Популярность беспроводных сетей (WLAN) растет во всем мире. По данным экспертов Cahners In-Stat Group (www.instat.com), в 2000 г. этот вид сетей был окончательно принят как корпоративный стандарт, что не замедлило проявиться в резком ускорении роста рынка оборудования для WLAN. Если в 1999 г. мировые объемы продаж беспроводных сетевых карт, точек доступа и мостов оценивались в 624 млн. долл., то в 2002 г. они могут вырасти до 3 млрд. долл.

Андрей Бряндинский: “Мы предоставим системным

интеграторам  возможность  внедрять  комплексные

корпоративные решения на базе беспроводных сетей”

“Выпуск несколькими ведущими вендорами, такими, как Cisco, Nortel, 3Com, Intel, Nokia и Ericsson, продуктов, соответствующих стандарту Wi-Fi (IEEE 802.11b), привел к заметному расширению применения WLAN, - считает аналитик In-Stat Гемма Пауло. - Рынок продолжит свой рост с выходом новых устройств, обладающих более высокими скоростями, улучшенной совместимостью и низкими ценами”. По ее мнению, спрос на оборудование WLAN порождают компании, желающие предоставить своим работникам большую степень мобильности. При этом такая заинтересованность должна быть исключительно велика, поскольку цены на беспроводные карты остаются в разы выше цен на карты для проводных сетей Fast Ethernet при существенно меньшей производительности WLAN. В качестве потенциальных возможностей повышения привлекательности беспроводных сетей эксперты In-Stat называют разработку рабочей группой по IEEE 802.11 усовершенствований этого протокола, связанных с безопасностью передачи данных, выход на рынок большего числа производителей микросхем для WLAN-оборудования (сегодня здесь правят бал Intersil и Lucent) и освоение пятигигагерцовых диапазонов.

В России тоже есть некоторое количество корпоративных сетей WLAN, но говорить о сколько-нибудь серьезном их применении пока не приходится. По словам Павла Кочегарова, технического директора дистрибьюторской компании CompTek (www.comptek.ru), до сих пор WLAN использовались главным образом не для строительства корпоративных сетей, а для решения проблемы последней мили при подключении к Интернету. “До августовского кризиса 1998 г. весь российский рынок беспроводных сетей составляли поставки для провайдеров - так называемые outdoor-решения, оценивавшиеся в 3-5 млн. долл. Сегодня рынок практически восстановился, но в его структуре примерно 10% занимают корпоративные сети, развернутые в помещениях, - indoor-решения. Думаю, где-то через год indoor-применения сравняются с outdoor”, - полагает г-н Кочегаров.

Надо отметить, что CompTek хорошо осведомлена о предмете, фирма занимается поставками оборудования для беспроводных сетей с 1993 г., возглавляет в АДЭ это направление и накопила богатый опыт в области лицензирования - сложность этого процесса является ключевой проблемой, сдерживающей распространение WLAN (безусловно, вторая главная проблема - высокая стоимость оборудования). Так, при активном содействии этой компании в 1998 г. Государственная комиссия по радиочастотам приняла обобщенное решение об облегчении разрешительной процедуры использования диапазона 2400-2483 МГц. “Это позволило развернуть более 100 беспроводных сетей в 70 городах России”, - подчеркнул генеральный директор CompTek Андрей Бряндинский.

Типовые комплекты Cisco Aironet

И тем не менее процедура получения лицензии пока остается слишком громоздкой. “Захочет какая-нибудь крупная торговая фирма внедрить у себя WLAN - ей придется пройти через несколько организаций, включая Госсвязьнадзор, проектный институт и ФАПСИ, - рассказывает г-н Кочегаров. - Глядишь, не пройдет и года, как будут получены частотные присвоения”. Очевидно, при таких порядках рассчитывать на широкое распространение WLAN не приходится, что не устраивает как потенциальных потребителей, так и поставщиков этой технологии. “Мы видим все признаки растущего спроса на корпоративные беспроводные сети, только за последнее время к нам обратились с крупными заказами две розничные торговые организации и одна складская. Среди потенциальных клиентов и современные ведомственные клиники”, - говорит г-н Бряндинский.

Судя по всему, необходимость активизации рынка WLAN действительно назрела, поскольку налицо взаимный интерес вендоров, дистрибьюторов и заказчиков. Первый решительный шаг договорились сделать Cisco Systems (www.cisco.ru) и CompTek. Компании предложили специальную маркетинговую программу под претенциозным названием “Cisco Aironet: превосходство в воздухе”, которая будет действовать с 1 марта по 31 июля. По словам Владимира Смирнова, заместителя директора московского представительства Cisco, выбор фирмы CompTek в качестве пока единственного партнера по массированному продвижению беспроводного оборудования Aironet (эта компания была приобретена Cisco в 1999 г.) не случаен - CompTek поставляет это оборудование с 1995 г. и имеет немалый опыт его инсталляции и сопровождения, позиции компании особенно сильны в сегментах малого и среднего бизнеса и регионах. “Примерно из 500 наших реселлеров около половины работают с радиосетями, - отметил г-н Бряндинский. - Им и предстоит внедрять и поддерживать системы Aironet”.

Как рассказал г-н Смирнов, программа содержит три составляющие. Во-первых, предполагается широкое и бесплатное двухнедельное обучение решениям Aironet инженеров и менеджеров компаний-интеграторов. Участники программы смогут бесплатно получить демообразцы оборудования, им будут предоставлены типовые решения со специальными ценами, в зачет может приниматься устаревшая беспроводная аппаратура. И наконец, во втором квартале Cisco выпустит справочное руководство “Беспроводные решения Cisco Aironet”.

Одновременно CompTek активизирует усилия по “пробиванию” через ведомственные инстанции решения по безлицензионному использованию 2,4 ГГц оборудования в помещениях. По оценкам г-на Кочегарова, эта деятельность может увенчаться успехом уже в мае-июне этого года. Важно отметить, что в случае принятия такого решения рынок откроется не только для Aironet, но и для сертифицированного оборудования любых других поставщиков. “Сегодня в этот список входят WLAN от Aironet, Breezecom и Lucent”, - сообщил г-н Кочегаров. Поэтому становится понятной идея начать маркетинговую программу, не дожидаясь официального решения властей по лицензиям. На рынке всегда важно быть первым, чтобы захватить максимально возможную его долю. Что касается установленного срока окончания действия программы - 31 июля, то он связан только с рамками финансового года Cisco, так что при благоприятном развитии ситуации реализация программы скорее всего будет продолжена.

CompTek: (095) 785-2525.

Версия для печати