ЭЛЕКТРОНИКА
Свое трехлетие ОАО “Российская электроника” (РЭ) отметило торжественным собранием всего директорского корпуса, который констатировал: компания состоялась, она жизне- и конкурентоспособна на внешних рынках.
На сегодняшний день в РЭ входит 28 предприятий бывшего союзного министерства электронной промышленности (МЭП) из 170, когда-то принадлежавших ему. Ряд предприятий МЭПа не смогли выжить в условиях рыночной экономики и сменили профиль работы, другие полностью перешли в частные руки. А вот эти 28, контроль над которыми государство оставило за собой, оказались наиболее жизнеспособными: миновав критический уровень падения производства, они добились в последние два года 30% ного прироста. Выпуск продукции в 1999 г. составил 70 млн. долл., в 2000 г. - 100 млн. долл. Это соответствует примерно четверти общего объема продукции, выпускаемой всей электронной промышленностью России. Надо особо отметить, что половина изделий РЭ поставляется на экспорт.
Валерий Дшхунян
По словам генерального директора компании Валерия Дшхуняна, который одновременно возглавляет зеленоградский “Ангстрем” (www.angstrem.ru), России с ее ограниченным внутренним рынком сейчас выгоднее производить электронные компоненты, чем готовую продукцию. “Так, мы закупаем в Китае бытовые радиоприемники, магнитолы, магнитофоны, электронные игры примерно на 80 млн. долл., - а поставляем в эту страну интегральные схемы и другие компоненты на 100 млн. долл., - рассказывает г-н Дшхунян. - Все дело в том, что Китай названную бытовую электронику выпускает многомиллионными партиями и поставляет на весь мир”.
Под невидимым контролем РЭ находится более половины мирового производства чипов для калькуляторов (их производит “Ангстрем”), примерно треть для электронных часов (оптовая цена таких часов, включая кварцевые, примерно 20-30 центов, а чипа для них - 1 цент). Причем Россия поставляет для бытовой электроники наиболее высокотехнологичную их часть.
В гермозоне
“Особый разговор - бытовые телевизоры, на мировом рынке компонентов наше присутствие также значительно, - продолжил рассказ Валерий Дшхунян. - Для сохранения же отечественных производителей конечного продукта, куда включается и кинескоп, нами были предприняты абсолютно нестанадартные шаги. Слово “абсолютно” я выделил не случайно. Московский электроламповый завод (МЭЛЗ), основываясь на своей технологии производства кинескопного стекла, внедрил линии по выпуску высококачественных бутылок, которые, в частности, поставляются на «Кристалл»”.
Вроде бы такой шаг подрубает под корень высокие технологии, но на предприятиях, входящих в РЭ, существует жесткое правило: доходы от побочного производства вкладывать в электронику.
Причем указанное инвестирование опять же осуществляется зачастую нетрадиционным для России путем. Так, НИИ плазмы, разрабатывавший в основном плазменные экранные панели для применения в военной сфере, создал их гражданскую телевизионную версию. В связи с огромными инвестициями в производство плазменных телевизоров и невысоким спросом на них в России и СНГ этот НИИ организовал ряд СП в Китае, Южной Корее и Индии. Свое участие в них институт закрепил взносом интеллектуальной собственности и соответственно рассчитывает на долю прибыли.
Вообще военные разработки все больше проникают в гражданскую сферу, особенно это касается интегральных схем. Следует также отметить, что предприятия ВПК при выпуске своей основной продукции довольствуются уже серийно налаженной компонентной базой. Прорыв ожидается в такой смежной области, как ночное и тепловидение (приборы инфракрасного диапазона волн).
Последнее время остро встал вопрос производства отечественных чипов для продуктов массового спроса. В первую очередь это таксофонные чиповые карточки. Соотношение цены готовой продукции и чипа - 40 центов/2-6 центов. На этот рынок ринулись зарубежные производители, имеющие в России мощнейшее лобби. По мнению Валерия Дшхуняна, дело чести российских электронщиков оставить этот рынок за собой. Проще пойдет дело с банковскими чиповыми картами. Здесь претворяется в жизнь совместная программа “Российской электроники”, Сбербанка и ФАПСИ (защита от подделки банковской карты - проблема номер один, так как она относится уже к сфере национальной безопасности).
Возрождение российской электронной промышленности совпало со временем перепроизводства на мировом рынке электроники. Это привело за последние два года к падению цен на российские электронные компоненты на 30%. Подъем рынка, объем которого оценивается в 250 млрд. долл., ожидается в 2003 г., и к этому надо готовиться. В частности, в РЭ проводится серьезная работа по получению звания “второго поставщика”, что позволит этому объединению производить продукцию под марками известных компаний.
“Российская электроника”: (095) 532-8271.