Статья только в электронной версии журнала
В прошлом году на российском рынке был представлен новый технологический комплекс компании SAP AG, предназначенный для информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности компаний, в состав которого вошли продукты BW (Business Information Warehouse) и SEM (Strategic Enterprise Management). Поскольку уже появились первые примеры их применения на отечественных предприятиях нефтегазовой и металлургической отраслей (созданием информационно-аналитических систем на них занимается компания IBS), то есть смысл рассказать об их возможностях подробнее.
Все начинается с хранилища...
BW - это продукт для построения информационных хранилищ и систем корпоративной отчетности, являющийся фундаментом SEM. В его основу положена ROLAP-технология, реализованная в трехуровневой архитектуре (сервер БД, сервер приложений, клиент).
Сервер БД может использовать разные реляционные СУБД, в том числе Oracle, Informix, MS SQL, SAP DB, IMS, установленные на различных аппаратных платформах (Intel, RISC, мэйнфреймы).
Сервер приложений в зависимости от масштаба решения может быть размещен на одном или нескольких компьютерах (Intel или RISC).
В качестве стандартно поставляемой клиентской части выступают следующие компоненты:
Business Explorer Browser, предназначенный для упорядочения доступа пользователей к отчетам;
Business Explorer Analyzer, обеспечивающий полнофункциональный анализ данных. Следует особо отметить, что последний реализован как набор модулей обработки аналитических запросов пользователя, интегрированных с MS Excel. При этом все аналитические функции выполняются непосредственно в Excel.
В поставку также входит набор шаблонов для создания информационно-аналитической надстройки SAP R/3, именуемой “стандартный бизнес-контент”. По сути это документированная совокупность шаблонов элементов информационно-аналитического решения (показателей, признаков, информационных кубов, отчетов, программ извлечения данных из R/3 и ролей пользователей), обеспечивающая высокую эффективность внедрения комплекса.
Продукт содержит инструментарий разработки и администрирования (Administrator Workbench), оснащенный, помимо стандартных компонентов (таких, как средства разработки, управления полномочиями пользователей, мониторинга и оптимизации производительности, переноса настроек в продуктивную систему и пр.), средствами самодокументирования для подготовки исчерпывающей документации технического проекта в формате HTML.
...а приводит к моделированию и бюджетированию
SEM предназначен для информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности. Он позволяет решать задачи стратегического управления компанией, долгосрочного и среднесрочного планирования, контроля, оценки и анализа состояния текущей деятельности и исполнения планов, прогнозирования, стратегического мониторинга, управления взаимодействием с акционерами, динамического моделирования и т. д.
В SEM входят элементы технологии OLAP (BW), управления документами (Business Document Server, BDS), динамического имитационного моделирования на основе Power SIM и др.
Набор SEM состоит из следующих компонентов:
SEM Business Planing & Simulation (BPS) - инструмент для финансово-экономического планирования (бюджетирования) и динамического моделирования. Он позволяет автоматизировать подготовку среднесрочных (от месяца до года) и долгосрочных (от года до 5-7 лет) планов (как в финансовых, так и в натуральных показателях).
SEM Corporate Performance Monitor (CPM) - инструмент для стратегического мониторинга деятельности компании на основе интегрированных показателей - Key Performance Indicator (KPI). CPM состоит из двух компонентов: Balanced Score Card (BSC) и Management Cockpit (MC).
Balanced Score Card (BSC) обеспечивает анализ положения дел в компании в виде сбалансированных карт интегрированных показателей. В соответствии с концепцией, заложенной в BSC, деятельность компании предлагается рассматривать в четырех аспектах: финансы (исполнение бюджета, достижение планируемой прибыльности, состояние дебиторской задолженности и др.); отношения с внешним миром (положение на рынке, взаимоотношения с конкурентами и контрагентами); внутреннее состояние (эффективность использования ресурсов, политика в области управления персоналом); инновации (инвестиционные проекты, новые продукты и т. д.).
Анализ сгруппированных по целевым группам интегрированных показателей позволяет руководству оперативно выявлять вопросы, требующие немедленного вмешательства, и в дальнейшем получать по ним детализированную информацию. Обеспечиваются следующие возможности: анализ причинно-следственных связей (Cause-Effect); анализ дерева взаимозависимостей (Measure tree); определение влияния показателей на достижение долгосрочных целей компании (дерево стратегий, инструмент Dynamic drill down); анализ показателей с применением графического материала, сопутствующей неструктурированной информации (например, текстов статей из периодических изданий), с возможностью получения сведений об ответственном за процесс лице и пр.; получение детального отчета BW; оперативная корректировка плана по показателям, полученным в SEM BPS.
Management Cockpit (MC) изначально предназначен для информационно-аналитической подготовки совещаний менеджеров, хотя может применяться и для других целей. Он представляет собой совокупность графических инструментов отображения KPI, сгруппированных по перспективам и логическим взглядам [может рассматриваться как совокупность показателей (KPI), за которые отвечает конкретный менеджер].
Идеально для этого инструментария иметь отдельную комнату с развешенными по стенам широкоформатными плазменными мониторами, на каждый из которых выводится соответствующий логический взгляд на состояние деятельности.
SEM Business Information Collection (BIC) - инструмент для совместного анализа данных информационного хранилища BW и внешней неструктурированной информации (статей периодических изданий и др.) . В настоящее время эти функции доступны только в SEM, в дальнейшем планируется обеспечить такую возможность на уровне анализа отчетов BW.
SEM Business Consolidation (BCS) - служит для автоматизации финансовой консолидации данных в холдинговых структурах. Он позволяет собирать финансовые отчеты от дочерних предприятий, осуществлять валютные пересчеты, автоматизированный учет внутреннего оборота, готовить отчеты по международным стандартам.
SEM Stakeholder Relationship Management (SRM) - инструмент предназначен для организации взаимодействия с акционерами компании. С его помощью автоматизируется процесс предоставления обязательной отчетности акционерам, а также получения обратной связи в виде опросных листов.