11 апреля в Бостоне состоялась конференция по офшорному программированию, в которой приняло участие около 90 человек из США и 40 - из России. Материалы конференции можно найти на сайте ее главного организатора - Бостонской коммерческой палаты России и США (USRCCB, www.usrccb.ru).

В центре внимания собравшихся были преимущества и недостатки производства ПО в России. Редкое единодушие в оценках вселяет веру в справедливость выводов. По мнению Яна Доумана (CET-InterMatrix, www.cet.co.uk), преимущества России сводятся в основном к следующему:

- высокий творческий потенциал российских специалистов, обусловленный хорошо поставленной системой образования в области математики и фундаментальных наук, а также солидным опытом работы со сложными проектами и разнообразными технологиями (диаграммы 1-3);

Диаграмма 1. Число студентов, специализирующихся в области техники, естественных наук, математики, социологии и психологии % от общего числа студентов

Диаграмма 2. Число статей в научно-технических журналах, включаемых ежегодно в индекс научного цитирования по физике, биологии, химии, математике, клинической медицине, биомедицине, технике и технологиям, космическим исследованиям

Диаграмма 3. Число ученых и инженеров (в пересчете на 1 млн. жителей)

- широкий выбор высококвалифицированных, но низкооплачиваемых специалистов;

- общность культурных традиций с Западной Европой и Америкой (чего нельзя сказать о лидирующей в офшорном программировании Индии).

Приятно было узнать также, что Россия тратит на научно-исследовательскую деятельность и разработки больший процент своего валового национального дохода, чем Индия (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Расходы на научные исследования и разработки в 1995-1997 гг. % от валового национального дохода

В то же время к недостаткам российского офшорного программирования относят:

- практически полное отсутствие менеджеров;

- недостатки законодательства в области авторского права, экспорта/импорта, налогообложения и пр.;

- отсутствие маркетинговых служб, рассчитанных на западные страны;

- нехватку компаний с сертифицированным уровнем качества и организаций, проводящих сертификацию;

- низкий уровень развития телекоммуникаций, высокую стоимость передачи данных;

- языковой барьер (отсутствующий для большинства лидеров офшорного программирования);

- недоверие и боязнь риска со стороны потенциальных клиентов;

- отсутствие отраслевой ассоциации, аналогичной индийской NASSCOM *1.

_____

*1. Необходимость консолидации хорошо понимают и в России. Аркадий Хотин (фирма Arcadia, www.arcadia.spb.ru) рассказал о петербургском консорциуме Fort-Ross (www.fort-ross.ru), объединившем 15 компаний, занятых экспортным программированием. В конце мая Fort-Ross проведет свою конференцию.

Доуман отметил, что многие российские компании из соображений экономии занимаются продвижением своих услуг исключительно по Интернету, но все большее их число начинает понимать, что необходимо открывать свои представительства на целевом рынке. Компаниям, планирующим использовать российских программистов, он посоветовал:

- четко формулировать задачи;

- назначать русского директора по науке;

- устанавливать контакты не только с лучшими научными центрами, но и с местной администрацией;

- выбирать города с учетом инфраструктуры.

Брайан Фелпс (Vested Development, www.vestedev.com) указал на основные причины обращения американских компаний к иностранным программистам: экспоненциальный рост потребности в ИТ-специалистах в сочетании с ограниченным числом выпускников соответствующих специальностей, конкуренция с такими китами отрасли, как Sun и Microsoft, которые так и норовят переманить к себе квалифицированных программистов. Кроме того, во многих компаниях накопились запасы сравнительно старого оборудования и программного обеспечения, работать с которым у современных американских выпускников нет ни желания, ни навыков (в то время как наши специалисты знамениты своей универсальностью). Фелпс порадовал всех обещанием американского посольства упростить выдачу столь необходимых для сотрудничества виз категории H-1B. (И действительно: в апреле процедуру упростили.)

