О фазах зрелости компьютерного рынка можно судить, в частности, по уровню проводимых его участниками мероприятий. В первом полугодии 2001 г. несколько обострившаяся борьба среди российских поставщиков ERP-систем для средних предприятий привела к более профессиональной работе маркетинговых служб этих компаний. Основанием для такого вывода послужила, в числе прочего, и однодневная практическая конференция, проведенная 30 мая фирмой Columbus IT Partner под названием: “Что ждет ERP-системы в России? Axapta 2.5. Новая версия - новый уровень управления”.
Владимир Делин: “не надо думать,
что ERP-системы не для России”
Формально конференция была приурочена к выходу новой локализованной версии 2.5 системы Axapta и к празднованию годовщины выхода данной ИСУП на российский рынок.
При несомненной Axapta-ориентированности мероприятия это на моей памяти первая российская конференция (в ERP-сегменте), где секции для разных категорий пользователей интегрированных систем управления предприятием оказались столь грамотно организованы: для директора, финансового директора, ИТ-менеджера и др. Поэтому акценты в разговоре на них были четко проставлены в соответствии с интересами определенной целевой аудитории. На мой взгляд, это серьезный качественный сдвиг.
“Продажные” особенности...
Отношение к России у западных вендоров ИСУП становится все более серьезным. Недаром к нам стали приезжать не только региональные менеджеры, но и топ-менеджеры компаний-производителей. Например, на конференции 30 мая присутствовали сразу три высоких чина: Эрик Дамгаард, один из основателей фирмы Damgaard, а ныне старший вице-президент и главный технолог Navision; Майкл Габо, президент и основатель Columbus IT Partner; Ханс Питер Бех, вице-президент Navision по Центральной Европе.
По заявлению г-на Беха, Россия сейчас заметно обгоняет другие европейские страны по росту объема рынка ИСУП - в 2000 г. только по продуктам Navision здесь наблюдался прирост 12-15%, в то время как для других стран в среднем он уже несколько лет не превышает 9%.
Приезд высоких чинов хорош возможностью вживую услышать подробности, трудно досягаемые на расстоянии. Мне, например, было любопытно понять, как сегодня строится в Navision A/S политика продаж разных продуктов (что выливается в нетривиальную задачу после слияния в конце прошлого года двух датских фирм - Damgaard и Navision).
Предыстория такова. Damgaard и Na-vision до объединения строили свои двухуровневые каналы распространения одинаково - был один главный дистрибьютор (у Damgaard - Columbus IT Partner, у Navision - Maersk IT Distribution) и множество дилеров и реселлеров в разных странах. После слияния, пояснили г-н Бех и г-н Габо, крупных изменений не произошло - оба канала фактически продолжили функционировать по-старому, распространяя свой вид ПО (партнеры Columbus - Navision Axapta и Navision XAL, партнеры Maersk - Navision Financials и ряд других продуктов, поставляемых прежней Navision). Лишь в некоторых странах произошло слияние офисов и переход к совместной деятельности. Неизбежной в этом случае конкуренции за партнеров и клиентов руководство Navision A/S пока не боится (по крайней мере, так заявил Майкл Габо).
В России сегодня два равноценных партнера Navision A/S - российский Columbus IT Partner (www.columbus.ru) и Navision CIS (www.navision.ru), не имеющие друг перед другом никаких преимуществ. Каждый продвигает свою линию продуктов, каждый, вероятно, получает определенную финансовую и организационную поддержку со стороны соответствующего дистрибьютора (Columbus и Maersk). Публичные мероприятия эти компании предпочитают проводить порознь (что создает очевидные сложности для журналистов).
...и технологические нюансы
Своей журналистской удачей я считаю состоявшуюся во время конференции беседу с Эриком Дамгаардом, В результате нашего общения наконец удалось разобраться в позиционировании и различиях программных продуктов объединенной компании.
Итак. Все продукты Navision A/S рассчитаны на предприятия среднего размера (mid market), оборот которых лежит в диапазоне 5-250 млн. долл.
Стоимость программных решений, созданных на базе продуктов Navision (у них теперь единая торговая марка), составляет от 60 до 140 тыс. долл. (без учета сопутствующих услуг по консалтингу, внедрению и пр.).
Владислав Мартынов (слева) и Эрик Дамгаард
пожинают сладкий плод первого года сотрудничества
Основные характеристики трех систем представлены в таблице.
По заявлению г-на Дамгаарда, Axapta и Navision Financials никогда не сольются, они всегда будут нацелены на разные ниши. Хотя у них есть общие черты: обе системы построены на платформе Microsoft, в обеих предпочтительным способом тонкой настройки на задачи клиента остается программирование. (Что касается продукта Navision XAL -ранее Concorde XAL, то создается впечатление, что он в этой линейке “лишний”. Вероятно, он либо трансформируется в какой-то другой, либо вовсе прекратит свое существование.)
В перспективе, по представлению технологов Navision, должны появиться новые линии продуктов, существенно отличающиеся от нынешних. Это будет целесообразно, когда полностью изменится технологический фундамент построения подобных систем. Например, когда MS Windows перестанет восприниматься как преобладающая платформа (ее потеснят другие ОС, использующие прежде всего иные виды пользовательских интерфейсов) и весь мир перейдет к компонентным архитектурам, содержащим бизнес-объекты, которые можно будет набирать от разных вендоров, как кубики.
В недалеком будущем ожидается выход новой версии Axapta на базе Windows XP (скорее всего к концу года). Что касается Navision Financials, то ее в ближайший месяц ждет переименование (вероятно, чтобы разрушить стереотипы давних клиентов Navision в восприятии систем, появившихся в номенклатурном списке объединенной компании после слияния двух компаний).
Штрихи к портрету новой версии
Функционально Axapta v. 2.5 состоит из семи модулей: ERP, MRP, E-Business, “Управление персоналом” (HR), “Управление взаимоотношениями с клиентами” (CRM), “Управление цепочками поставок” (SCM), “Управление знаниями” (KM).
В новой версии предусмотрены развитые средства работы с Web и с мобильными устройствами, в частности, работа с системой Axapta через мобильный телефон (используя WAP-протокол) демонстрировалась в отеле неоднократно. А представление о ее позиционировании и технологических отличиях от других продуктов Navision можно составить по информации, приведенной в таблице.