АВИАЦИОННАЯ СВЯЗЬ
Программа оснащения салонов самолетов Boeing телекоммуникационным оборудованием стартует в этом году
Американская самолетостроительная фирма Boeing в связи с приобретением компании Hughes Space & Communication вплотную занялась разработкой новой программы. Названная Connexion by Boeing, она при полном развертывании будет представлять собой всемирную телекоммуникационную сеть на базе спутников связи, по которой авиапассажиры смогут получать спектр высокоскоростных услуг. При этом по цене они будут сравнимы с использованием мобильных телефонов.
Самолет класса “бизнес-джет”
Развертывание сети начнется в конце нынешнего года, и хотя ожидаемая прибыль от осуществления всей программы не объявлена, аналитики оценивают весь рынок телекоммуникационных услуг для пассажиров авиалайнеров на ближайшие десять лет в 70 млрд. долл.
Используя цифровой широкополосный канал в увеличенном диапазоне частот, Connexion by Boeing позволит клиентам посылать или принимать информацию со скоростью, соответствующей кабельному Интернету. Для этого на самолетах, в первую очередь построенных самой Boeing и летающих на североамериканских линиях, будет применена передовая антенная технология связи с существующей группировкой спутников. В дальнейшем к системе смогут подключиться пользователи из других районов Земли, а также военные и люди, находящихся на мобильных объектах правительства США.
В число предоставляемых системой услуг входит доступ в Интернет и сетевые продажи, телевещание и развлекательные программы в прямой трансляции, прием и передача баз данных, выдача информации о полете и о месте назначения. По словам председателя совета директоров и главного исполнительного директора Boeing Фила Кондита, самолет будет во всем напоминать нам наш дом или офис и само понятие полета в корне изменится.
Для служб, отвечающих за безопасность полета и техническое состояние систем самолета, находящегося в воздухе, также будет в реальном времени поставляться запрашиваемая с земли информация.
В заключение отметим, что предтечей Connexion by Boeing стало телекоммуникационное оборудование салонов самых дорогих дальнемагистальных самолетов класса “бизнес-джет” - BBJ (Boeing), Global Express (Bombardier), ACJ (Airbus Industry) и некоторых других.
Помимо Boeing проблемой, но в более узкой сфере обеспечения пассажиров авиалайнеров сотовой телефонной связью с землей, занимается Всемирная авиационная ассоциация развлечений (WAEA). Эта ассоциация, куда вошли производители авионики, телефонного оборудования и провайдеры, должна рассмотреть вопрос применения технологии Bluetooth.
WAEA будет работать в контакте с Федеральной комиссией по связи США, которая в настоящее время запрещает пользоваться сотовыми телефонами на борту самолетов.
Терминалы, имеющие модуль Bluetooth, или сотовые телефоны через гнездо в подлокотнике кресла будут соединяться с внешней антенной; при критических ситуациях и на время взлета и посадки она отключается.
Опыты с использованием карточных телефонов на самолетах проводил и “Аэрофлот”. Они были установлены на нескольких воздушных судах американской и западноевропейской постройки, принадлежащих этой авиакомпании. Но так как минута разговора стоила $10, ими практически никто не пользовался и от этой услуги пришлось отказаться. Сейчас в стадии подготовки находится новая программа, основанная на других технических средствах и позволяющая снизить цену разговора до $1. Однако когда она будет претворена в жизнь, в авиакомпании ответить затрудняются.