В Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания “О состоянии и перспективах развития российской телекоммуникационной отрасли”, организованные Комитетом Госдумы по транспорту, энергетике и связи.

Перед депутатами с основным докладом выступил министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман, который представил концепцию развития рынка телекоммуникационных услуг России до 2010 г., а также подвел итоги развития отрасли в 2000 г.

По словам министра, реализация концепции к 2005 г. потребует 12,4 млрд. долл., а к 2010 г. - 33 млрд.

Предположительно больше половины необходимых средств составят реинвестированные в развитие собственной инфраструктуры средства самих компаний. Оставшаяся часть будет получена от отечественных и зарубежных финансовых инвесторов и стратегических партнеров.

В очередной раз изложенная Рейманом концепция реорганизации отрасли подразумевает переход к повременной оплате услуг связи. В перспективе эта плата должна быть доведена до уровня себестоимости предоставляемых услуг.

В настоящее время оборудование для повременного учета услуг местной телефонной связи установлено на 9,4 млн. телефонных линий (из существующих 31 млн.) в 58 регионах России.

Несмотря на повышение тарифов, по оценкам Реймана, ни в одном субъекте РФ покрытие себестоимости услуг связи не обеспечено на 100%. В результате операторы вынуждены финансировать убыточную местную связь за счет более прибыльных услуг междугородной и международной связи.

Помимо окупаемости повышение тарифов на связь позволит модернизировать оборудование, которое используется предприятиями отрасли. Сегодня только 27% оборудования местной связи удовлетворяет современным требованиям.

По словам министра, тарифы на услуги местной связи необходимо повышать и в дальнейшем, потому что это является “единственным источником существования региональных операторов связи”.

В случае успешной и полной реализации принятой концепции развития телекоммуникаций после 2010 г. вполне реален переход от монопольного доминирующего положения традиционных операторов к рынку свободной конкуренции между альтернативными и традиционными операторами связи.