ИТОГИ 2000
В то время как западный рынок все больше отходит от ERP-систем, отдавая предпочтение модным ныне комплексным Интернет-решениям, российский сегмент интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) остается верен старой парадигме. И это, думается, продлится долго - никак не менее пяти лет (если, конечно, каким-нибудь чудесным образом не изменится весь мир - от экономических до технологических основ). Такая российская особенность характеризуется, по словам Елены Рыбчинской, менеджера по маркетингу компании “Никос-Софт”, “постоянным неудовлетворенным спросом”. “Парадоксально, но спрос сегодня даже не надо формировать, - дополнила она свою мысль, - надо только показать свое соответствие ему”. Любопытно, что, находясь в состоянии “глубокой неудовлетворенности”, клиент тем не менее стал более разборчивым, не хватает все подряд, как было еще года два назад.
“Приятно, что заказчик стал более зрелым, заговорил на профессиональном языке, - продолжила г-жа Рыбчинская. - Это особенно заметно при проведении тендеров. Выбор делается осмысленно, по вполне разумным критериям”. Резкое “взросление” клиентов отмечали в предновогодних беседах многие руководители фирм - поставщиков ИСУП.
Как однозначно следует из моих бесед с руководителями компаний, поставляющих различные ИСУП на российский рынок, этот сегмент растет и требует уважительного к себе отношения.
Характерной чертой уходящего года я бы назвала смену маркетинговой политики у ряда отечественных производителей ERP-подобных систем. Скажем, “Галактика” сейчас ведет себя гораздо “тише”, чем два-три года назад. Компания “АйТи” временно перевела свою “БОСС-Корпорацию” из разряда тиражных продуктов в пилотную фазу, чтобы сначала накопить критическую массу успешных внедрений, а затем, вероятно, вновь усилить информационное давление на рынок.
Фирма же “Никос-Софт” в качестве маркетингового шага выбрала альянс с финской компанией Solagem, в результате чего модули ERP-системы Solagem, рассчитанной на дискретное производство и средние предприятия, будут распространяться совместно с NS200 фирмы “Никос-Софт”. Два контракта на такое совместное решение уже подписаны.
В преддверии нового тысячелетия (приход которого, ввиду плюрализма мнений, многие празднуют второй раз), я поднимаю бокал за повышение результативности внедрений интегрированных систем на отечественных предприятиях, что в конечном счете должно ярко отразиться на общих экономических показателях всей страны!
Марко Буркхардт, SAP СНГ: В целом Россия находится лишь в начале процесса создания интегрированных систем на предприятиях. Этот процесс, на мой взгляд, будет длиться до 10 лет, чтобы достичь того уровня, который сейчас есть на западных предприятиях.
Марко Буркхардт
В 1998 г. мы, как и все в России, пережили определенный кризис, но при этом ни один сотрудник не был уволен. В прошлом году нам удалось уже серьезно увеличить поступление денег, и сейчас мы серьезно развиваемся - оборот в 2000 г. вырос по сравнению с предыдущим годом практически в два раза и превысит 30 млн. евро (окончательный итог пока еще не подведен). В этом году компания приняла на работу около 30 новых сотрудников, а в течение первой половины следующего мы собираемся взять еще около 50 человек, поскольку планируем серьезный рост бизнеса (не менее чем на 50%). Но, конечно, это будет зависеть и от качества нашей работы, и от политики государства.
Сейчас наша группа разработчиков (усиленная в этом году) осуществляет переход системы на новый план счетов, и с 1 января наши клиенты смогут с ним работать. Кроме того, мы ставим перед собой задачу уменьшить время внедрения R/3. Проект должен быть таким, чтобы через 6-9 месяцев предприятие уже ощущало реальное улучшение бизнеса.
Евгений Стольберг, “Альфа-Интегратор - Баан Евразия”: Оборот группы компаний “Альфа-Интегратор - Баан Евразия”, эксклюзивного партнера компании BAAN в СНГ, вырос в 2000 г. на 80% по сравнению с 1999 г., что примерно соответствует темпам роста предшествующего года.
Евгений Стольберг
В уходящем году мы начали первые проекты на Украине (кировоградский завод “Гидросила” и полтавское предприятие “Дi-Стар”), открыли совместное предприятие в Казахстане. Численность фирмы возросла примерно в полтора раза (в основном, за счет расширения отделения внедренческого консалтинга) и превышает сегодня 100 человек.
К своим серьезным успехам в 2000 г. мы относим укрепление на российском рынке позиций нашей компании в приоритетных для Baan отраслях (автомобилестроение, авиастроение, судостроение, крупное машиностроение, оборонная промышленность).
Наши усилия в 2001 г. будут прежде всего направлены на поддержание как минимум существующих темпов роста бизнеса, дальнейшее развитие начатых проектов (особенно крупных стратегических), укрепление позиций в приоритетных отраслях с одновременным накоплением внедренческого опыта в других отраслях, расширение географии проектов, увеличение доли управленческого консалтинга (в основном за счет кооперации с эффективными партнерами в области бизнес-консалтинга).
