Не все люди, к сожалению, имеют возможность посещать музеи и любоваться сокровищами мирового искусства так часто, как им бы этого хотелось. Альбомы с фотографиями произведений искусства обычно довольно дороги и содержат ограниченное количество изображений с разрешением, не поддающимся изменению. Примем также во внимание, что в больших музеях посетитель ориентируется с трудом, а свежесть восприятия пропадает уже после первой полусотни просмотренных экспонатов. И наконец, учтем тот факт, что дети лучше усваивают информацию в игровой форме, а юноши и девушки с бо’льшим удовольствием бродят по Интернету, чем по музейным залам. Теперь сложим перечисленные факторы и представим себе проект, учитывающий все вышесказанное. К счастью, такой уже существует - он создан в рамках сотрудничества Эрмитажа и IBM.

Дети - самые благодарные пользователи информационных киосков

Составляющие проекта

Все началось около трех лет назад по инициативе сотрудников представительства IBM в C.-Петербурге и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Идея создания информационной системы нашла у директора Эрмитажа полную поддержку, была одобрена в главном офисе IBM. Через некоторое время к ее осуществлению подключилось представительство IBM в Москве, а менеджером проекта стал сотрудник московского офиса Андрей Зеленков, которого позже сменил Андрей Коренец. Проект стал международным - в его реализации участвовали специалисты из США, Израиля, Италии и России. По словам Алексея Григорьева, руководителя отдела ИТ Эрмитажа, главной целью проекта была популяризация коллекции музея, причем требовалось создать такую систему, которая могла бы развиваться и после того, как IBM закончит ее финансирование.

Сайт Эрмитажа, начальная страница

Проект состоит из четырех тесно взаимосвязанных элементов - это сайт Эрмитажа, (www.hermitagemuseum.org или www.hermitage.ru), библиотека электронных изображений экспонатов музея, учебный класс школьного центра, предназначенный для обучения искусству детей и взрослых, и информационно-навигационные киоски. Г-н Григорьев отметил, что Эрмитаж в результате осуществления проекта почти удвоил число людей, которые могут любоваться сокровищами музея, - к реальным посетителям добавился миллион виртуальных. О сайте, получившем Национальную Интел Интернет Премию, написано гораздо больше, чем обо всех остальных элементах проекта, вместе взятых, поэтому сосредоточимся на других составляющих проекта, которые не менее эффектны, но не так широко известны.

Технология создания библиотеки цифровых изображений

О создании библиотеки мне любезно рассказали куратор проекта Дмитрий Есаков и специалист службы технической поддержки Андрей Гефдинг.

Куратор проекта Дмитрий Есаков

и сервер IBM Risk AIX System/6000

Источником высококачественных цифровых изображений является специальный сканер, разработанный в лаборатории IBM им. Дж. Томсона. Сканер позволяет получать файлы размером до 32 Мб (3000х4000 точек). К сожалению, цифровые фотокамеры пока (три года назад тем более) не обеспечивают достаточного уровня разрешения и качества цветопередачи при съемке предметов искусства - с их помощью можно выполнять снимки для размещения в Интернете, но не более того. По словам г-на Гефдинга, точное воспроизведение цифровых изображений на мониторе требует специальной коррекции цвета, отличной от обычных процедур подготовки изображений для печати. В связи с высокими требованиями сканер и рабочие мониторы проходят регулярную калибровку, данные которой используются при работе специализированного ПО.

Устройство позволяет сканировать слайды размером 24х36 мм и картины (рисунки, иконы и др.) 700х1000 мм. Для съемки трехмерных объектов (небольшие скульптуры, ювелирные изделия и т. п.) существует специальная бестеневая камера с поворотным столиком, а для съемки книг - держатель страниц. Сам сканер может быть установлен на штатив и использоваться как фотоаппарат. Однако более крупные предметы сначала снимают на слайды.

Фотографирование музейных экспонатов - дело очень кропотливое, и профессиональный фотограф может снять на слайд в лучшем случае два-три экспоната в день. После получения слайда он сканируется и изображение-оригинал записывается на CD-ROM в формате TIFF.

“Стог сена в Живерни” Клода Моне из цифровой коллекции на сайте Эрмитажа

Цифровое изображение ретушируют - убирают дефекты слайда (появившиеся, например, из-за попавших пылинок), блики от фотовспышек. Иногда, если слайд был сделан раньше и выцвел, проводится цветокоррекция изображения. Главная задача на этом этапе - сделать изображение близким к тому, как воспринимается оригинал глазом человека в музейном зале. Задача осложняется тем, что все залы освещены по-разному - среди них попадаются освещенные естественным светом и искусственным, солнечные и сумрачные. Необходимо также помнить, что изображение предназначено для демонстрации на электронных средствах, а не для печати. После ретуши на картинку накладывают специальный невидимый “водяной знак” и создают семь копий различного разрешения, которые используются для размещения на сайте в качестве, например, пиктограмм, изображений для предварительного просмотра и полноразмерных.

Когда все изображения и информация о произведении искусства подготовлены, они заносятся в базу на сервер IBM RS/6000, с него информация автоматически становится доступной через Интернет.

