В налоговых инспекциях Москвы идет эксперимент с э-бизнесом
Довольно неожиданно для себя многие российские граждане не так давно поняли, что одна из главных задач государства - сбор налогов. В эффективности работы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС) заинтересованы все - и те, кто платит налоги, и те, кто финансируется за счет бюджета. При этом весьма актуальной задачей является снижение трудозатрат в самой системе МНС. Объем работ налоговых инспекций огромен: ежемесячно более миллиона зарегистрированных в России предприятий сдают документы с бухгалтерской и налоговой отчетностью, причем число только наиболее распространенных форм составляет не менее двух десятков.
Казалось бы, вот благодатная почва для внедрения компьютерных технологий, демонстрации их преимуществ и эффективности. Однако огромные очереди в налоговых инспекциях и отзывы самих бухгалтеров свидетельствуют о том, что мы пока еще не очень продвинулись по пути к электронному бизнесу.
Впрочем, первые шаги по автоматизации обработки отчетности (речь идет не только о МНС) были сделаны еще несколько лет назад, они были связаны с использованием методов распознавания образов при вводе бумажных документов. Не подвергая в целом сомнению тезис о том, что бумага будет реально использоваться еще очень долго (даже в “электронно-развитых” странах более половины документов передается на бумажных носителях), стоит отметить, что сейчас сложно с уверенностью сказать о реальной эффективности методов OCR. По крайней мере, по отзывам многих бухгалтеров, с введением бланков для “автоматизированной обработки” отчетов трудоемкость их работы существенно возросла: информацию, получаемую в виде компьютерных распечаток, приходится потом переписывать вручную.
Тут полезно вспомнить, что ключевой идеей внедрения современных информационных технологий является не автоматизация ранее существовавших ручных методов, а исключение промежуточных операций как таковых. Собственно, в этом и заключается идея электронного бизнеса.
Пилотный проект УМНС России по г. Москве
В мае прошлого года в Москве стартовал пилотный проект по обмену информацией между налогоплательщиками и местными налоговыми органами через защищенную электронную почту на основе технологий, предложенных фирмами “Такском” (координатор проекта), “1С”, “Фактор” и “Анкад”. На первых двух этапах проходила апробация технологических решений. В работе участвовали две московские и одна областная территориальная инспекция. Несмотря на то что налогоплательщики должны были сдавать все документы и в бумажном, и в электронном виде, в эксперименте приняли участие 38 предприятий на первом этапе (до августа 2000 г.) и 140 - на втором.
В начале 2001 г. начался третий этап с участием семи налоговых инспекций и более 500 организаций. Его отличительная особенность - расширение числа передаваемых форм отчетности: кроме квартальных отчетов, будет сдаваться и годовой. Кроме того, налогоплательщики имеют теперь возможность оперативно получать по электронной почте от инспекций инструкции и методические материалы, а также данные о состоянии расчетов с бюджетами разных уровней.
Фирма “Такском” предложила коробочный программный продукт “Спринтер”, который может устанавливаться и поддерживаться силами пользователя-налогоплательщика. В его состав входят:
- почтовая программа DiPost (фирма “Фактор-ТС”);
- сертифицированные программные средства криптозащиты информации из семейства “Криптон” (“Анкад”);
- программа выгрузки форм отчетности на базе “1С:Налогоплательщик” (“1С”), которая может работать автономно или во взаимодействии с бухгалтерскими программами семейства “1С:Предприятие”.
На первых двух стадиях пилотного проекта ПО и обслуживание предоставлялись налогоплательщикам бесплатно. С марта этого года участие в проекте платное, но сумма пока невелика - 300 руб. за установку криптосредств и 150 руб. в месяц за обслуживание. В дальнейшем, при переходе на режим коммерческой эксплуатации, желающим придется заплатить уже полную стоимость, с учетом предоставляемых налогоплательщикам удобств она не выглядит завышенной - ПО обойдется примерно в 2-2,5 тыс. руб., а ежемесячная оплата абонентских услуг по соблюдению регламента обмена электронными документами, актуализации форм отчетности, технической поддержке пользователей составит 360 руб.
