Поездки программистов в США становятся опасными

Российский программист Дмитрий Скляров, сотрудник московской фирмы ElcomSoft (www.elcomsoft.com), приехавший в Лас-Вегас на всемирную конференцию по компьютерной безопасности DefCon, 16 июля был арестован ФБР по обвинению в нарушении недавно принятого крайне сомнительного с правовой точки зрения и подвергшегося шквалу критики американского акта DCMA (Digital Millennium Copyright Act), запрещающего, в частности, ввоз на территорию США программ, дающих возможность официальным пользователям ПО обходить защиту купленного продукта (например, для создания резервных копий). Дмитрию грозит до пяти лет лишения свободы и штраф в размере до 500 тыс. долл.

Дмитрий Скляров

Несколько дней информация об аресте Склярова из ФБР в консульство РФ не поступала, к задержанному не допускался ни российский консул (с которым Дмитрий так и не встретился), ни коллеги программиста. Официально предоставленный бесплатный адвокат не делает ничего, чтобы помочь своему подзащитному. Домой в Москву (где у него жена и двухмесячная дочка) Склярову звонить не разрешают.

Почти все ведущие общественные СМИ России обошли тему ареста Склярова молчанием или ограничились безграмотными сообщениями. Например, НТВ сообщило, что в США арестован российский хакер (подобный комментарий заслуживает судебного иска за клевету и моральный ущерб - Скляров не хакер, а ученый).

Процедура подготовки к процессу может занять несколько месяцев. По распространенной в США практике, иностранцы, арестованные по уголовным статьям, рассматриваются как потенциальные беглецы из страны, поэтому шансов на то, что Склярова отпустят на свободу под подписку о невыезде, мало (Газета.ру).

Аресту предшествовал конфликт ElcomSoft с корпорацией Adobe. Специалисты ElcomSoft разработали программу Advanced eBook Processor (AEBPR), преобразовывавшую файлы в защищенном от копирования формате Adobe Acrobat eBook (формат для э-книг, которые можно читать с помощью приложения Acrobat eBook Reader) в открытый формат Adobe PDF (защита Adobe eBook основана на простом сдвиге символьного алфавита). Собственно, AEBPR нарушает не авторские права Adobe, а лицензионное соглашение, не позволяющее владельцам э-книг в формате Adobe Acrobat eBook распечатывать их и создавать PDF-копии (что неудобно для пользователей ОС, отличных от Windows и Mac, - а материалы в формате PDF можно читать на любых платформах).

Интересно, что среди покупателей и пользователей продуктов ElcomSoft - ЦРУ, ФБР, МИ-6, полицейские подразделения разных стран мира, банки, компании Adobe, Microsoft, PriceWaterhouse, Andersen Consulting, Federal Express и т. д.

Повод для ареста вызывает серьезное сомнение. В любой стране мира, за исключением США, AEBPR считается законной. Как отметил в отношении акта DCMA менеджер по маркетингу ElcomSoft Дмитрий Харченко, “это все равно, что арестовать прибывшего в Россию арабского шейха за многоженство” (Webrating.ru).

Кроме того, права на AEBPR принадлежат ElcomSoft, а Скляров в рамках служебного задания написал только ее алгоритмическую часть. Эту программу в США он не импортировал и доходов от продажи AEBPR, несмотря на утверждения ФБР, не получал, так как работает в ElcomSoft на окладе. На DefCon Дмитрий выступал с докладом о способах защиты э-книг (www.treachery.net/~jdyson/ebooks/), основанным на его кандидатской диссертации.

Корпорация Adobe, сообщившая, что одобряет арест, через неделю отозвала свой иск, заявив, что будет помогать освобождению Склярова, хотя уголовное дело в отношении Дмитрия все равно будет продолжено (теперь истец в нем - правительство США). В любом случае недальновидная и непродуманная политика Adobe в отношении гражданина России не делает ей чести и не снимает ответственности за его судьбу.

Сложившаяся ситуация типична для современных американских норм “двойного стандарта”. Например, службу распространения музыкальных файлов Napster тоже хотели осудить по DCMA (а звукозаписывающие компании понесли реальные и ощутимые потери), однако никто из сотрудников Napster арестован не был. Как говорил президент США Рузвельт о никарагуанском диктаторе Анастасио Сомосе: “Он - сукин сын, но он наш сукин сын”. Можно вспомнить недавнюю апрельскую историю с другим российским гражданином, который был приглашен в Америку в мифическую компанию Invita и затем арестован по обвинению в несанкционированных проникновениях в компьютерные сети США. Доказательства его вины были получены ФБР путем незаконного доступа в российскую компьютерную сеть. Началом подобного государственного беспредела считается история 1986 г., когда агентами ФБР с целью сбора доказательств был произведен обыск на квартире наркодельца, расположенной на территории Мексики. В 1990 г. такая практика обыска помещений в других странах без ордера была официально одобрена Верховным Судом США. Очередным шагом в узаконивании Америкой собственных безграничных прав становится DCMA.