Мария Ильина, “Сокап”: Основной итог уходящего года - оживление в отраслях, многие годы считавшихся не очень платежеспособными (машиностроение, ВПК, мебельная и деревообрабатывающая, полиграфическая промышленность и пр.) Свидетельством тому - новые клиенты, пришедшие к нам в 2000 г. В конце года мы подписали четыре новых контракта.
Мария Ильина
Особого увеличения бизнеса у нас в завершающемся году не было (поскольку после кризиса многие контракты заключались на льготных условиях), но мы вернулись на уровень докризисного оборота.
Стал заметен спрос на Интернет-решения. Правда, готовы ли предприятия их использовать - это большой вопрос. Но зато мы абсолютно готовы их поставлять (я имею в виду продукты Symix - нашего партнера и разработчика системы SyteLine).
Рынок становится более цивилизованным и грамотным, на нем работает много компаний, в том числе консалтинговых, которые занимаются просвещением широкой аудитории, объясняя ей, как правильно выбирать и как использовать ERP-системы. И результаты их усилий очень заметны.
Надо отдать должное и специализированной прессе: она тоже провела большую работу в этом направлении.
В целом образование рынка прошло, сейчас к выбору ИСУП предприятия подходят вполне осознанно - с четкими критериями при проведении тендеров. Меньше становится случаев, когда приглашают к участию в тендере компании, поставляющие и чисто бухгалтерские продукты, и торговые, и ERP-системы.
Наши ожидания на будущий год весьма оптимистичны: надеемся, что промышленность будет продолжать подниматься и предприятия все шире начнут приобретать специализированные программные решения, нацеленные на автоматизацию их производственного процесса.
Владислав Мартынов, Columbus IT Partner: Я считаю, что последствия кризиса 1998 г. в нашей компании были полностью преодолены к весне 2000 г. Мы также проанализировали, какие наши действия в тот период оказались правильными, а какие - нет.
Владислав Мартынов
Два решения были, на наш взгляд, абсолютно правильными: 1) мы подключили часть сотрудников к международным проектам “Колумбуса” на 6-9 месяцев (за счет чего мы сохранили ресурсы компании и наши сотрудники приобрели международный опыт); 2) повернулись лицом к заказчикам, предоставляя рассрочки, льготные условия и т. п.
А вот ошибку мы допустили в том, что никому из сотрудников тогда не понизили зарплату, руководствуясь идеалистическими рассуждениями: разве возможно это сделать, если все мы - одна семья? И получилось, что в то время как другие компании снизили зарплату на 30-40%, себестоимость наших работ оставалась высокой и мы теряли конкурентоспособность. Как мне сейчас представляется, надо было все-таки пойти на снижение зарплаты процентов на 15-20%, тогда компания легче пережила бы тот период.
К моменту вывода системы “Аксапта” весной 2000 г. у нас уже ощущался рост бизнеса, а к концу года он стал просто очевидным - было 40 сотрудников, стало - 80, а оборот вырос на 30-40%.
Вообще, новая система “Аксапта” внесла в наш коллектив много энтузиазма - всегда приятно работать с чем-то новым и современным. Рынок тоже оживился с ее выходом - у нас практически за полгода появилось 15 заказчиков этой системы.
В следующем году реален рост бизнеса на 40-50% (как для нас, так и для всего рынка в целом), конечно, если не будет никаких катаклизмов. Основной упор мы собираемся делать на качество работы - рынок требует к себе уважительного отношения.
Булат Гайфуллин, “Интерфейс”: Российский рынок ERP-систем находится на подъеме. При этом складывается интересная ситуация - спрос превышает предложение (количество компаний, имеющих внедряемые в наших условиях ERP-решения и способных их внедрять составляет о-малое от числа предприятий и компаний, заинтересованных в дальнейшей автоматизации и, что немаловажно, уже прошедших этап первичной автоматизации). В то же время велика и доля отложенного спроса, связанного с тем, что количество успешных внедрений не перешло в качество - реальное улучшения производства (хотя буквально через несколько месяцев, эта картина, на мой взгляд, начнет проясняться).
Достигнутые нашей компанией результаты в ушедшем году примерно соответствуют плановым и даже несколько опережают их. Об этом, в частности, свидетельствуют объективные показатели (по результатам предыдущего финансового года “Интерфейс” получил звание лучшего дистрибьютора компании ROSS Systems) и косвенные - в интересах сбалансированного наращивания мощностей (как собственной команды внедренцев, так и сети партнерских компаний) мы притормаживаем свои усилия по продвижению системы Renaissance и не занимаемся опережающим маркетингом.
Но в 2001 г. мы собираемся проводить более активную и даже, можно сказать, агрессивную маркетинговую политику.
Ожидания наши сдержанно-оптимистические. Цикличность отечественной экономики вносит свои коррективы в планы развития ERP-направления нашей компании и соответственно в наши прогнозы. Со своей стороны мы делаем все для того, чтобы следующий год был для нас годом “индустриальных внедрений”, тогда как нынешний можно назвать годом штучных внедрений.