Главный вычислительный центр Министерства путей сообщения РФ (ГВЦ МПС, www.mps.ru) провел 11 июля научно-практическую конференцию “Корпоративное информационное хранилище МПС России и аналитико-управляющие системы на основе САС-технологий”.

Александр Кузнецов, первый заместитель начальника ГВЦ МПС, рассказал собравшимся о проблемах министерства, в первую очередь об информационной перегрузке. Новая концепция управления движением поездов, территориально разнесенными подразделениями, пассажиро-, грузо- и финансовыми потоками подразумевает, по словам г-на Кузнецова, проведение революционных реформ, что немыслимо без качественно новых способов обработки и анализа информации.

Михаэл Хангстрем доволен проектом с МПС

ГВЦ решил использовать технологии хранилищ данных, провел исследование рынка и остановился на продуктах компании SAS (www.sas.com). Михаэл Хагстрем, директор SAS по Центральной и Восточной Европе, сообщил, что в российском представительстве SAS (www.sas.com/Russia) для поддержки данного проекта создана специальная группа, работающая совместно со специалистами МПС.

Многие задачи, которые возникают в процессе реорганизации МПС, хорошо решаются с помощью современных ИТ. Так, увеличение доходности грузоперевозок зависит от возможности прогнозирования различных параметров этих перевозок и организации взаимодействия между заказчиками и клиентами (методология CRM).

Конечно, из-за наличия в МПС большого числа территориально разнесенных подразделений самого разного масштаба решить все проблемы внедрением ERP-систем невозможно. Поступающую информацию необходимо состыковывать и, что немаловажно, на основе собираемых данных выполнять непрерывный аналитический мониторинг как своей деятельности, так и состояния внешней среды и потребляемых ресурсов.

С этой целью ГВЦ МПС развивает построенное на продуктах и технологиях SAS корпоративное информационное хранилище (КИХ), объединяющее информацию из оперативных систем железнодорожного транспорта. При этом данные в КИХ вносятся после выверки и согласования, и все уровни управления МПС используют для принятия решений единый информационный ресурс.

Предметные области КИХ предназначены для следующих целей:

- “Грузоперевозки” (агрегированные данные о перевозках грузов по различным показателям) - для оценки тенденции изменения объемов и структуры грузопотоков, выявления оптимальной тарифной политики и т. д.

- “Вагонный парк” (подробные данные об операциях с вагонами - погрузка/выгрузка, передача, ремонт) - для анализа распределения вагонного парка по железнодорожной сети, структуры вагонопотока и т. д.

- “Финансы и ресурсы” - для детального и обобщенного анализа экономики грузоперевозок.

- “Использование информационных ресурсов” - для управления ресурсами и оптимизации внутренней структуры КИХ, а также для консолидации данных из других систем управления всей сети МПС.

Пока белым пятном для МПС остается возможность выполнения качественного анализа и прогнозирования результатов внедрения новых технологий (например, определение оптимальной длины состава, которая зависит от множества факторов процесса управления движением и сама влияет на них). Для решения подобных задач на базе КИХ и аналитико-управляющих систем будет создан центр ситуационного управления. Он займется решением сложных оптимизационных многокритериальных задач (распределение порожняка, прогнозирование грузоперевозок, тарифная политика, планирование выручки), а также мониторингом важнейших показателей МПС и выявлением стратегических и тактических управляющих решений, влияющих на эти показатели.

ГВЦ МПС: (095) 262-9823.

“SAS Россия”: (095) 937-4151.