РЫНКИ
Внимание компьютерной общественности и прессы к обычным настольным компьютерам с каждым годом снижается, а интерес к сетевым и Интернет-технологиям, средствам электронного бизнеса и другим новшествам - растет. Однако очевидно, что пока настольные ПК остаются основным элементом любой информационной инфраструктуры, как корпоративной, так и домашней, динамика развития рынка этих устройств будет в значительной мере определять развитие и всех других сегментов ИТ-рынка. Особенно явно взаимозависимость прослеживается, когда какая-либо технология исчерпывает ресурсы проникновения в рамках инсталлированной базы ПК и рост ее дальнейшего применения оказывается в зависимости от темпов появления новых пользователей и поставок новых ПК.
И, конечно, масштабы применения компьютеров в отдельных странах позволяют судить об уровне соответствия бизнеса, госуправления, образования и многих сфер жизни общества современным требованиям.
Мировой рынок: “богатые” стоят на месте, “бедные” быстро растут
Данные маркетинговых агентств об итогах прошлогодних мировых продаж ПК в целом могут показаться разочаровывающими. Так, по оценке Dataquest, суммарно этот рынок вырос лишь на 14,5% - до уровня 135 млн. шт. Хуже всех покупали новые ПК европейцы - они приобрели 35,3 млн. компьютеров, прирост составил лишь 6%. В США также не наблюдалось следов былого бума - 49,4 млн. шт. (10,3%). Как видно, вместе эти два региона потребляют более половины всех производимых ПК, поэтому именно из-за их пассивности, связанной с высоким уровнем насыщения местных рынков, заметным спадом темпов экономического роста, “перегретостью” биржевых ожиданий и рядом других факторов, статистические данные оказались столь малоутешительны.
Прогноз на 2001 г. также в целом неоптимистичен. Интересно, что после посещения тайваньских заводов компьютерного “железа” аналитики Merrill Lynch даже снизили свои ожидания роста мировых продаж ПК в 2001 г. с 15,4 до 12,5%. Ведущие финансовые институты придерживаются близкой цифры - 12,8%. Они не рассчитывают на рост европейского и североамериканского рынков более чем на 8,5 и 7,5% соответственно.
Но так ли все плохо? Пожалуй, нет. Это становится ясно, если взглянуть на данные продаж по основным мировым производителям и по многим другим регионам. Например, Hewlett-Packard и Dell увеличили мировые поставки ПК под своими торговыми марками на 34,7 и 26,9% соответственно. В Южной Америке рынок вырос на 49,8% - 6,9 млн. шт. Вдвое быстрее среднего показателя росли продажи ПК в Японии (30,7%) и России (28,95%). Но это, пожалуй, единственное, что их объединяет: рынок Страны восходящего солнца на порядок крупнее российского (13,94 против 1,4 млн. ПК в 2000 г.).
Япония фактически стала единственным исключением среди экономически развитых стран, попав в разряд “бедных, но быстрорастущих” из-за экстремальной приверженности своих граждан ко всему самому новому. Иллюстрацией служит список ведущей пятерки поставщиков ПК в Японии: NEC (21,5% местного рынка), Fujitsu (20,5%), IBM (9,5%), Sony (8,9%) и Toshiba (6,2%). Наивысшие темпы расширения своей рыночной доли продемонстрировала Sony, сумевшая обогнать Toshiba благодаря выпуску новых моделей компактных ноутбуков и недорогих ПК с ЖК-экранами.
Потенциально самый большой рынок
Китай с его огромным населением и благоприятным инвестиционным климатом привлекает повышенное внимание ИТ-индустрии. Ожидается, что в 2002 г. ежегодное потребление компьютеров в этой стране может достичь 10 млн. шт. По итогам 2000 г. местный рынок ПК, по разным оценкам - от консервативных агентства Huicong International до оптимистических правительственных, составил от 6 до 8 млн. шт. Компания Dataquest отрапортовала, что китайский рынок ПК вырос за год на 32,8% и достиг уровня 6,56 млн. шт. При таких темпах роста в нынешнем году здесь будет продано не менее 7,5 млн. ПК - несколько больше, чем в Германии.
Если не считать Японию, то Китай - крупнейший рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, продажи ПК в Южной Корее составили 3,57 млн. устройств, т. е. хотя они и выросли за год аж на 75,8%, но оказались почти вдвое ниже китайских. А вот об идущих следом за ними в табели о рангах Австралии и Тайване можно сказать, что там дела у поставщиков ПК в 2000 г. явно не сложились: при уровнях продаж в 2,06 и 1,08 млн. шт. сокращение местных рынков составило 1,5 и 5,5% соответственно. Очевидно, региональному рынку, оцениваемому в 17,3 млн. ПК, удалось продемонстрировать средний показатель роста в 30%, благодаря Китаю. Есть в регионе и свои лидеры среди поставщиков, причем 27% рынка принадлежит трем компаниям. Номер один, как утверждает Dataquest, - китайская фирма Legend, выпустившая в 2000 г. 1,82 млн. компьютеров (рост поставок на 88,6%). За ней следуют Samsung (1,46 млн. шт., 86,6%) и IBM (1,4 млн. шт., 27,9%). Нет сомнений в том, что местные производители перехватили инициативу у западных брэндов и быстро наращивают обороты.
