“Яндекс”: “Мы учимся зарабатывать”
Результаты работы Интернет-холдингов *1 видны невооруженным глазом - для этого достаточно просто зайти в Интернет на соответствующий ресурс. Но как устроена подобная компания, с какими проблемами она сталкивается, как собирается зарабатывать деньги? О жизни крупнейшей российской поисковой системы рассказывает генеральный директор компании “Яндекс” Аркадий Волож.
_____
*1. О ситуации в других холдингах см. PC Week/RE, № 12/2001, с. 24 (eHouse) и PC Week/RE, № 15/2001, с. 40 ("Рамблер").
PC Week: Хотелось бы поговорить не столько о технической, сколько о бизнес-стороне работы “Яндекса”. Как вы собираетесь окупать те вложения, которые сделаны в проект? Сначала в него инвестировал Comptek, затем ru-Net Holdings вложил пять миллионов. Михаил Ханов, президент конкурирующего с вами холдинга “Рамблер”, заявляет, что лишь с 2002 г. проекты типа “Рамблера” и “Яндекса” будут приносить прибыль порядка одного миллиона долларов в год. Получается, что период окупаемости инвестиций очень длительный...
Аркадий Волож
Аркадий Волож: Появилась новая медиа-среда с аудиторией 2,5-3 млн. человек в месяц. В день крупные сайты посещает по 200-300 тыс. человек. Чем она хуже как рекламный носитель, нежели обычная пресса, никто объяснить не может; чем лучше - я могу рассказать. Если это бизнес, который будет приносить в год миллиона два-три чистой прибыли, я не понимаю, почему в него не вложить пять? С другой стороны, в “Яндекс” пока вложено не так уж и много: миллиона два-три от силы.
PC Week: А вы оцениваете прибыль именно в 2-3 миллиона?
А. В.: Точно я не могу сказать, но это - нижняя оценка, ведь что такое Интернет, не очень понятно даже тем, кто его делает. Может быть, там будет еще что-то, кроме рекламы, или рекламы будет больше и т. д.
PC Week: А через сколько лет можно будет получать такую прибыль?
А. В.: Все зависит от того, насколько успешно мы объясним, что создан новый рекламный носитель. В текущем году мы этим активно займемся. В 2000 г. наш денежный оборот составил 420 тыс. долл., в этом году, я надеюсь, он превысит миллион. Потратим же мы от миллиона до двух. Порядок цифр оборота уже сопоставим с вложениями, т. е. наш бизнес не очень дорогой, хотя и не очень крупный. Так что я не вижу больших рисков. У меня был опыт работы в сфере компьютерной телефонии и беспроводных технологий. Вложения в данной области гораздо больше и окупаются гораздо дольше. Но тогда почему-то никто не спрашивал: “Почему вы вкладываете?”. Там “железки”, и людям это понятнее.
PC Week: На самом деле там ясная модель бизнеса. Какие методы получения доходов планирует использовать “Яндекс”?
А. В.: Главный источник - реклама. Это пока все. Остальное - в прожектах и деловому обсуждению пока не подлежит. Есть какие-то планы, исследования, но ничего реального на сегодня нет. Замечу, что под продажей рекламы я подразумеваю не просто размещение баннеров или транспарантов “спонсор странички такой-то”, а любую деятельность, которая укладывается в рамки следующей модели: мы предоставляем бесплатные сервисы публике, а дальше продаем внимание публики рекламодателям.
PC Week: А можно об этом поподробнее?
А. В.: Для капитализации внимания аудитории нужно сделать так, чтобы было приятно и аудитории, и рекламодателю. Например, у нас есть проект “Магазины”, не очень заметный, но важный, так как 20-30% всех поисков так или иначе связано с товарами. Суть его такова: если тема поискового запроса совпадает с позициями в базе товарных предложений “Яндекса”, то в нижней части страницы с результатами поиска показываются еще и ссылки на эти предложения магазинов. Если я ищу информацию по принтеру Hewlett-Packard такой-то модели, то мне предлагается расходный материал или сам принтер. Люди часто переходят по этим ссылкам, и получается очень хорошо нацеленная аудитория. А вот за размещение подобных ссылок магазины нам платят, и это реальный трафик для них. А в итоге пользователи получают лучший сервис и структурированную информацию, а рекламодатели - правильных пользователей. Данный механизм приносит нам 15-20% доходов.
