Китайское эхо “слияния века”
Неожиданное объявление о поглощении Compaq’а компанией НР взволновало очень многих. Китай и Тайвань - не исключение. Но если КНР - довольно крупный потребитель продукции, поставляемой под марками двух американских корпораций, то Тайвань - главный производитель этой самой продукции. Потому и волнуют местных специалистов по ИТ разные аспекты сделки.
Анализ возможных последствий слияния для Китая нам интересен в первую очередь по причине определенного подобия российского и китайского рынков. И у нас, и у них тон в сегменте продаж ПК задают локальные сборщики, зато НР и Compaq “отыгрываются” на серверах. По информации агентства Digitimes.Com, на долю этих двух брэндов в 2000 г. суммарно пришлось 8,7% китайского рынка настольных компьютеров. В то же время крупнейший местный сборщик Legend в одиночку контролировал 23,4% рынка. А в сегменте ноутбуков НР вообще осталась за чертой первой десятки вендоров. При таком раскладе эксперты, признавая, что главный удар от поглощения придется на Dell и IBM, в ранге однозначных победителей видят локальных производителей ПК.
Иная ситуация в сегменте серверов, где НР и Compaq смогли вместе занять 30% китайского рынка, почти в два раза опередив такие серьезные местные фирмы, как Legend и Beijing Founder. В отдельности американские корпорации также не уступают по объемам продаж лучшим китайским сборщикам. В этих условиях эксперты Digitimes.Com прогнозируют, что на рынке серверов слияние ударит по гораздо более мелкомасштабным местным фирмам.
Еще одна важная тема для обсуждения - перспективы интеграции каналов продаж. Сегодня у НР и Compaq в Китае есть несколько разных дистрибьюторов, поэтому проблема переизбытка ресурсов выходит на первый план. По мнению Digitimes. Com, реальные шансы стать китайской дистрибьюторской компанией номер один имеет недавно отделившаяся от Legend фирма Digital China, поставляющая продукцию как НР, так и Compaq.
Можно себе представить степень беспокойства тайваньских компаний, в течение многих лет выполнявших многомиллиардные заказы НР и Compaq. Примечательно, что сделка готовилась в обстановке исключительной секретности - традиционные стратегические партнеры американских фирм на Тайване ничего о ней не знали вплоть до момента объявления.
По информации Digitimes.Com, в настоящее время тайваньские фирмы производят 100% ноутбуков под маркой НР и 95% - под маркой Compaq. Расширения заказов от объединенной компании никто пока не ожидает. Скорее произойдет некоторое сокращение объемов контрактов вследствие неизбежной реструктуризации продуктовых линеек. Но главная проблема, которая ждет тайваньских производителей, - неизбежное снижение стоимости подрядов из-за падения уровня конкуренции. А значит, островитянам предстоит очередной виток борьбы за снижение производственных издержек.