Интересно выглядит структура продаж ПК в КНР. Так, по данным China Electronics Information Product Forum, в прошлом году в стране было куплено 5,66 млн. настольных машин, 390 тыс. ноутбуков и 155 тыс. серверов. В денежном исчислении рост продаж этих трех категорий продуктов составил 23,8% (62,6 млрд. юаней *1 в 2000 г., 50,55 млрд. юаней в 1999 г.). Если взглянуть на ИТ-рынок Китая шире, то станет ясно: продажи информационных сервисов, включая системную интеграцию, внедрение сетевых решений, развертывание СУБД и других приложений, растут еще более высокими темпами, чем поставки компьютерного “железа”. В 2000 г. объем таких услуг увеличился на 36,3% и достиг уровня 32,5 млрд. юаней. Не сильно отстает по финансовым показателям китайская индустрия производства ПО, заработавшая на внутренних поставках 23,5 млрд. юаней (годовой рост на 29,1%). Тем не менее аналитики считают, что эта область местной индустрии находится лишь на начальной стадии развития, поскольку она производит лишь 2% ВВП. Сейчас более чем из 10 тыс. китайских софтверных компаний только несколько располагают штатом свыше 1000 сотрудников. Остальные же относятся к категории малых, с сотней или меньше работников.
____
*1. $1 8,27 юаня.
Инвестиции или утечка капитала?
Среди главных факторов роста китайской ИТ-индустрии - огромные внешние инвестиции, в первую очередь с Тайваня. Сейчас, например, на долю тайваньских компаний приходится 42% выпускаемых в Китае компьютеров.
История массового притока капитала из “островного” Китая в “континентальный” берет начало с 1987 г., когда тайваньское правительство сняло ограничение на непрямые инвестиции в КНР. За 14 лет, по разным оценкам, через пролив Формоза было перекачано до 100 млрд. долл., почти треть из них - по нелегальным каналам (чем не утечка капитала!). Эти средства пошли на строительство или развитие более 50 тыс. заводов.
Но главное - данный процесс имеет тенденцию к ускорению. Так, в 2000 г. наблюдался рекордный прирост объемов инвестиций на 108,1%. Всего же за год, по официальным правительственным данным, с острова на материк поступило 2,6 млрд. долл. - более 50% суммарного объема внешних инвестиций (5,08 млрд. долл.) в китайскую экономику за этот год.
Многие тайваньские аналитики уверены, что с вступлением КНР и Тайваня в ВТО инвестиционная активность еще увеличится, прогноз развития китайской экономики на ближайшие 10 лет весьма оптимистичен. Однако на острове слышны голоса и других ученых мужей, предупреждающих об угрозе выращивания “себе на голову” крупнейшего конкурента и обескровливания местного индустриального потенциала по мере миграции тайваньских компаний на материк. Они даже требуют от правительства выработать комплекс мер, которые позволят острову не потерять свой экономический потенциал. Дискуссия происходит на фоне снижения темпов роста экспорта тайваньской продукции в КНР и роста темпов экспорта капитала.
Судя по последним сообщениям, правительство Тайваня пока не пошло на какие-либо силовые меры, а подошло к решению проблемы конструктивно, предложив от имени Института информационной индустрии (III, Institute for Information Industry) ведущим мировым ИТ-компаниям, таким, как Fujitsu, Cisco, IBM и Sun, сотрудничество на ниве технологической поддержки местных ИТ-фирм. Институт берет на себя роль посредника, помогающего тайваньским компаниям получать государственные субсидии под проекты разработки технологий совместно с иностранными партнерами. По словам министра экономики Тайваня, такая политика призвана повысить качественный уровень национальной ИТ-индустрии, сохраняя ее конкурентоспособность в области ОЕМ и ODM. Реальным примером успешного сотрудничества он назвал соглашение III с компанией Sony, направленное на совершенствование мультимедийных и беспроводных технологий, на базе которых местные фирмы будут создавать разнообразные продукты: карманные ПК, сотовые телефоны и устройства доступа в Интернет. Другой пример - III договорился с Sun о совместной разработке технологий аутентификации для тайваньских сервис-провайдеров Интернета.
Еще одно направление активности III - образовательная программа, заключающаяся в сотрудничестве с зарубежными академическими институтами. В ее рамках 30 тайваньских инженеров уже прошли годичную стажировку в Германии и теперь работают в специальном центре по телекоммуникационным технологиям.
Похоже, в качестве метода борьбы с “утечкой капитала” на Тайване решили не строить неестественных для нормальной экономики барьеров, а заняться собой и повысить инвестиционную привлекательность и эффективность собственной ИТ-индустрии.