Каждому курьеру - по “Сапфиру”
ЭКСПРЕСС-ДОСТАВКА
15 февраля российское отделение компании DHL (www.dhl.ru), осуществляющей экспресс-доставку грузов и корреспонденции, объявило итоги года. Отчет был посвящен экономическим показателям, отражающим положение компании на рынке, и многочисленные журналисты компьютерных изданий напряженно придумывали, о чем бы таком в этой связи написать, чтобы было о компьютерах. К счастью, мероприятие завершилось экскурсией по новому зданию главного офиса DHL в СНГ, и тут-то нас ждало самое интересное - рассказ о том, как DHL использует современные ИТ-технологии. Отвечая на вопрос о перспективах приобщения DHL к электронной торговле (имеется в виду доставка купленного в Интернет-магазине товара покупателю экспресс-почтой, что, как известно, практикуют многие точки онлайновой торговли), ИТ-менеджер компании Владимир Павлов сказал, что основные усилия компания сосредоточит в области B2B, так как развитие рынка доставки товаров российским покупателям в нашей стране сдерживается из-за цены доставки, которая часто бывает выше стоимости самого товара. Поэтому B2B - явно более перспективное для компании направление, хотя некоторые российские э-магазины и используют DHL для пересылки покупок за рубеж (например, xxl.ru).
Сотрудник DHL Дмитрий Чекан с “Сапфиром” в руках
Главное при доставке груза или корреспонденции службой экспресс-почты - скорость. Компания DHL имеет собственную интранет-сеть DHL-net, связывающую сервисные центры компании в 220 странах. Основным назначением сети является хранение и передача информации о каждом конкретном отправлении, которому присваивается свой номер. Сеть позволяет человеку, отправившему письмо или посылку, следить за ее перемещениями по миру на сайте www.dhl.ru (или www.dhl.com), где необходимо ввести индивидуальный номер почтового отправления, выданный сотрудником DHL при оформлении заказа. Это весьма удобная услуга: клиент всегда знает, где находится посылка, и это избавляет его от переживаний - ведь очевидно, что обычно через DHL отправляются грузы или документы, в сохранности которых отправитель (и/или получатель) очень и очень заинтересован. С некоторых пор следить за движением отправления можно с помощью сотового телефона, используя WAP-сайт, или посредством службы коротких сообщений (SMS). В последнем случае все, что нужно сделать пользователю, - это отправить по телефону номер накладной, и через несколько секунд придет ответное сообщение с информацией о местонахождении посылки.
Интересно, что раньше информация об отправлении появлялась на сайте, только когда курьер доставлял посылку в офис. Теперь все стало еще оперативнее - информация о корреспонденции появляется в сети в тот момент, когда отправитель передает посылку курьеру (это может быть очень важно для получателя, который, возможно, уже жадно глядит на дорогу, поджидая курьера). Для этого каждый курьер, работающий в Москве или Петербурге, оснащен мобильным терминалом “Сапфир”, интегрированным с сотовым телефоном со встроенным модемом. Теперь курьер, взявший у пользователя посылку, немедленно отправляет информацию о ней в DHL-net, откуда она тут же становится доступной клиенту через Интернет. Все данные в сеть вводит курьер, используя при этом специальные аббревиатуры, например: PU - курьер забрал посылку (pick-up), MOW - посылка находится в Москве, PO - посылка покинула пределы страны (process-out), AR - посылка прибыла в страну назначения (arrived), WC - посылка уже у курьера, который вскоре передает ее получателю (with carrier), CM - адресат переехал (company moved), NH - получателя нет дома и самая главная аббревиатура OK, обозначающая, что посылка вручена. На оснащение курьеров мобильными терминалами “Сапфир” было потрачено около 120 тыс. долл., еще 20 тыс. необходимы ежегодно на поддержание системы - но она дает возможность обеспечить клиентов более полной информацией о движении документов и ценных для них предметов.