ЭКОЛОГИЯ
Михаил Вольф
Несмотря на то Что проект общеевропейских директив по утилизации электронного и электротехнического лома все еще находится в стадии обсуждения (см. PC Week/RE, № 23/2001, с. 26), мировые производители в полном соответствии с известной английской пословицей о правилах поведения в ситуации неизбежного насилия уже начинают готовиться к моменту “получения удовольствия” - как известно, по предложению Евросоюза именно им (а не потребителям) предстоит нести основные финансовые тяготы в борьбе за улучшение окружающей Европу среды.
Разумеется, бизнес в лице различных национальных отраслевых объединений не устает подчеркивать, что в условиях рынка крайним в цепочке платящих за вышеупомянутое удовольствие все равно окажется потребитель, который будет просто вынужден выкладывать большие суммы за более “экологичные” товары. Однако наряду с лоббистско-пропагандистской оборонительной кампанией идет достаточно активный поиск путей производства электронных изделий, удовлетворяющих будущим строгим природоохранным нормам ЕС.
Оно и понятно: против лома, как гласит на этот раз уже русская поговорка, нет приема, особенно если лом находится в руках государства, однозначно требующего от производителя именно приема электролома, да к тому же еще на бесплатной основе. Куда крестьянину - то бишь достаточно законопослушной западной компании - податься? Некуда, кроме как пойти по протоптанной по разным поводам дороге и создать еще один альянс-объединение в целях кооперации-концентрации общих корпоративных усилий для решения проблемы электромусора.
Созданный в США союз производителей электроники Electronic Industries Alliance (www.eiae.org) свел в своих рядах таких китов отрасли, как Canon, Eastman Kodak, Hewlett-Packard, JVC, Nokia, Panasonic, Philips Electronics, Sony и Sharp. Первоочередной задачей альянса, его пилотным проектом станет тестирование возможностей современных компьютеров, периферийных устройств, мониторов и телевизоров с точки зрения их утилизации. Как сказала представитель альянса Кэрри Фенелли, “в различных частях страны будут проверяться разнообразные модели, а полученные данные затем использоваться для создания долговременной программы утилизации”. Начальная стадия проекта стартует в октябре этого года и будет состоять в сборе информации о том, каким должен быть ПК, который бы сочетал в себе максимальное “долгожительство” и приемлемую для рынка стоимость.
Многие из участников альянса уже имеют наработки по указанной проблематике, некоторые из них фактически претворяют в жизнь пока еще дискутируемые европейские директивы. Так, при приобретении в Германии мониторов производства компании Sony покупатель получает специальный ярлычок, который дает ему право вернуть отслужившую свое вещь по месту покупки. В ближайшее время, по словам представителя компании Дорин Панков, эта услуга распространится и на фирменные ноутбуки. Аналогичная программа действует и в США, и не только у Sony. Hewlett-Packard, например, также принимает обратно собственные изделия, перешедшие в категорию электронного лома. Менеджер НР по вопросам утилизации Рене Денис весьма оптимистично оценивает перспективы намечаемого альянсом исследования: “Мы хотим наконец собрать побольше информации о том, какая модель переработки функционирует наилучшим образом и что конкретно желают наши клиенты”.
Именно поиск оптимального пути, равно пригодного для всей отрасли, а не только для отдельных ее представителей-грандов, типа НР или IBM, уже нашедших свои частные решения, является сейчас главной заботой альянса. По мнению Скотта Мэтьюса, руководителя проводимых в Карнеги-Меллоновском университете исследований в рамках инициативы Green Design (www.ce.cmu.edu/GreenDesign/index.html), “самая большая проблема - это использование смешанных материалов (Material-Mix). Их применение сложно предотвратить, даже когда имеются заменители”. И отложить решение как этой, так и многих других проблем на потом, никак невозможно: мировым производителям, желающим и в будущем продавать свои изделия на европейском рынке, в считанные годы придется столкнуться с лавиной собственных продуктов, возвращающихся к ним в отработанном состоянии. Часы, заведенные комиссией ЕС, уже начали неумолимый отсчет.