Другой наш товарный сервис, “Гуру” (онлайновая экспертная система по выбору товаров и услуг. - PC Week), работает иначе. Он бесплатен для магазинов, но партнеры помогают нам делать некоторые товарные категории. Смысл его - фокусирование аудитории и продажа рекламы. “Гуру” начинался с трех категорий, а сейчас их уже почти два десятка. Это качественно иной уровень, а скоро мы запустим его следующую версию.
PC Week: А вот предоставление услуг, “сопутствующих” Интернету, продажа своего поискового софта и т. п. приносят доход?
А. В.: Как у компании, у нас есть и другой источник дохода - продажа технологий. Но это не совсем Интернет-бизнес. Мы состоим как бы из двух фирм: портальной и технологической, которая делает софт для Интернета и может его продавать. Скажем, продается локальная версия “Яндекса” для использования во внутренних сетях фирм и на их сайтах. Мы собираемся тиражировать свои технологии в другие страны, предоставляя сервисы тамошним порталам. Здесь пока объявить нечего, но, надеюсь, мы скоро сможем об этом сообщить. Пока в технологической части компании обороты даже меньше, чем в портальной, но потенциал там есть.
PC Week: Хотелось бы больше узнать о структуре компании и о том, как возникают новые проекты. Кто-то к вам приходит со своей идеей, что происходит дальше? Как оценивается перспективность проекта? Пишется многостраничный документ?
А. В.: Хороший проект видно сразу. Если чувствуется, что идея хорошая, она принимается. Многостраничный документ автор, конечно, не пишет - это происходит тогда, когда непонятно, зачем проект вообще нужен. Подробное обоснование составляется потом, для себя, чтобы в деталях понять, чего от проекта ожидать.
У нас есть своя стратегия - мы ориентированы на сервисы. Если сервис интересный, принципиально новый, он будет поддержан. Мы ищем ниши, в которых Интернет дает то, чего в обычной жизни не было. Или серьезно улучшает то, что было. Поиск, электронная почта - совершенно новые вещи в жизни обычных людей. И если судить по трафику в Интернете, то это до сих пор самые популярные услуги.
PC Week: Иначе говоря, “Товары”, “Гуру” - это все довески?
А. В.: Я бы так не сказал. Популярность - не самое главное, важна окупаемость. Нужно собрать побольше правильных людей. Есть базовые сервисы, которые создают критическую массу разношерстной аудитории, а дальше другие сервисы могут выделять из нее какие-то сегменты, интересные рекламодателю.
PC Week: Сейчас на “Гуру” не так много рекламы. Я не прав?
А. В.: У нас пока вообще рекламы почти нет. Мы этим вопросом фактически не занимались и только сейчас заканчиваем формирование реальной агентской сети. В прошлом году перед нами стояли другие задачи. Первая - создать качественный продукт (портал с критической массой связанных сервисов). Вторая - собрать аудиторию, критическую массу людей. И если посмотреть на наш брэнд, наш трафик 12 месяцев назад и сейчас, то становится очевидно: в то время как многие порталы сдавали позиции или стояли на месте, наш проект стабильно рос. Третья задача была создать компанию. Мы сделали и это. У нас работало 15 человек, сейчас - 75.
Задача нынешнего года - научиться зарабатывать деньги. И мы видим, как это сделать. У нас в руках есть замечательный инструмент, остается пойти и рассказать о нем рекламодателям. Ведь они не пользуются Сетью только потому, что просто ее не понимают. Если мы посмотрим на объем аудитории в Интернете и ее уровень и проведем сравнение с другими СМИ, а потом посмотрим бюджеты там и там, то увидим большую недооценку Интернета. Судя по нашему опыту, объяснить рекламодателям ситуацию не сложно. В январе - феврале мы поэкспериментировали со сбором рекламы и легко “натрясли” четыре больших (по интернетовским масштабам) бюджета.
В Америке на Интернет приходится 4-6% от общего оборота рекламы, в Европе - 2%, а в России всего 0,2%-0,5%. Поэтому ясно, что наш рынок будет расти. Если доля Интернет-рекламы вырастет хотя бы до 1,5%, все российские Интернет-порталы сразу станут прибыльными.
PC Week: Вы собираетесь закрывать какие-либо проекты, оказавшиеся неэффективными? Как, кстати, подсчитывается эффективность?
А. В.: В этом году - по деньгам, хотя ясно, что денег не будет, если нет пользователей. Живые проекты мы не закрываем, так как они кушать не просят. Основная проблема - их создать и раскрутить, дальше они почти не требуют внимания. У нас сейчас даже новости выставляются в онлайн автоматически.
