“Торговля и склад’2001”

Выставка становится более специализированной и структурированной

Действительно, как отмечали многие (и сами экспоненты, и посетители), эта выставка (ВВЦ, 27 февраля - 2 марта; организатор - компания “ИТ-Экспо”) к пятому году своего существования стала более структурированной. Сегодня на ней представлены ПО и электронное оборудование для торговли (кассы, весы, ШК-устройства), холодильное и тепловое оборудование, разнообразные конструкции для складов (стеллажи, шкафы, сейфы и т. д.), торговых залов (витрины, прилавки, кассовые столы и другая мебель), а также всевозможная подъемная и погрузочно-разгрузочная техника (ее продемонстрировали семь компаний). Неожиданно много на выставке оказалось стендов периодических изданий (около 20), более половины из них отражали именно торговую специфику. На этот раз участие в выставке приняли также общественные объединения и организации, представляющие отдельные направления и технологии в торговле: Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (ККМ), Ассоциация автоматической идентификации России (EAN), Московская ассоциация коммерческих складов (МАКС), Координационный совет по логистике (КСЛ) и др. Кстати, в этом году на выставке много новичков - 30 компаний.

Около половины из почти 150 участников демонстрировали продукты и устройства, связанные с информационными технологиями.

ИТ для торговли

Следует отметить, что в этот раз фирмы-экспоненты представляли информационные системы, предназначенные специально для областей, заявленных в названии выставки; чисто бухгалтерских и/или управленческих систем почти не было, хотя и здесь не обошлось без исключений: участниками экспозиции были компании “Инфо-Бухгалтер” и “Бухгалтерия КомТех” с соответствующим ПО. Последняя, однако, свою бухгалтерскую систему демонстрировала с конкретной базой данных торгового предприятия, так что выглядела вполне органично.

Всеобщее стремление к комплексности выразилось в том, что как на выставке, так и в реальной жизни заметно возросло число компаний, старающихся предоставить клиентам максимально полное обслуживание, начиная от консалтинга в области торговли и управления ею и заканчивая установкой в магазине программного и аппаратного обеспечения (а иногда и прочего оборудования - холодильников, стеллажей, прилавков и пр.). Компания “Пилот” - одна из тех, кто пришел к идее комплексности уже давно. Она предлагает клиентам большой спектр ККМ, штрихкодовых сканеров и принтеров, а также ПО (собственной разработки - кассовая программа “Профи-Т”, пакет “Посейдон” для супермаркетов; а кроме того, решения на базе системы “Домино” своего давнего партнера компании “Софт-Вест”).

Создатели системы “Посейдон” стремились найти оптимальный с точки зрения функциональности, стоимости и простоты внедрения и эксплуатации способ решения типовых задач учета и управления на предприятиях розничной торговли. Если первая версия системы обеспечивала эффективную автоматизацию супермаркетов, то новая редакция “Посейдона”, анонсированная на выставке, содержит еще и средства учета товаров промышленной группы, включая поддержку матриц цветов и размеров. В систему также добавлен модуль для супермаркетов, имеющих собственные производственные отделы, например кулинарию, кондитерский цех, пекарню и т. п.

Кроме того, руководители торговых предприятий получат возможность оперативного анализа деятельности своих магазинов благодаря встроенной в версию 2.0 функции онлайновой обработки данных кассовых терминалов. Это позволит контролировать товарные остатки в масштабе реального времени и своевременно принимать решения о формировании заказов поставщикам.

В систему включена поддержка нового плана счетов и изменений в налоговом законодательстве, касающихся ведения книг покупок и продаж и действующих с 1 января 2001 г. И что очень важно - “Посейдон 2.0” может быть сопряжен с распространенными бухгалтерскими программами “1С:Бухгалтерия”, “Инфин”, “БЭСТ”, “Парус”.

Интересной оказалась на выставке экспозиция компании “Фолио”, активно продвигающей систему для торгового и складского учета “Фолио WinСклад” на основе MS SQL Server 7.0.