Рон Льюин (“ТерраЛинк”, www.terralink.ru) начал с вопроса: сможет ли Россия обогнать Индию в офшорном программировании, и сам ответил - не сможет, нечего и пытаться, поскольку Россия и Индия занимают различные ниши, обладая каждая своими достоинствами. Далее Льюин кратко пересказал отчет *1 возглавляемого им ИТ-комитета Американской торговой палаты, сообщив в частности, что оборот Индии в офшорном программировании вырос со 110 млн. долл. в 1990 г. до 6,3 млрд. в 2000-2001 гг. Причем, когда индийские программисты показали своему правительству, какие деньги они зарабатывают на экспорте своего труда, правительство принялось им помогать, совершенствуя законодательно-правовую базу офшорного программирования. По мнению Льюина, от российских программистов такой декларации ожидать не приходится (от себя добавлю, что и от российского правительства трудно ожидать подобной реакции).

_____

*1. Постоянно обновляемая версия отчета лежит по адресу: http://RussianSoftwareDev.eSolution.ru. Здесь же находится и база данных российских компаний, занятых экспортным программированием.

По мнению Лорена Грехэма из Массачусетского технологического института, занимая первое место в мире по числу инженеров и научных работников, СССР не был лидером в области высоких технологий, так как для достижения успеха мало одних исследователей - нужны также инвесторы, юридическая система, менеджеры и рынок. Говоря о необходимости создания в России нового класса собственников, Грехэм рассказал о существующих источниках финансирования для новичков: Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (www.fasie.ru), Российской ассоциации венчурного инвестирования (www.rvca.ru) и Фонде гражданских исследований и разработок (www.crdf.org).

Целый ряд выступлений был посвящен обмену опытом. Ясон Горовитц из Sun отметил, что десятилетнее сотрудничество с MCST в области программирования, кроме всего прочего, способствовало продвижению продукции Sun на российском рынке. В настоящее время на Sun работает 250 инженеров в Москве, Петербурге и Новосибирске. Сославшись на отчет Института Маккинзи (http://mgi.mckinsey.com/mgi/pdf/softE.pdf), Горовитц сообщил, что производительность в сфере обслуживания софтверных проектов (72% по отношению к США) намного выше, чем в среднем в России (19% по отношению к США).

Скотт Блеклин (Actis, www.actis.ru) дал ряд советов: подбирать партнеров с руководителем, знающим оба языка и знакомым с обеими культурами; ориентироваться на компании, которые учат персонал работе в коллективе и применению западных бизнес-методов; вырабатывать и использовать количественные критерии сотрудничества. Мне понравилось решение проблемы различия часовых поясов: купить часы с двойным циферблатом.

Джакомо Рома, представитель петербургской компании Reksoft (www.reksoft.com), и Скотт Реймист из компании Raimist (www.RaimistSoftware.com) рассказали о том, как им удается сотрудничать несмотря на различия в бизнес-культуре. Различия были проиллюстрированы следующим анекдотом из истории космонавтики-астронавтики: когда американцы столкнулись с тем, что в космосе авторучки перестают писать, они потратили кучу усилий на разработку устройства, преодолевающего отсутствие силы тяжести; русские же просто начали писать карандашами.

Диаграмма 5. Основные причины обращения

к офшорному программированию

Презентация Алексея Сухарева (Auriga) была особенно насыщена конкретными данными. Сухарев перечислил основные причины обращения к офшорным программистам (диаграмма 5), сообщил, что, по сведениям Американской ИТ-ассоциации, в августе 2000 г. в ИТ-индустрии США пустовало 845 тыс. рабочих мест и, несмотря на прошедшие массовые сокращения, потребность в кадрах остается высокой. Он отметил, что российские программисты - не самые дешевые в мире:

Среди индийских программистов чрезвычайно высокая текучесть кадров: зарубежные партнеры, потратив время на обучение сотрудников, через три месяца обнаруживают, что 25% из них уехали в США *1.