Что касается неудач, то такой была, скажем, первая версия “Закладок” - очень “навороченная” по возможностям, но сложная в использовании. Пришлось переписать этот сервис, и количество регистраций сразу учетверилось. Так же мы поступили с проектом “Мой Яндекс”. Новые версии проектов создаются с учетом недоработок предыдущих их вариантов.
PC Week: Проект Narod.yandex.ru явно затратный, что с ним будет дальше?
А. В.: По сравнению с поисковой системой он недорог. В “Яндексе” 40 машин, здесь - на порядок меньше. Основные расходы - на трафик. Но на “Народе” ежедневная аудитория около 70 тыс. - и это аудитория только “мастерской”, без учета сайтов пользователей. В этом году мы наконец начали продавать рекламу, также пока лишь в “мастерской”. Сейчас думаем, не размещать ли баннеры и на сайтах пользователей.
PC Week: Собираетесь ли вы минимизировать свои расходы?
А. В.: Они сокращены уже раза в два. И это понятно. В прошлом году мы создавали продукт и брэнд, что требовало больших денег, а в нынешнем, естественно, запускаем меньше проектов.
PC Week: Как разделяются сферы ответственности подразделений компании? Сколько людей задействовано на разработке и сколько в портальной части?
А. В.: Разработка занимается тремя вещами: поиском, портальными сервисами и back-office. В прошлом году мы развивались слишком быстро и делать back-office (под этим термином я понимаю системы сбора статистики, показа баннеров, биллинга и т. п.) было некогда. Но с начала года в этом направлении идет активная работа. Мы не хотим использовать ПО сторонних производителей - легче написать свое, чем “прикручивать” чужое.
Разработчики и сотрудники службы техподдержки составляют примерно половину штата компании. Контентом занимается чуть меньше 20 человек: редакция, служба поддержки; еще есть группы маркетинга и продаж.
PC Week: Западные Интернет-проекты много тратят на рекламу. Какова в этом смысле структура расходов “Яндекса”?
А. В.: В прошлом году мы потратили на рекламу порядка 30% от бюджета, сейчас поменьше. Много расходуется на оборудование и трафик - порядка 30-40 тыс. долл. в месяц (число пользователей увеличивается, трафик растет и “железа” нужно все больше).
PC Week: Интересен еще человеческий аспект работы компании. Вы раньше руководили Comptek, потом ушли в “Яндекс”. Почему?
А. В.: Объяснение очень простое. В Comptek сейчас конвейер. Там работает заведенный механизм, бизнес сформировался и придумывать особо больше нечего. Конечно, каждый месяц происходит что-то новое, но оно всегда предсказуемо. А мое призвание, видимо, - новые бизнесы, стартапы. А здесь интересно, новая область.
PC Week: Какими критериями вы руководствуетесь при подборе сотрудников? Есть ли у вас отдел кадров?
А. В.: Отдела кадров нет. Ищем гениев, уникальных людей, способных работать в команде. Середнячки нам не нужны. У нас была проблема быстрого роста. Это очень болезненная вещь. Раньше иногда брали середнячков и сделали на этом кучу ошибок. Пришлось перебрать много людей, была высокая текучесть кадров. Теперь на новые проекты мы ищем только гениальных в своей области людей.
PC Week: Давайте еще поговорим о ситуации на рынке. Чувствуете ли вы конкуренцию?
А. В.: Да, конечно. Конкурентная борьба идет и за рекламодателей, и за пользователей. В связи с этим многие считают, что нужно всех объединить - и тогда никакой конкуренции не будет, всем будет жить замечательно. Одно время я к этой идее хорошо относился. Вроде как объединимся - и во-о-о-т какая критическая масса получится. Но что мы тогда скажем нормальному рекламодателю, людям, распоряжающимся серьезными бюджетами? “Вы про Интернет слышали?”, - скажем. “Так вот Интернет - это мы, все ресурсы в куче.” Представьте как бы звучало: “Не хотите ли разместить рекламу в прессе? Пресса - это одна газета, “Правда” называется”. Я думаю, что если Интернет будет состоять из одного ресурса, рекламные бюджеты станут только меньше, а развивать рынок Интернет-рекламы окажется куда тяжелее. Капиталистическому обществу свойственна конкуренция. Смотришь на конкурента - идеи полезные возникают.
PC Week: Другими словами, ожидать вашего объединения с кем-то не приходится. Или приходится? Ходят слухи, что такие переговоры с вами ведутся...
