ИНТЕРВЬЮ
За годы работы в компьютерной прессе я неоднократно слышал о компании “ТехноСерв А/С”, но познакомиться поближе удалось только этой весной. Беседуя с ее Председателем Совета Алексеем Ананьевым, мы обсуждали довольно будничные для российского системного интегратора вопросы. Тем не менее в целом они дают неплохое представление об одном из ведущих игроков на этом рынке.
PC Week: Что такое “ТехноСерв А/С” сегодня?
Алексей Ананьев
Алексей Ананьев: С точки зрения фактов - это компания численностью свыше 350 человек, которая выполняет сложные и сверхсложные интеграционные проекты по созданию информационных систем. Мы имеем глубокую экспертизу по всем основным инфраструктурам современных информационных систем: вычислительной, сетевой и прикладной.
Опираясь на эту модель, мы выстраиваем наши отношения с партнерами. При этом важно понимать, что сегодня ни один производитель технологий не может производить лучше всех все элементы современной информационной системы. Наш подход - выбрать лидирующие на мировом рынке технологии и элементы и добиться за счет их интеграции наибольшего эффекта в едином решении для Заказчика. Так, в части вычислительной инфраструктуры “ТехноСерв А/С” является ключевым партнером IBM, Sun, HP, EMC, StorageTek. По сетевой инфраструктуре мы активно работаем с Cisco. Если говорить о прикладной инфраструктуре, то здесь бы я в первую очередь упомянул SAP, Oracle, IBM, Computer Associaties.
Мы активно работаем практически на всех значимых для страны вертикальных рынках, охватывая транспорт, связь, промышленность, государственные учреждения и предприятия. В основном - это проекты масштаба крупного предприятия и отрасли.
В известной степени все это позволяет мне сказать, что “ТехноСерв А/С” является одной из немногих компаний, реализующих современную модель системной интеграции на российском рынке.
PC Week: Что вы подразумеваете под современной моделью системной интеграции?
А. А.: Основная черта современной модели системной интеграции - ориентация на конечный результат. Руководству, инвестирующему в информационные технологии, не нужны серверы и компьютеры, коробки с ПО, маршрутизаторы и бухты кабелей. Ему нужны внедренные системы управления производством и сбытом, оперативного финансового управления или автоматизированного конструирования. Для этого нужен эффективно работающий компьютерный центр предприятия и корпоративная сеть. И он, Руководитель, хочет иметь дело с одним ответственным и надежным партнером.
Здесь и возникает вторая черта современной модели интеграции - многопрофильность. Системный интегратор, исповедующий такой подход, должен профессионально работать и по вычислительной инфраструктуре, и по сетям, и по приложениям. Добавьте к этому управление проектом, проектирование, сервис и вопросы финансирования проекта. И согласитесь со мной, что на российском рынке работает не так уж много компаний, которые используют такой подход к системной интеграции.
PC Week: При численности компании свыше 50 человек ее начинают структурировать. Какова структура “Техносерва”?
А. А.: Основная задача компании - продавать свои услуги и свой продукт. Если нашим продуктом является интеграция, то первый блок - это то, что обращено к клиенту, специалисты по продажам интегрированного решения. Именно так мы готовим наших продавцов - понять проблему заказчика и предложить ему решение, подчас требующее использования различных продуктов и технологий. Конечно, продавцу необходима профессиональная поддержка. Эту функцию выполняет второй блок - аналитики, проектировщики и пресейлы. Мы стремимся к максимально тщательной проработке наших концепций, проектов и предложений. Третий блок вступает в действие еще на стадии проработки концепции решения, но его основная задача - реализация проекта у Заказчика. Сегодня это более 200 инженеров, специалистов высочайшего класса по всем основным продуктам и технологиям, которые мы используем в интеграционных проектах. И, наконец, четвертый, административный блок - логистика, транспорт, склад, бухгалтерия, администрация и т. п.
PC Week: Компания расположена только в Москве?
А. А.: Мы придерживаемся модели разумной централизации компании. Кроме филиала в Санкт-Петербурге, других подразделений по стране не создаем. Это осознанная политика. Региональный рынок хотя и растет, все еще не в состоянии обеспечить занятость и объемы работ для региональных подразделений. С другой стороны, существует серьезный кадровый дефицит, необходимость ежедневного проведения внутренней корпоративной политики, что в наших условиях не представляется эффективным. Мы, работая в Москве, реализуем проекты в регионах, направляя туда своих специалистов и привлекая местных партнеров, которым часто передаем сервисное обслуживание, наладку и поддержку.
