Давайте рассмотрим феномен тайны частной жизни в Интернете. Слово “феномен” употреблено здесь не для красоты слога, а в строгом соответствии с определением: явление, смысл которого в высокой степени зависит от субъективного восприятия. Для иллюстрации можно сослаться на бывшего судью Верховного суда США, сказавшего по поводу порнографии: “Я не могу дать четкого определения, но, когда вижу, знаю, что это она”.
То же и с тайной частной жизни. У каждого есть свое определение. И у главного исполнительного директора корпорации Sun Скотта Мак-Нили (“Такой вещи не существует в природе. Забудьте”); и у меня (это первое, от чего люди отказываются, если думают, что могут стать знаменитыми); и, очевидно, у вас тоже.
Вероятно, все бы хотели, чтобы покров этой тайны оставался нетронутым, но только не уверены, до каких пределов он должен простираться. Желаете ли вы сохранить реквизиты своей кредитной карточки в тайне от орудующих в Интернете хакеров? Вряд ли кто-то надолго задумается над ответом на этот вопрос. Но вот как быть с не столь очевидными вторжениями в частную жизнь, ежедневно предпринимаемыми организаторами адресных маркетинговых кампаний, фирмами, торгующими по каталогам, и распространителями спэма?
После покупки дома мне долгое время не было покоя от производителей всего и вся, пытающихся продать что-нибудь новоиспеченному владельцу недвижимости. Как они прознали про мое новоселье? Из местной хроники в газете.
Из-за отсутствия консенсуса мы пока мало что можем сделать для защиты частных лиц от нежелательных контактов с корпорациями. Это точно неподходящий сценарий развития для американских компаний, им следует активно искать способы гарантии прав частных лиц, заключивших с ними контракт.
Один консультант по э-бизнесу, с которым мне довелось побеседовать, развил это рассуждение еще дальше: необходимо сделать защиту тайны частной жизни частью модели ведения бизнеса. “Лидер, - говорит Кристин Валенте из подразделения Innovative Solutions Group фирмы Ernst & Young, - должен задавать себе вопрос: могу ли я пойти навстречу требованиям общества и ввести меры защиты [тайны частной жизни], а затем обратить их в свое конкурентное преимущество?”.
Готов биться об заклад: пока корпорации не подхватят эту идею со всем возможным энтузиазмом, мало что будет сделано для защиты тайны частной жизни - как ее ни определяй.