Весной прошлого года, когда стада рвущихся в Интернет и э-бизнес становились с каждым днем все тучнее, в рынок ERP-систем можно было спокойно тыкать вилкой. Он был мертв. Почил навеки. Никаких признаков жизни.
Планирование ресурсов предприятия, согласно тогдашней народной мудрости, не “рифмовалось” с э-бизнесом. Дело даже не в том, что большинство систем ERP было основано на уже успевшей выйти из моды архитектуре клиент-сервер, а в том, что главная идея, лежавшая в их основе, заключалась в совершенствовании процессов, происходящих внутри предприятия (таких, как управление финансами и ведение бухгалтерской отчетности), и с использованием Web для взаимодействия с клиентами и поставщиками - внешними по отношению к вычислительной системе предприятия организациями - не имела ничего общего. К глубокому разочарованию крупнейших поставщиков ПО ERP, таких, как фирмы SAP AG и PeopleSoft, многие корпоративные клиенты, тратившие в 1990-е большие деньги на закупки их продукции, начали перераспределять свои бюджеты ИТ в пользу других направлений.
Фирма Turner Industries (Батон-Руж, шт. Луизиана) оказалась в этом смысле исключением из правил. Пока другие готовились к торжественным похоронам ERP-систем, Turner под чутким руководством директора службы информационного обеспечения Патрика Томпсона вдыхала в свою систему новую жизнь. Даже еще раньше, чем компания J.D. Edwards выпустила полностью основанную на Web-технологиях версию своей системы, которой пользовалась Turner, Томпсон вместе со специалистами фирмы самостоятельно разработали Web-интерфейс к имевшейся системе World Software, чтобы клиенты компании могли получать информацию с помощью Web-браузеров в реальном масштабе времени. Теперь Томпсон трудится над дополнениями, которые бы открыли сотрудникам Turner Industries доступ через Web в информационную систему отдела кадров.
Велик ли выигрыш? Очень велик. Web-расширения ERP-системы упростили клиентам взаимодействие с компанией, что, несомненно, стало одним из факторов роста ее годового дохода с 290 млн. долл. в 1994 г. до сегодняшнего уровня в 800 млн. долл. (по прогнозу). Теперь Томпсон занимается переводом Turner Industries на OneWorld Xe - полностью основанную на Web новую версию продукта J.D. Edwards. Как ожидается, этой работы ему хватит на четыре следующих года.
“Пакеты ПО ERP бессмертны, - уверяет Томпсон. - На мой взгляд, компания, не использующая такой системы, - все равно что “мерседес” без шин. Далеко не уедет. Для нас расширение возможностей World ERP стало важным конкурентным преимуществом”.
Таблица 1. ERP в новом мире
Концепция ERP не мертва, но требования э-бизнеса внесли коррективы в прежние перспективы ее развития в архитектурном и деловом плане. В результате производители оказываются вынуждены расширять рамки традиционной роли систем ERP, включавшие прежде лишь оптимизацию и обработку транзакций, чтобы создать условия для организации сотрудничества нескольких предприятий, а также для ведения операций купли-продажи в электронной среде.
Решение Томпсона сделать ставку на развитие и расширение возможностей ERP, а не на скорую гибель этого класса систем находит, по оценке экспертов, все больше подражателей по мере роста в управленческой среде понимания того, что средства автоматизации управления предприятием совершенно необходимы для совместного ведения коммерции в электронной среде. Такие компании, как Turner Industries, Owens Corning, Super Discount CDs & DVDs и Crestone International, истратившие миллионы долларов и долгие годы на развертывание ПО ERP, теперь извлекают прибыль из первоначальных инвестиций и превращают эти системы в важнейший компонент своих стратегий развития э-бизнеса. Цель, которую они преследуют, - связать ERP-системы с Web (либо путем перехода на новое поколение этих продуктов, с самого начала разрабатывавшееся на базе Web, либо путем самостоятельной доводки существующих ERP-пакетов), чтобы открыть эти традиционно закрытые для доступа извне системы для своих партнеров и клиентов. В процессе перехода к системам нового поколения, окрещенным специалистами исследовательской фирмы Gartner (Стамфорд, шт. Коннектикут) ERP II, многие предприятия рассчитывают на формирование условий для широкого перевода сотрудничества с партнерами на электронные рельсы и снижения инерционности процессов в цепях снабжения (см. табл. 1).
Таблица 2. Обжегшись на молоке, на новую порцию всё равно не дуют
Производители любят обещать молочные реки в кисельных берегах, но когда на арену вышла электронная торговля, лишь очень немногие сумели осознать потенциал систем ERP в этих новых условиях. По данным опроса, проведенного фирмой PA Consulting среди 50 предприятий, руководство 92% из них не удовлетворено итогами развертывания ERP-систем. Тем не менее более 80% респондентов заявили о намерении осуществлять дальнейшие проекты на заложенной основе. Вот некоторые сведения о том, в каких областях они ожидали выигрыша первоначально, и в каких - теперь.
Не то чтобы руководители служб информационного обеспечения и э-бизнеса были вполне удовлетворены всеми аспектами своих прошлых и нынешних инвестиций в системы ERP - их развертывание по-прежнему бывает сложным и дорогостоящим, и многие производители этого ПО так до сих пор еще и не выпустили полностью переведенных на технологии Web версий своих продуктов, - но тем не менее, по оценке экспертов, во многих компаниях сегодня возобладала тенденция в пользу реинвестирования средств в системы ERP и вывода их на фарватер э-бизнеса.