Одновременно с поставкой клиентского программного обеспечения фирма “Такском” осуществляет мониторинг сервера электронной почты, через который обязаны работать пользователи (стоимость услуги входит в абонентную плату). Это объясняется тем, что в данном случае на провайдера услуг возлагаются определенные регламентные функции по обеспечению юридической поддержки документооборота. В частности, факт и время отправки отчетности налогоплательщиком фиксируется провайдером, он пересылает уведомление об отправке отчетности (подписанное своей электронной цифровой подписью) отправителю и в налоговую инспекцию. После получения файлов в инспекции они визируются там (электронной цифровой подписью инспекции), и сообщение об этом через провайдера уходит налогоплательщику.
Таким образом, спустя три часа после отправки отчетов налогоплательщик получает два юридически оформленных документа: об отправке корреспонденции (с фиксацией даты отправки) и о ее получении.
Рассказывая о проекте, генеральный директор фирмы “Такском” Александр Меликджанян подчеркнул, что идея пилотного проекта заключается не в “проталкивании” конкретного программного продукта (или отдельных его компонентов) в качестве единственного для МНС решения, а в отработке открытых стандартов и регламентов электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых инспекций. Используя эти стандарты, в тендерах на автоматизацию документооборота смогут принять участие все разработчики ПО.
Когда эксперимент станет повседневностью
Конечно же, на фоне 250 000 активных юридических лиц в Москве, регулярно сдающих налоговую отчетность, 500 предприятий - это совсем немного. Каковы же перспективы эксперимента? Какие препятствия еще стоят на пути широкого внедрения Интернет-технологий? Этот вопрос интересен не только для данного конкретного проекта: ведь в нем, как в капле воды (правда, очень большой капле!), отражаются многие принципиальные проблемы э-бизнеса.
Одна из проблем очевидна - отсутствие законодательства, регламентирующего использование электронной подписи. Начальник отдела информационного обеспечения УМНС по Москве Аркадий Саитов отмечает, что организаторы проекта предполагали, что действующий закон “Об информации и информатизации” мог бы обеспечить юридическую правомерность применения криптографии и электронной подписи. Но оказалось, что пока в рамках действующих законов и нормативов сохраняется необходимость в бумажных документах. Тем не менее проблема может быть решена в ближайшие месяцы - соответствующие законодательные акты уже обсуждаются в Государственной Думе.
Однако закрепление статуса электронной подписи - условие необходимое, но далеко не достаточное. Эксперимент показывает наличие значительного числа организационных проблем, необходимость разработки внутренних регламентов, о которых говорилось выше. Хотя вся работа ведется в плотном взаимодействии со службами МНС и рядом разработчиков ПО для автоматизации деятельности налоговых инспекций, видно, что узким местом является именно “принимающая сторона”. Простой пример: “Спринтер” позволяет формировать и выгружать в электронном виде все существующие формы и отчетности. Однако программные средства инспекций могут принимать и обрабатывать пока лишь 25 форм. И далеко не все инспекции имеют такие средства.
Еще один вопрос касается общих принципов взаимоотношений налогоплательщиков и инспекций. Например, сейчас всю отчетность можно отправлять обычной заказной почтой. Однако абсолютное большинство бухгалтеров предпочитает отдавать документы только из рук в руки. Надо отметить, что широкому внедрению электронного бизнеса в США предшествовала многолетняя практика “бесконтактного” взаимодействия через традиционную почту. У нас же пока главным стимулом для участия в эксперименте со стороны предприятий является возможность сдачи документов вне очереди.
Итак, проблемы имеются, но хочется надеяться, что они будут разрешены и эксперимент перейдет в фазу “серийного производства”. Тогда многомиллионная армия бухгалтеров и сотрудников налоговых служб убедится, что “электронный бизнес” - это не выдумки ИТ-поставщиков, а реальный путь повышения эффективности нашей работы.
Подробнее с проектом и условием участия в нем можно ознакомиться по адресу: www.taxcom.ru.