PC Week: Бизнес-процедуры вы клиентам не выстраиваете?
А. А.: Когда вы говорите о бизнес-процедурах, то, очевидно, имеете в виду вопросы реинжиниринга бизнес-процессов в рамках внедрения ERP-систем. Мы занимаемся внедрением R/3. Что касается методологии, бизнес-процедур, то это дело аудиторов и бизнес-консультантов. Мы не финансовые консультанты. Наше дело - управление проектом, настройка решения, обучение пользователей и внедрение системы.
Как пример такой работы могу привести ERP-проект на российских железных дорогах. По тем этапам проекта, которые были завершены в 2000 г., SAP признал его лучшим отраслевым проектом в России.
PC Week: У большинства интеграторов в прошлом году средний рост был 30-35%. Вы можете назвать какие-то свои финансовые показатели?
А. А.: У нас в 1999 г. рост составил 45%, а в прошлом году - порядка 98%.
PC Week: Что вам позволило достичь такого результата?
А. А.: Рост бизнеса наблюдался практически во всех секторах. В 2000 г. мы начали работать с крупнейшими промышленными предприятиями, продолжали развивать работу с предприятиями телекоммуникационного сектора, реализовали серьезные проекты с государственными организациями. С некоторыми из них, такими, как Госкомстат, мы стали работать, выиграв тендер Всемирного банка.
PC Week: Каким вы видите этот год?
А. А.: Я думаю, что уточнение бюджета, связанное с необходимостью значительных выплат по госдолгу, может в конечном счете сказаться и на наших оборотах. В первую очередь потому, что некоторые государственные организации не рассматривают ИТ в качестве критичного элемента их бизнес-процедуры и того рычага, который действительно важен для их жизнедеятельности. Пока, по нашим оценкам, инфраструктура бизнеса не настолько развита, чтобы зависеть от уровня инвестиций в ИТ. Для большинства клиентов подобные инвестиции - это необходимое зло, строка в себестоимости, с размером которой топ-менеджер должен постоянно бороться, то есть она должна быть настолько мала, насколько это возможно. И совсем другое дело, когда предприятие понимает необходимость внедрения ИТ.
PC Week: Такие предприятия уже есть?
А. А.: Появляются. Кое у кого понимание появилось на деле, а у кого-то по крайней мере на словах.
PC Week: Обычно при внедрении корпоративных систем требуются разного рода доработки. Вы выполняете их сами?
А. А.: У нас есть большое, порядка ста человек, подразделение программистов. Это один из наших фокусов по развитию компании. Без доработок конечное решение получить невозможно. Если обратиться к истории компании, то компания смогла вырасти и набрать силы на продукте, который позволял пользователям ЕС ЭВМ, имеющим нестандартно написанные прикладные программные комплексы с утерянными исходными текстами, мигрировать на IBM или совместимые с ними мэйнфреймы, например Hitachi. Без работы программистов такая работа невозможна. В нашем техническом центре постоянно работает шесть стендов, на которых установлены машины от IBM 370 до S390 со всевозможной периферией, включая старые ленты с плотностью записи 800 bpi, и современными дисковыми массивами на 5 терабайт. У нас собрана вся когда-либо выпущенная в СССР математика для этих машин. Это сделано для того, чтобы клиенту, приехавшему с далекого завода, где до сих пор на этой технике “крутится” зарплата, можно было перенести на другой носитель, в другой формат, под другую системную среду. После этого человек выходит от нас уже со спецификацией. Пользуясь тем, что у нас был большой склад мэйнфреймов, мы реально за два года (в 1993-94 гг.) смогли реализовать больше трехсот проектов с мэйнфреймами. В то время казалось, что мэйнфреймы умерли. И это было действительно так, потому что никто не предлагал решений.
PC Week: Разрабатываете ли вы собственные программные продукты?