В начале нынешнего года компания выпустила в массовую продажу новый блок системы “Фолио-БухМастер”, с 1 марта предполагалось распространение комплексной программы, включающей бухгалтерский и складской модули. На выставке выяснилось, что разработчики “перевыполнили план”, представив комплекс для автоматизации средних и крупных торговых и производственных предприятий “ФолиоАиТ”, созданный в содружестве с фирмой “АиТ” и позволяющий автоматизировать все участки учета, от склада и бухгалтерии до кадров и зарплаты, с использованием единой базы MS SQL Server 7.0. Судя по всему фирма “Фолио” всерьез занялась интеграцией своих продуктов с продуктами других хорошо зарекомендовавших себя на рынке компаний.

Однако еще бОльшим сюрпризом стал объявленный на этой выставке маркетинговый ход, предусматривающий совместное внедрение комплекса “ФолиоАиТ” и недавно вышедшего на наш рынок финского пакета Solagem, отвечающего стандарту MRP2 и предназначенного для крупных и средних производственных предприятий. Это позволит клиентам устанавливать дорогостоящую финскую систему только на тех участках, которые не могут быть автоматизированы с использованием комплекса “ФолиоАиТ”, и тем самым существенно снизить общую стоимость проекта.

Успешным считают участие в выставке представители компании “Информконтакт”, продвигающей КИС Alfa. Как отметил PR-менеджер фирмы Дмитрий Иванов, “ИТ-Экспо” блестяще провело промоушн-кампанию и на выставку пришли именно те люди, для которых и затевалось мероприятие. “Мы не ошиблись, - сказал он, - выбрав выставку “Торговля и склад’2001” местом презентации двух новых модулей корпоративной информационной системы Alfa, которые поднимают наш программный комплекс до уровня международного стандарта ERP: Alfa-Web, предоставляющего полный комплекс возможностей Интернет-коммерции, и Alfa-Marketing, включающего набор аналитических инструментов стандарта CRM”.

Специалисты “Информконтакта” провели анкетирование 200 посетителей (некоторые результаты опроса см. на цветной врезке).

Кстати, о Web-технологиях, Web-расширениях и прочих Web-возможностях информационных систем. Если почитать каталог выставки, то может сложиться впечатление, что эта тематика интересует лишь четыре компании из числа экспонентов: “Альтер-Вест” (разработка Интернет-магазинов, сдача их в аренду, поддержка торгового портала), “1С” и ее ведущего партнера “С-Рарус”, предлагающих интеграцию с Интернет-технологиями и проекты по электронной коммерции, а также “Формозу-Софт”, заявившую о возможности построения Интернет-решений. И все!

При ближайшем же рассмотрении информационных материалов компаний, представленных на стендах, обнаруживается, что эта тема актуальна не только для названной четверки: разработки в данной области ведут и Columbus IT Partner, и Avacco , и “Фолио”, и “Акант”, и “Информконтакт”, и многие другие. Видимо, настает время, когда подобные вопросы следует выносить, что называется, в “отдельную строку”.

Технологии автоматической идентификации

Этот раздел выставки был необычайно насыщен - 21 компания продемонстрировала большой спектр оборудования для штрихового кодирования (принтеры, сканеры, мобильные терминалы сбора данных и пр.). К ним нужно прибавить шесть фирм, предлагавших антикражные системы (их продвигают также некоторые компании из первой группы). Многие фирмы, отвечая сегодняшним требованиям комплексности, поставляют обширный спектр оборудования: помимо устройств для штрихового кодирования еще и ККМ, электронные весы, ПО для них и т. д.

В этой группе участников наметилась одна любопытная тенденция: рост предложений (очевидно, рожденных спросом) оборудования и решений на его основе для производственных предприятий. Так, на стенде компании “ДатаСкан” были представлены промышленные аппликаторы фирмы Label Aire, фотодатчики и термоконтроллеры DataLogik, термо- и термотрансферные принтеры Zebra, терминалы сбора данных и радиосканеры нескольких известных фирм. Эти устройства сегодня используются на крупных и средних торговых складах компаний и в промышленных складских комплексах. Как отметил директор по продажам “ДатаСкан” Евгений Лаврентьев: “На выставке мы обратили внимание на то, что посетители приходят с целью найти для себя вполне конкретное и специализированное решение, которое должно отличаться высокой надежностью и производительностью. Такие решения, заметим, не дешевы, однако именно они сегодня на пике спроса”.

