“Домашний мастер” под ключ
ПРОЕКТЫ
Как из обычного хозяйственного магазина сделать специализированный супермаркет
“Домашний мастер” расположен в одном из наиболее населенных районов столицы - в Кузьминках. Этот магазин, внешне неброский, внутри оказывается просторным, современным специализированным супермаркетом, торгующим товарами для дома и ремонта. Таких магазинов в Москве уже несколько, и все они пользуются большой популярностью благодаря широкому ассортименту, удобному для покупателей расположению товаров (все можно посмотреть, потрогать, спокойно выбрать) и не слишком высоким ценам (как правило, подобные магазины стараются работать “на обороте”, а не “на цене”, поэтому нет необходимости в высоких торговых наценках).
Открытый на месте обычного хозяйственного магазина после капитальной реконструкции супермаркет начал свою историю фактически с нуля, и руководство решило идти в ногу со временем: ассортимент здесь подобран очень продуманно, внедрены удобные и эффективные формы торговли, а для качественного учета и управления товародвижением используется новое электронное оборудование и соответствующие программные средства.
Быстрый старт
Когда ремонт и реконструкция уже подходили к концу, на повестке дня замаячили вопросы автоматизации - выбора и покупки системы, ее установки. К этому моменту основные бизнес-процедуры и организационные стороны торгового процесса были уже в необходимой мере проработаны (вплоть до прорисовки детального плана торгового зала, предполагаемых потоков покупателей и пр.) и для реализации проекта автоматизации магазина была избрана компания “Пилот”, специализирующаяся в области ИТ для торговых предприятий. “Руководство супермаркета обстоятельно подошло и к выбору системы *1, - рассказал менеджер “Пилота” Сергей Рогов, - определив перечень необходимых функций и важнейшие приоритеты, среди которых особое внимание уделялось быстродействию - ведь обработка значительных объемов данных о товарных потоках без этого крайне затруднительна. После того как в результате совместных усилий были сформулированы конкретные требования к будущей системе, аналитики нашей компании составили техническое задание и начали его осуществление. Этот проект не был для нас принципиально новым или неожиданным - к тому времени мы уже имели опыт аналогичной работы с магазином “Бауланд”, по многим параметрам сходным с “Домашним мастером”. Хорошее взаимодействие всех участников позволило завершить основные этапы внедрения системы в короткий срок. В немалой степени этому способствовала и высокая квалификация системного администратора магазина Алексея Панкова - быстро освоив систему, он на равных участвовал в реализации проекта, а большинство вопросов, возникавших впоследствии у пользователей, решал самостоятельно и оперативно”.
_____
*1. В качестве торгово-складского ПО была выбрана система “Домино” (разработчик - компания “Софт-Вест”, партнер фирмы “Пилот”); для POS-терминалов используется программа “Профи-Т” (“Пилот”).
Учиться пришлось всем
“Уже в процессе внедрения системы, - вспоминает Алексей Панков, - в компании “Пилот” прошли обучение несколько сотрудников магазина, отвечающих за функционирование кассового узла, и я, как системный администратор. В свою очередь мы обучили кассиров обращению с POS-терминалами, операторов и служащих склада - соответствующим операциям с оргтехникой, менеджеров - способам анализа данных о товародвижении. Сегодня персонал магазина вполне квалифицированно применяет систему, наблюдается даже некоторая “конкуренция” среди тех, кто хотел бы плотнее работать с информацией”.
В целом сотрудники магазина готовы максимально использовать возможности ИТ в торговом процессе, хотя в ряде случаев это еще затруднено. Например, пока нельзя назвать благополучной ситуацию со штриховым кодированием. “Около половины поступающих товаров либо изначально не имеет штрих-кода (ШК), - отметил Алексей Панков, - либо имеет неправильный ШК (например, вся продукция какого-либо предприятия имеет единый ШК). Приятное исключение составляют, пожалуй, лишь товары бытовой химии. Поэтому нам пришлось разработать собственную технологию оприходования: в каждой поступившей партии выявляются неоштрихованные позиции, которым оператор присваивает определенный номер при занесении накладной в базу данных. Затем, при передаче партии со склада в торговый зал, по присвоенному номеру формируются собственные (внутренние) ШК, они распечатываются и на каждую упаковку наклеивается соответствующая этикетка. Дальнейшее продвижение партии идет стандартным порядком, т. е. с помощью сканеров ШК и мобильных терминалов. Прописаны и процедуры приемки новых (с незнакомыми системе ШК) товаров.
Как правило, мы стараемся решать возникающие проблемы самостоятельно, при необходимости консультируясь со специалистами “Пилота”. Так, часть отчетных форм была настроена еще при инсталляции системы сотрудником “Пилота”, другую же часть (по требованиям менеджеров) настраивали сами уже в рабочем порядке, тем более что подобные возможности в системе предусмотрены”.
Торговля по образцам
Воспользовавшись реконструкцией, руководство магазина реализовало еще одну идею - торговлю по образцам. Она задумывалась для крупногабаритных товаров или таких, которых покупатель берет много (например, плитка, напольные и настенные покрытия и т. п.). В этом случае появляется возможность не держать запас подобной продукции в торговом зале, а разместить в нем лишь образцы. Покупатель составляет желаемый перечень, указывает количество (штук, рулонов, погонных метров и пр.). Все эти данные с помощью компьютера продавец заносит в специальный документ, ему присваивается номер, и по локальной сети он передается в кассу. Кассиру, получающему готовый перечень товаров с подсчитанным итогом, остается лишь произвести расчеты. После оплаты вся информация идет дальше, и пока покупатель направляется на склад с оплаченным чеком, кладовщики уже начинают подготовку товара к отпуску (отсчитывают необходимое количество коробок, метров, проверяют качество отпускаемого товара и пр.).