А. В.: Это вопрос к тем, кто такие слухи распространяет, а не к нам. Это не наш PR... Нужно четко понимать, зачем объединение нужно. Если в результате сократятся расходы, то хотелось бы посмотреть, как. Сейчас мы свои расходы держим под контролем, а любое объединение - немедленный и полный их выход из-под контроля. Если в итоге появится больше рекламы, то хотелось бы почувствовать, как. Разговоры с рекламными агентствами и рекламодателями такой уверенности не дают.
PC Week: Что будет, если в Россию придут западные поисковые системы и порталы?
А. В.: Уже приходят. Если верить данным системы SpyLOG, то в мае Google обгонит “Апорт” по числу генерируемых им переходов на другие сайты. Это новая ситуация на рынке. Конечно, у Google есть дефекты, но такой игрок обязательно будет. Про Lycos есть разговоры, но пока непонятно, что происходит. Я так думаю, что они пристреливаются, но вдруг что-то и появится. Yahoo же пока притормозила свою активность в Европе.
Мы конкурентов не боимся по следующей причине. По нашим оценкам, база документов, по которой “Яндекс” ведет поиск, в два-три раза больше, чем базы конкурентов. Соответственно полнота поиска выше. Сейчас базы у конкурентов растут, но эти компании столкнутся с другой проблемой: при больших базах им будет труднее сохранять релевантность поиска (т. е. осмысленность результатов), поскольку из большого объема данных труднее выбирать нужные. Мы такую задачу решали год, с большими мучениями. У нас есть здесь определенный отрыв.
Вообще-то, в этом году конкуренция не такая острая, как в прошлом. Все успокоились и понимают, что нужно будить рынок рекламы. Если будет на нем 20 млн. долл., все замечательно проживут.
PC Week: Хотелось бы поговорить о модели партнерств. На Западе успешной оказалась модель AOL - там и ISP, и портал. Вы что-то похожее будете делать?
А. В.: Мы думаем, что если уж сливаться, то сливаться нужно либо с медиа-компанией, либо с ISP-компанией, либо и с той и с другой. Потому что портальный бизнес - это чистый медиа-бизнес. Нужно создавать структуру, которая будет уметь продавать рекламу. У медиа-компании просто появится еще один продукт для продажи, а у провайдера - еще одно дополнение к трафику. Если этим большим игрокам нужно слияние, замечательно - можно слиться. Не хотят покупать отдельно “Рамблер” или Mail.ru, то можно слить “Яндекс” с Mail.ru и “Рамблером” и продать все вместе. Мы при этом не спешим. Хотим доказать себе и миру, что и наш бизнес живуч.
PC Week: Хотелось бы затронуть такую тему, как особые (по слухам) взаимоотношения “Яндекса” и SpyLOG.
А. В.: Несмотря на разные слухи, в SpyLOG нашей доли нет. Но я всячески агитирую за SpyLOG, потому что это - хороший сервис, а у нас есть интерес в независимых измерениях Интернета. По понятным причинам мы не можем измеряться ни в Top100 “Рамблера”, ни в TopList компании NetBridge. SpyLOG мы доверяем потому, что они ничьи.
В наших взаимоотношениях со SpyLOG есть свои проблемы. Я, например, выступаю против наличия в нем категории рейтинга “Холдинг”. Я не понимаю, что это такое. У “Яндекса” нет “холдинга”. Что мы там должны показывать - трафик всех проектов Comptek и ru-Net Holdings? Так мы сразу станем первыми, но в чем? А что должен показывать “Рамблер”? Трафик портала плюс 70% трафика Lenta. ru? А что будет, если “Яндекс” купит одну акцию “Рамблера” - обоим показывать суммарный трафик? В отличие от портала (т. е. набора сервисов, объединенных дизайном, функциональностью, ну или хотя бы доменным именем) физического смысла холдинга я не понимаю.
PC Week: Последнее время вы как бы оказываетесь “около государства”. Это перемена стратегии?
А. В.: Нет, это элемент любопытства. Если меня зовут участвовать в какой-то работе, то прежде всего мне очень любопытно. Все, что было до сих пор, - это общение с людьми, которые хотели бы узнать мою точку зрения на роль государства в регулировании Интернета. У меня тоже есть любопытство послушать людей, которые хотят меня выслушать. Так что вся окологосударственная работа в “Яндексе” - это общественная нагрузка.
PC Week: Спасибо за беседу.