Интересно, что эта компания представила максимальное количество действующих экспонатов - за исключением двух-трех, все устройства (а их здесь было около 40) можно было попробовать в работе. На других стендах частенько наблюдалась обратная пропорция.

О некоторых мероприятиях

Событием выставки стал двухдневный семинар “Логистика как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия”, организованный “ИТ-Экспо” и КСЛ. С обстоятельными докладами по актуальным вопросам на нем выступили представители логистических организаций, вузов, ассоциаций и пр.

Успешно прошел и семинар компании Columbus IT Partner на тему “Управление логистическими цепочками и товарно-материальными потоками в ERP-системе “Аксапта”. Владимир Демин, вице-президент фирмы, обстоятельно рассказал о концепции SCM (Supply Chain Management), помогающей организовать логистику (внешнее движение продукции), а также связанных с ней внутренних задачах предприятия (планирование сбыта, бюджетирование и ценообразование, соотношение фактических и плановых затрат на поставку, расчет затрат на каждое из звеньев цепочки и пр.) и тех блоках и инструментах, посредством которых система “Аксапта” эти задачи решает.

Два мероприятия провела на выставке фирма “Интеллект-Сервис”. На семинаре 28 февраля (“Комплексная автоматизация торговли - путь повышения эффективности работы компании”) перед слушателями выступили ее руководители, а также представители автоматизированных ею торговых компаний - руководитель компьютерной группы компании “Тамп” (оптовая и розничная торговля алкоголем) Игорь Мориков и директор ТД “Купчиха” Елена Сабур. В “Купчихе”, по словам г-жи Сабур, система “БЭСТ-4” эффективно работает уже почти три года. В прошлом году система была установлена во втором магазине этого торгового дома. Новой для рынка формой работы явилась организованная для гостей семинара экскурсия в АОЗТ “Сантехкомплект”, в ходе которой желающие познакомились с технологией управления товародвижением, построенной на основе программного комплекса “БЭСТ-4”, увидели все в действии и пообщались с коллегами, применяющими информационные технологии на практике.

2 марта компания “Интеллект-Сервис” подвела итоги маркетинговой акции “Система управления предприятием за 100 рублей”, которая стартовала на выставке SofTool-2000. Целью акции было активное продвижение новой управленческой и бухгалтерской системы “БЭСТ-ОФИС”. Общее количество продаж “БЭСТ-ОФИС 1.3” за время акции составило 4183 экземпляра, при этом 2654 из них были проданы вне Москвы. Клиентам, ведущим простой учет и нуждавшимся в недорогой программе, акция дала возможность купить такую программу за беспрецедентно низкую цену. Организации, которым требовалась более мощная программа, фактически купили работающую демоверсию, и эта последняя помогла им оценить интерфейс системы “БЭСТ-ОФИС”, увидеть заложенные в нее идеи и потенциальные возможности, дать свои предложения по ее совершенствованию.

Анализ сфер деятельности компаний, купивших программу, показал, что на первом месте по количеству пользователей оказались представители сферы услуг. Для них наиболее актуален встроенный в систему блок “Договоры”, ранее входивший только в дорогостоящие программные продукты.

По свидетельству разработчиков, акция помогла выявить некоторые недочеты пакета, например, недостаточное количество необходимых функций для пользователей. Полученные замечания и предложения позволили уточнить направление развития системы. Кроме того, акция вызвала повышенный интерес к подобному классу управленческих программ, в частности ко второй версии системы “БЭСТ-ОФИС”, обладающей развитым учетно-аналитическим аппаратом.

Результаты опроса посетителей выставки “Торговля и склад’2001” (данные предоставлены компанией “Информконтакт”)

На стенде “Информконтакта”

проходит анкетирование

посетителей

 

КИС, работающие на Oracle: заинтересовано ли ваше предприятие в использовании подобной системы?

Предполагаемая стоимость системы для вашего предприятия:

             

Каким образом вы предпочитаете получать информацию о КИС?

 

Какие из перечисленных изданий вы регулярно читаете?

 

Версия для печати