ПРОЕКТЫ

Пятая ежегодная конференция “Практический опыт построения корпоративных информационных систем”, прошедшая 26 апреля в Центре АСУ Магнитогорского металлургического комбината (ММК, www.mmk.ru), была весьма представительной. В Магнитогорск съехались руководители информационных служб крупных металлургических предприятий страны и ряда машиностроительных заводов. Интерес к теме не случаен: по оценкам специалистов, ежегодный объем затрат на информатизацию в одной только металлургической отрасли превышает 100 млн. долл.

Главной темой обсуждения стал опыт внедрения АСУ “Персонал”, построенной на основе трех модулей пакета E-Business Suite (прежнее название Oracle Applications). Проектные работы ведутся московской компанией “Борлас Ай-Би-Си” (www.borlas.ru) и предусматривают автоматизацию 450 рабочих мест общезаводских и цеховых кадровых служб.

Юрий Ипатов: “Искусство архитектора

ИС заключается в том, чтобы она развивалась в

течение трех - пяти ближайших лет, соответствуя

уровню развития предприятия”

Чтобы обозначить масштаб проекта, расскажем коротко о структуре комбината. На ММК насчитывается 170 подразделений уровня цехов, в которых числятся около 47 тыс. сотрудников, причем многие из этих цехов работают под заказ, из-за чего их потребности в трудовых ресурсах непрерывно меняются (следовательно, нужно оперативно маневрировать персоналом, перебрасывая рабочих с незагруженных участков на напряженные).

На ММК идет реконструкция, осваиваются новые виды производства, что требует долгосрочного планирования и повышения квалификации персонала. Исторически сложившийся метод поцехового учета трудовых ресурсов, когда сверки между локальными системами занимают колоссальное количество времени, а общие итоги подводятся лишь раз в месяц, давно уже никого не удовлетворяет.

В состав АСУ “Персонал” входят три подсистемы: “Кадры”, “Зарплата” и “Табель”. АСУ “Кадры” (модуль Oracle Human Resources) уже работает. В базе данных имеется 140 тыс. записей с информацией о настоящих и бывших работниках ММК, а также об их ближайших родственниках. Известны текущие потребности цехов, поэтому легко анализировать производительность и планировать бюджет, оперативно перераспределяя ресурсы, причем отдел кадров ММК может объявлять о вакансиях в день их появления.

ММК как градообразующему предприятию приходится решать демографические и социальные проблемы. Примером может служить ситуация, сложившаяся в 1999 г. Поскольку пенсия была невелика, старики упорно держались за свои рабочие места, в то время как безработица и число правонарушений среди молодежи возрастали. Предприятие приняло специальные меры по стимулированию выхода на пенсию (назначив крупные единоразовые выплаты), однако эффект от предпринятой акции тогда было трудно предсказать. Сегодня, планируя подобные мероприятия, с помощью АСУ “Кадры” легко оценить, сколько человек откликнутся на акцию и какие производственные участки при этом окажутся оголены.

Как отметила начальник управления персоналом ММК Елена Посаженникова, система позволила получить достоверную и оперативную информацию, хотя клеркам, привыкшим работать иначе, в процессе внедрения пришлось перестроиться и дисциплинироваться. Для бессбойной работы системы был создан ряд нормативных документов и обеспечено их выполнение.

Работы над АСУ “Зарплата” (модуль Oracle Payroll) находятся в самом разгаре, она уже испытывается в нескольких цехах. Сегодня на комбинате используется громоздкая разрядная система оплаты труда со 109 видами начислений и 150 видами вычетов. В перспективе намечен переход на контрактную систему. Для этого организована специальная комиссия, которая занимается аттестацией рабочих мест и определяет стоимость труда на каждом из них.

Идут работы над АСУ “Табель” (модуль Russian Time Management, создаваемый для Oracle компанией “Борлас”). В дальнейшем планируется поддерживать единую стратегию управления персоналом на ММК и на дочерних предприятиях (кадровая политика, пенсионное обеспечение, налоги и социальные программы).

Три перечисленных модуля обеспечат учет кадров, ведение штатных расписаний, персонифицированный учет для пенсионного фонда, ведение реестра рабочих мест и их аттестацию, табельный учет, расчет и контроль выплаты зарплаты, расчеты с персоналом по пластиковым карточкам, а также учет затрат на персонал. Кроме того, автоматизируется подготовка отчетности в государственные органы (пенсионный фонд, налоговая инспекция и т. д.), а руководители получат оперативную информацию для принятия решений.

На этапе разработки и настройки находится АСУ “Финансы”, охватывающая 280 рабочих мест. Система призвана вести главную книгу и бюджет, упростить расчеты с поставщиками, автоматизировать учет основных средств и складской учет материалов, управление поставками и платежами, считать налоги, готовить отчетность в государственные органы и предоставлять оперативную информацию руководителям. Кроме того, началась реализация пилотного проекта по внедрению АСУ “Производство”.

В целом процесс автоматизации ММК напоминает то, как чернильная капля расползается по промокашке, постепенно пропитывая каждое волокно сложной бумажной структуры. Справедливо заметил директор Центра АСУ Юрий Ипатов: “Информационная система должна дышать, жить и развиваться вместе с предприятием. На начальном этапе его развития, например, естественна и совершенно оправданна лоскутная информатизация”.

Однако чем более зрелой и всеобъемлющей становится информационная система, тем больше возрастает роль методологии, планирования и организации процесса внедрения. Юрий Ипатов предлагает пользоваться библиотеками института IEEE (www.ieee.org), описывающими задачи ИТ-подразделения. Творчески переработав их, специалисты Центра АСУ ММК пришли к собственной пятиэтапной процедуре. В своем докладе Юрий Ипатов отметил: “Основной вывод, который мы сделали, - нужна слаженная команда. Если вы не создадите такую команду, то ничего и не внедрите”.

Любопытно, что функциональные возможности систем (Oracle, SAP, Baan и др.) не стали определяющим фактором при выборе программного инструментария для автоматизации. Важно было опереться на имеющийся опыт (АСУ “Продажи” на основе Oracle Applications, ранее называвшаяся АСУ “Заказ”, успешно работает вот уже несколько лет) и налаженные партнерские связи, обеспечить совместимость с уже установленными системами.