_____

*1. Состояние дел в Индии подробно рассмотрено в докладе, размещенном по адресу: www.auriga.com/india_report.pdf.

Приятно, что на международную арену выходят не только представители российских столиц: на конференции выступил Андрей Кричмара из ярославской компании Incap (www.incap.ru), которая разработала сайт USRCCB, и Валерий Калачев (Telma, www.telma.ru) из Нижнего Новгорода, рассказавший о семилетнем сотрудничестве с компанией Motorola.

Два выступления были посвящены юридическим вопросам. Марк Б. Стейн (McDermott, Will and Emery, www.mwe.com) подчеркнул, что об авторских правах нужно заботиться заранее, и на примере деятельности воображаемого профессора Виктора Путина из Петербурга показал, когда авторские права на изобретение принадлежат работнику, а когда - работодателю. Артур Джордж (Baker & McKenzie, www.bakernet.com) остановился на юридических тонкостях офшорного программирования (например, не все равно, вывозятся программные продукты на твердых носителях или пересылаются по электронной почте).

Рэндалл Бейтти, заместитель главного исполнительного директора Международного научно-технического центра (www.istc.ru) - одного из организаторов конференции, сообщил, что Центр может не только снабдить американские компании, рискнувшие начать бизнес в России, информацией об особенностях местного законодательства, но и организовать прямые, освобожденные от налогов платежи российским исполнителям, обеспечить юридическую защиту контрактов и вообще сработать в качестве соломки, которую, опасаясь падения, подстилают заранее.

Гвоздем программы стало выступление знаменитой Эстер Дайсон, которая более двадцати лет анализирует процессы, происходящие в ИТ-отрасли, выявляя новые тенденции. Эстер начала с того, как впервые - в 1989 г. - приехала в Россию, поразившую ее своим энтузиазмом, жадным стремлением к переменам. Народ не отрывался от телевизоров - шли трансляции первого съезда народных депутатов. “Наше правительство установит свободные рыночные цены, совсем как у вас!” - восторженно объявил Эстер один из ее русских знакомых.

Эстер кратко ввела американцев в курс дела, обозначив этапы новейшего развития России двумя картинками. Во время первой поездки на московском такси Эстер спросила водителя: это ваша машина или государственная? Тот ответил: у меня есть партнер; один день он пьет - я вожу машину, другой день - наоборот. Русские много пили, пояснила Эстер, потому что у них не было возможности реализовать себя. Характерной деталью нынешнего времени Эстер считает плакат: “Никто не поможет России, кроме нас самих. Заплати налоги!”.

Софтверная отрасль России, подчеркнула Эстер, - особый мир: в нем не происходит перераспределения собственности, люди создают что-то новое на пустом месте. Отсюда большая, чем в других отраслях, прозрачность: здесь все друг друга знают, все знают друг другу цену. Существует живая компьютерная пресса (в этом месте Эстер представила аудитории живого корреспондента PC Week/RE).

Говоря о необходимости создания отраслевой ассоциации, Эстер заметила, что лучшее, что в данной сфере может сделать правительство, - не вмешиваться, это заявление вызвало аплодисменты российских участников.

Как сказал президент USRCCB Даниэл Сатинский, одна из причин проведения конференции - имеющиеся у России проблемы с имиджем. На мой взгляд, с этой точки зрения конференция удалась: российские фирмы смотрелись очень солидно и производили внушительное впечатление. Слайды, брошюры, визитные карточки - все было выполнено качественно (меня больше всего поразил адрес на визитной карточке одного из спонсоров конференции - компании MatchPoint: Москва, Красная площадь 5, подъезд 6). Особенно важно, как мне кажется, использование в качестве представителей российских компаний коренных американцев с их настоящим английским, правильно подобранным маркетинговым лексиконом, подходом, ориентированным на местную аудиторию.

Итак, имидж российских программистов на конференция был на высоте. Приведет ли это к заключению реальных контрактов?

К автору статьи можно обратиться по адресу: www.enrus.ru.