“Конечно, изменения, внесенные в торговый процесс, потребовали некоторых доработок как системы товародвижения, так и кассовой программы, - отметил Сергей Рогов, - но мы считаем, что эта форма торговли весьма перспективна и будет востребована и другими нашими заказчиками”. Впрочем, и руководству магазина для внедрения данного новшества пришлось приложить некоторые усилия - подготовить персонал, поставить в торговом зале компьютер, осуществить прочие организационные и технические мероприятия.
Какие проблемы?
Они, разумеется, были. На начальной стадии эксплуатации системы, когда у сотрудников еще не хватало опыта, нередко возникали ситуации неправильного занесения информации или некорректной ее обработки. По словам коммерческого директора магазина Сергея Серика, при всей дружественности интерфейса ПП “Домино” продуктивная работа с ним требует от пользователя довольно высокой квалификации в сфере ИТ и владения базовыми знаниями по основным принципам учета, формирования налогов и пр. В противном случае возможности системы используются не полностью (что само по себе нерационально) или некорректно, что оборачивается в конечном итоге упущенной прибылью. Однако большинство менеджеров и товароведов магазина обладают достаточной квалификацией, чтобы уже сейчас полностью использовать функциональный запас системы, и даже испытывают потребность в дополнительных аналитических возможностях.
“Сегодня организацией торговли в магазине занимаются пять менеджеров, работающих по своим направлениям; они делают закупки, следят за ассортиментом, определяют наценки, анализируют продажи и т. д. Нам хотелось бы иметь возможность оперативного анализа динамических показателей торгового процесса, - сказал Сергей Серик. - Например, автоматически (или с минимальными усилиями) получать такие данные, как динамика продаж той или иной позиции за определенный период по каждому менеджеру и в зависимости от смены продавцов, дней недели, торгового запаса, а заодно учитывать накладные расходы. Этот ряд можно продолжить. Причем наиболее подходящим для нас было бы получение не просто таблиц с данными, а более наглядных форм - диаграмм, графиков, по которым легко увидеть зарождающиеся тенденции и сделать прогноз (а еще лучше, если бы система сама выдавала подобный прогноз), тем более что исходных данных для этого более чем достаточно. Мы, конечно, понимаем, что наши пожелания - аппетит приходит во время еды! - выходят далеко за рамки первоначального технического задания и их реализация требует дополнительных модулей. Однако от уже существующей системы хотелось бы иметь в онлайновом режиме обобщенные данные с кассовых аппаратов для более оперативной реакции на рост или падение продаж того или иного товара; эту функцию специалисты “Пилота” собираются доработать в ближайшее время.
В настоящее время менеджеры супермаркета пользуются всеми отчетами и аналитическими функциями, ясно осознавая, что справиться с нашими объемами товарных потоков без автоматизированной системы сегодня просто невозможно”.
Если оценивать результаты работы в целом, то “Домашний мастер” - проект благополучный, потому что, сделав свой выбор (это касается и ПО, и системного интегратора - компании “Пилот”), руководство магазина и менеджеры компании-интегратора старались прислушиваться друг к другу, образовав эффективный творческий тандем. Это позволило специалистам “Пилота” создать проект, в котором задействованы не только минимально необходимый набор программных пакетов (“Домино”, кассовая программа “Профи-Т”, ПО управления терминалами сбора данных “ОмниЛинк”), но и качественная, удобная и надежная техника - POS-терминалы Fujitsu-ICL и штрих-кодовое оборудование (сканеры, принтеры, мобильные терминалы сбора данных) от ведущих производителей. А опыт, накопленный за годы работы, облегчает компании внедрение подобных проектов в кратчайшие сроки - в “Домашнем мастере” потребовалось чуть более месяца, чтобы сдать объект “под ключ”.
Магазин “Домашний мастер”
Розничная торговля товарами для дома и ремонта (хозтовары, сантехника, бытовая химия, инструменты, плитка и другие материалы).
Открыт после капремонта и реконструкции в середине декабря 2000 г.
Ассортимент - примерно 16 000 позиций.
Торговая площадь - около 1300 кв. м, площадь складов - 400 кв. м.
Число сотрудников - 80 человек.
Число посетителей, совершивших покупки, в день - около 2000 человек.
Программно-аппаратный комплекс магазина “Домашний мастер”
Техника
17 рабочих станций Celeron 500, P-III 500, 64Mb RAM, 10Gb HDD
Сервер 2xP-III 550 256 RAM 3x9HDD Raid 32 Mb
4 POS-терминала Fujitsu-ICL TeamPos 4000F
3 сканера Metrologic MS-951
2 принтера Eltron LP 2742 PSE
1 терминал сбора данных Symbol SPT 1500
Программное обеспечение
ОС Windows NT
Система автоматизации товародвижения “Домино 7.4” (разработчик - компания “Софт-Вест”)
Бухгалтерский пакет “1С:Бухгалтерия”
Пакет для POS-терминалов “Профи-Т” (разработчик - компания “Пилот”)
Пакет для управления терминалами сбора данных “ОмниЛинк” (разработчик - компания “Пилот”)