А. А.: Нет. Мы с самого начала определили, что не занимаемся разработкой приложений. По целому ряду причин. Иногда мы от этого отступаем, когда требуется перевести задачи пользователя в иную среду или когда при внедрении системы в нее требуется добавить функциональности, например э-бизнес решений с использованием унаследованных приложений. Но своего продукта у нас нет, и мы осознанно не инвестировали в эту область.
PC Week: Предполагаете ли вы заниматься системной интеграцией за рубежом?
А. А.: У нас еще внутри страны поле непаханное. У нас не всегда хватает ресурсов для реализации всех наших бизнес-возможностей здесь. Мы могли бы сделать значительно больше.
PC Week: Как я знаю, считаются особенным дефицитом менеджеры проектов.
А. А.: И продавцы, и менеджеры проектов, и пресейлы, и консультанты по внедрению. Разве что с уборщицами нет проблем. В остальном есть ощутимый дефицит кадров. Мы набираем людей. Приходится много народу “перерыть”, чтобы найти нужного специалиста.
PC Week: В чем основная проблема? В отношении к работе, в уровне подготовки?
А. А.: Основное - это квалификация и опыт работы. Мы конечно же настроены, чтобы к нам приходили люди, уже обладающие хотя бы базовыми навыками, желающие работать много и эффективно.
PC Week: Так в чем же причина? Плохо готовят вузы?
А. А.: Как обычно, талантливых людей немного. Ну а хочется работать с лучшими из лучших. Поэтому мы работаем и через кадровые агентства, и через свою кадровую службу.
PC Week: У вас есть какая-либо вузовская программа?
А. А.: Мы начинаем сейчас такую работу с вузами, и это - осознанная необходимость.
PC Week: У меня сложилось мнение, что заказчик дозрел до внедрения OLAP-систем для более глубокого изучения рынка.
А. А.: Такие системы уже внедряются, но пока идеология многих из них далека от классической концепции OLAP-приложений. Многими OLAP рассматривается как некий бантик, некая игрушка, а не как инструмент, имеющий критическое значение для бизнеса. Как только на корпоративном уровне будет оценено, что есть финансовые системы, но решения-то принимаются на основе ситуационного анализа, который производится с помощью OLAP. Тогда все встанет на свои места, тогда оперативная обработка транзакций (OLTP-приложение) будет занимать одну пятую от OLAP, как это и должно быть.
Или пример из другой области. Пока мы сталкиваемся с тем, что у корпоративных клиентов часто нет вменяемой политики резервного копирования и они не очень понимают, чем оно отличается от архивирования. Для этого должно пройти время. Наши западные коллеги тоже прошли через все это лет 20-25 тому назад. Как только бизнес станет более значимым по деньгам, тогда и информация об этом бизнесе будет стоить те же самые деньги. Тогда станет ясно, что терять ее нельзя ни в коем случае. И управлять информацией нужно с совершенно иной эффективностью.
PC Week: Сколько для этого должно пройти времени?
А. А.: Думаю, что немного. Особенность нашего рынка состоит в том, что его бюджет несопоставимо меньше западного, но наши пользователи стараются брать самые лучшие решения на нем. С учетом того, что инвестиции в ИТ происходят не с календарной регулярностью, не раз в полгода, а раз в два-три года, то шаг развития ИТ-инфраструктуры у наших заказчиков гораздо шире, чем у их западных коллег. Иногда они перешагивают через несколько этапов.
PC Week: Насколько велик интерес заказчиков к организации электронного бизнеса?
А. А.: Интерес есть, причем у многих заказчиков. Он продиктован не желанием перевести туда за один день весь бизнес, а стремлением либо отдельные приложения, либо отдельные элементы бизнеса сделать доступными для э-бизнеса. Это мы видим даже у традиционных своих заказчиков, с которыми мы работаем долгое время. У нас есть проекты, целиком завязанные на э-бизнес, например, мы разрабатываем систему для реализации Интернет-брокерских услуг. В мае-июне должны ее сдать.
PC Week: Как вы относитесь к идее создания ассоциации фирм, работающих в компьютерном бизнесе? В военно-полевом уставе Красной Армии “Батальон-рота” (редакция 1938 г.) было написано, что боец в обороне должен выкопать индивидуальную ячейку и оттуда меткими выстрелами поражать наступающего противника. 1941-й год показал, что в обороне нужно копать общую траншею.
А. А.: Я думаю, время покажет.
PC Week: Спасибо за беседу.