Большое число ссылок, посвященных аресту Склярова, различным интервью, акциям протеста, сетевым конференциям, баннерам в поддержку русского программиста, собрано на сайте http://ezhe.ru/elcomsoft/. Мнения в отношении продуктов и деятельности ElcomSoft нередко разнятся, но практически все единодушны в одном - Скляров оказался в этой истории “крайним”.

Прокурор Северного округа Калифорнии Роберт Мюллер заинтересован в создании прецедента первого применения DCMA - его прочат в директора ФБР, а по сообщениям Wired, Конгресс США собирается удвоить (до 10 млн. долл.) ассигнования подразделению ФБР, занимающемуся раскрытием преступлений в рамках DMCA, и значительно увеличить число его сотрудников. Случай со Скляровым оказался для Мюллера как нельзя кстати, и в подобных ситуациях американская Фемида чаще всего забывает об объективности.

Прецедентное право, фактически отрицающее как букву закона (нет прецедента - закон не действует), так и его дух (есть прецедент - человек заведомо виновен), нередко играет злую шутку с самими американцами. Однажды один из членов общества защиты животных США подал в суд на своего соседа-фермера, требуя запретить тому сельскохозяйственные работы на полях из-за того, что работающие уборочные машины ставили под угрозу жизни обосновавшихся на этих полях мышиных семей. Тогда, впрочем, судье хватило здравомыслия не создавать прецедент. А вот совсем недавно, 30 июля, окружной судья Нью-Джерси в ходе одного из расследований потребовал от агентов ФБР подробного отчета об использованных ими в ходе расследования компьютерных технологиях. Такой прецедент, как предполагается, может ввести существенные (а во многих случаях - абсурдные) ограничения на оперативную работу силовых структур.

Что надо учесть на будущее? DMCA, например, вводит запрет на исследование структуры программ (раздел 1201) - получается, что любой декомпилятор или среду разработки типа Visual Studio, которая позволяет просматривать и корректировать ассемблерный код, можно оценить как зловредную продукцию. Вспоминается и недавняя перебранка Microsoft с движением за открытый код (Open Source Software) - корпорация обвинила программистов в создании опасных условий на рынке интеллектуальной собственности и подрыве материальных интересов производителей коммерческого ПО. Теперь Microsoft вполне может включить в лицензионное соглашение запрет на использование своего ПО для выпуска свободнораспространяемых программ. Кто станет следующей жертвой DMCA - создатель бесплатной утилиты?

Акт DMCA (“http://thomas.loc.gov/cgi-bin/query/z?c105:H.R.2281.ENR:”) как образец бюрократической глупости следует обязательно изучить каждому ИТ-специалисту, собирающемуся в США.

Кроме того, сами э-книги - объект защиты, к которому надо относиться очень деликатно. Это больше, чем просто софт, это прежде всего КНИГИ. Что случается с обществом, когда правами на книгоиздание монопольно владеет один человек, прекрасно рассказала Татьяна Толстая в страшноватом романе “Кысь”.

Попытки защищать э-книги силовыми способами эффекта не дадут. Эксперты Gartner Group считают, что лучше всего бороться с нарушителями прав на э-книги расширением каналов сбыта, ведением гибкой ценовой политики, организацией тесных контактов с потребителями, анализом их пожеланий, созданием многоуровневой защиты с возможностью создания копий. Adobe же избрала самый неэффективный путь.

Как заявила (по сообщениям “Компьюленты”, www.compulenta.ru) Дженнифер Греник, директор центра по вопросам Интернета и общества при Стэнфордской школе права, “правительство США тратит деньги налогоплательщиков, чтобы для защиты интересов транснациональных корпораций прятать в тюрьму людей из других стран”. В поддержку Склярова выступили известные американские адвокаты, основатель Фонда свободно распространяемого ПО (Free Software Foundation) Ричард Столмен, автор компилятора gcc и лицензии GNU GPL, а также правозащитная организация Electronic Frontier Foundation (www.eff.org). Она развернула движение протеста против действий Adobe и призвала к бойкоту этой компании (www.boycottadobe.com).

Пожелаем Дмитрию скорейшего возвращения на Родину. По российским законам он невиновен.

Версия для печати