“Методология ERP будет продолжать играть важнейшую роль и служить основой очень многих вещей, - подвел итог аналитик из фирмы AMR Research (Бостон, шт. Массачеусетс) Джон Бермудес. - Корпорации, положившие на нее массу времени и сил, не останутся внакладе, поскольку теперь у них вся документация ведется в электронных форматах, бизнес-процессы рационализированы, а данные приведены в полный порядок. Это позволит им перейти к ведению э-бизнеса намного легче, чем компаниям, обремененным собранными с бору по сосенке системами, которые работают вместе далеко не так хорошо”.
В борьбе за результат
Правда, по мнению экспертов, заключается в том, что электронная торговля никакой не могильщик ERP. Она лишь увеличивает потребность в интеграции базовых систем предприятия с Web-приложениями, служащими его электронным фасадом. Опрос 60 руководителей служб ИТ, проведенный фирмой PA Consulting Group (Лондон, Великобритания), показал, что, хотя 92% респондентов не удовлетворены достигнутыми на сегодняшний день результатами, более 80% охваченных опросом организаций продолжают вкладывать средства в свои ERP-системы в надежде на дополнительную отдачу от ранее произведенных инвестиций (см. табл. 2).
Хотя предстоящие расходы на расширение ERP-систем и их интеграцию с Web несравнимы с вложениями в первоначальное развертывание этого ПО, специалисты оценивают их как весьма значительные. Согласно октябрьской публикации AMR, в прошлом году затраты на ERP составили 42% бюджета ИТ средней организации, а прогноз на следующий год равняется 37%.
После долгой раскачки производители традиционных ERP-систем, включая SAP AG, J.D. Edwards, PeopleSoft и Microsoft Great Plains Business Solutions (подразделение корпорации Microsoft), начинают наконец извлекать доходы из обновленного интереса предприятий к их продукции, вызванного развитием э-бизнеса. Все они уже имеют в ассортименте по крайней мере специальные модули поддержки Интернета, а то и полностью переработанные под эту сеть версии своих программных платформ.
И хотя еще не до конца ясно, окажется ли эта переориентация стратегий крупных производителей ERP-систем достаточно глубокой и достаточно оперативной, чтобы удовлетворить запросы клиентов, уже есть примеры повышения показателей компаний в результате проведенных преобразований. PeopleSoft, например, после прошлогодних тяжелых финансовых проблем сообщила недавно о росте доходов в I квартале на 228% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. О подобном же крупном достижении также в I квартале объявила и SAP.
А некоторые организации и не собираются дожидаться, пока поставщики систем ERP соизволят осчастливить их Web-версиями своих продуктов.
Один из примеров - Turner Industries. Это крупная диверсифицированная строительная корпорация с 14 региональными офисами, работающая более чем над сотней объектов одновременно. В 1993 г. Томпсон приобрел версию системы планирования ресурсов предприятия World фирмы J.D. Edwards для платформы AS/400, преследуя в первую очередь цель рационализации основной деятельности компании по двум ее направлениям: строительному и производственному. В сочетании с ПО производственного планирования P3 фирмы Primavera Systems и самостоятельно разработанными приложениями для управления проектами и составления смет этот пакет ERP стал частью системы, названной Interplan, которую Turner Industries использовала для управления своими проектами по строительству, текущему и капитальному ремонту.
В 1996 г. Томпсон и другие руководители Turner Industries решили предоставить клиентам компании доступ к информации системы Interplan в реальном масштабе времени. В результате, вместо того чтобы обращаться за ней в Turner Industries по факсу или даже по электронной почте, они смогли гораздо более оперативно находить нужные сведения самостоятельно. В ожидании перехода на продукт J.D. Edwards нового поколения OneWorld, который будет исполняться в вычислительной системе Turner Industries на Web-серверах Netfinity и системах AS/400 производства IBM, Томпсон применил межплатформное ПО собственной разработки, преобразующее информацию текстовых экранов World в графический пользовательский интерфейс и связывающее эту ERP-систему с Интернетом.
В прошлом году Томпсон решился наконец вывести свою стратегию на новый этап, перейдя от временных мер к внедрению Web-платформы OneWorld Xe, что должно послужить дальнейшему совершенствованию процедур сотрудничества с поставщиками и клиентами.
Используя OneWorld Xe и ПО интеллектуальной поддержки бизнеса фирмы MicroStrategy, Томпсон планирует построить портал, через который бы менеджеры могли осуществлять доступ к информации по конкретным проектам. Работники компании, находящиеся на удаленных строительных объектах, получат возможность участвовать через этот портал в установлении плановых сроков и получать заблаговременные предупреждения о различных неурядицах.
“Без ERP, - считает Томпсон, - невозможно организовать совместную коммерческую деятельность различных компаний. Это ПО и прежде было становым хребтом, основой вычислительной системы организации, а теперь оно стало еще и ее витриной, и приемной для посетителей. Если у вас нет хорошей системы ERP, ваши усилия по налаживанию сотрудничества с другими организациями в большой опасности”.
По оценкам Томпсона, его компания истратила на первоначальное развертывание ПО ERP около 2 млн. долл. В сравнении с этой суммой, расходы на последующие усовершенствования он характеризует не иначе как “номинальные”.
(Окончание следует)