Проектирование базы данных

Одной из самых сложных оказалась задача проектирования структуры базы данных об экспонатах Эрмитажа. Выяснилось, что нужно потратить немало сил, чтобы просто упорядочить уже существующую информацию. Так, бывают случаи, когда одна картина в разных справочниках названа по-разному, - множество проблем возникает при переводе имен и названий с одного языка на другой. Кроме того, при учете объектов хранения предметов искусства нет строгой иерархии: например, в одном отделе музея могут храниться экспонаты восточного искусства, в другом - созданные в XVIII веке, а в третьем - акварели. Все эти множества часто пересекаются, что значительно затрудняет классификацию. Информация, как правило, изложена в свободном стиле: у одного предмета может быть известно имя автора и год создания, а у другого - что некий человек привез ее из некоторой местности и подарил господину Имярек.

Специалист по цифровым изображениям Эрмитажа Валерий

Зубаров на фоне сканера с кубком Интел Интернет Премии

Свои проблемы возникают с предметами, найденными в ходе археологических раскопок, - в этом случае принимается во внимание, где, кем и когда этот объект был раскопан, а время его создания определяется в лучшем случае с точностью до века. Большие сложности и с учетом фарфора. Г-н Гефдинг привел красноречивый пример, когда чашка китайского фарфора состоит из семи отдельных частей (осколков) и каждому из них присвоен инвентарный номер. Возникает вопрос, как хранить такой объект в базе - как отдельные осколки или как целый объект? Кроме того, в число экспонатов входят скульптуры, которые фотографируются со всех сторон, и такие произведения искусства, как Иорданская лестница или Георгиевский зал в Эрмитаже, - для них необходимо делать панорамные изображения, тоже являющиеся единицами хранения наряду с живописными полотнами и монетами.

Все эти особенности учета и классификации музейных экспонатов, сложившиеся в течение многих десятилетий, усложняют его автоматизацию. Создание структуры базы данных стало делом непростым и творческим, а дискуссия, призванная примирить искусствоведов с проектировщиками, продолжалась около полугода. В настоящее время информация о каждом из объектов хранится в базе, созданной с использованием IBM DB2. Она содержит около 50 полей разного типа, и, по словам г-на Есакова, большая часть персонала, занятого в проекте, работает именно над сбором и упорядочением вносимых в базу сведений. Общее количество единиц хранения в Эрмитаже составляет около трех миллионов, а на сегодняшний день в базу занесено приблизительно три тысячи наиболее интересных для посетителей объектов.

Информационные киоски

В информационном киоске доступно несколько видов информации - план музея, который можно тут же распечатать, с маршрутами стандартных экскурсий, раздел “Шедевры музея”, рассказывающий о самых известных произведениях, и план музея с маршрутом от того места, где в настоящее время находится пользователь, до одного или нескольких шедевров. Так, картину Рембрандта “Возвращение блудного сына” мне удалось найти в музее буквально через две минуты, пользуясь как планом, так и текстовым описанием маршрута. Все, кто бродил по большим музеям, знают, как трудно найти нужный экспонат. Интересно, что моими добровольными консультантами при получении распечатки выступили несколько ребятишек младшего школьного возраста, один из которых и посоветовал мне сходить к шедевру Рембрандта. Это свидетельствует как минимум о двух фактах: во-первых, работа с киоском не вызывает проблем даже у детей, а следовательно, под силу и неподготовленным взрослым пользователям, а во-вторых, такие киоски косвенно способствуют лучшему восприятию детьми информации в музеях.

Специалист службы технической

поддержки Эрмитажа Андрей Гефдинг

Информационный киоск состоит из трех компонентов - компьютера с сенсорным монитором, принтера и блока бесперебойного питания. Компьютер соединен с локальной сетью Эрмитажа и заключен в крепкий корпус, подобно тому, как это сделано в справочных на железнодорожных вокзалах. Пакет программ для киоска создан специалистами отделения IBM в Хайфе с использованием языка Java и работает под управлением Windows NT. Информация в киоске меняется практически каждый день, отражая при создании планов музейных маршрутов как содержание и расположение новых выставок, так и наличие закрытых на реконструкцию залов. Кроме того, г-н Есаков особо подчеркнул, что проблема ориентирования характерна для любого крупного музея. По его словам, уже очень много людей пользуются планами при путешествии по Эрмитажу, так как киоск, решая проблему навигации, отвечает им на два важных вопроса - где они находятся в данный момент и куда идти дальше, причем первый оказывается даже более насущным, чем второй. С этой точки зрения сотрудничество IBM с Эрмитажем облегчает не только навигацию в отдельно взятом музее, но и служит полигоном для обкатки технологии, актуальной и для других хранилищ предметов искусства.

Информационно-образовательный центр

В состав информационно-образовательного центра входит компьютерный класс школьного центра (ККШЦ). В Эрмитаже различным направлениям искусства обучается около 1200 детей. При этом используются обучающие программы и игры - например, складывание пазлов из известных картин, викторины и т. д. С учебными программами можно познакомиться в одном из холлов музея, где для всех посетителей доступны семь компьютеров, оснащенных трекболами и позволяющих работать с теми же программами, что и в ККШЦ. После обучения в IBM сотрудники Эрмитажа сами создали несколько программ и продолжают работу над новыми. Кстати, все программы составлены на двух языках, так же, как киоски и сайт, - русском и английском.

Любовь к искусству

Совместный проект Эрмитажа и IBM стал той точкой, где встретились крупнейшее хранилище бесценных произведений искусства и один из самых опытных мировых интеграторов. Техническая сторона проекта была реализована представительством IBM Global Services в России. Известно, что IBM имеет два основных направления деятельности - создание аппаратного/программного обеспечения и системная интеграция. При поддержке и на гранты IBM были реализованы подобные проекты для библиотеки Конгресса США, библиотеки Ватикана и немецкого музея Люттерхалле Виттенберг.

Версия для печати