активно действует на той или иной бартерной бирже, сколько их находится в “готовности” или “в резерве” (не хотят продолжать бартерные операции, пока не потратят уже заработанные “торговые доллары”).

- Определите географическое распределение клиентов биржи и близость вашей компании к поставщикам необходимых ей товаров и услуг.

- Определите спектр консультационных услуг в области бартера, предлагаемых биржей в дополнение к посредническим функциям и организации транзакций.

- Не забудьте, что все бартерные сделки подлежат налогообложению. В США бартерные торговые площадки сообщают в налоговые органы о доходах всех своих клиентов. Избегайте фирм, которые заверяют вас, будто на их площадке можно не платить налогов с бартерных сделок.

Источник: International Reciprocal Trade Association.

Версия для печати