WLAN
Вопреки ожиданиям производителей оборудования для беспроводных сетей (WLAN) отмечаемый в последнее время заметный рост объемов продаж в этой сфере отнюдь не сопровождается соответствующим увеличением доходов. Главная причина такого положения вещей заключается в стремительном снижении цен на подобное оборудование, обусловленном выходом на рынок устройств стандарта 802.11b целого ряда поставщиков, включая Linksys, D-Link, Buffalo, SMC и Netgear, ориентированных на рынок SoHo и малый бизнес и привыкших работать с большими объемами и малой маржей. Сегодня в секторе продуктов Wi-Fi насчитывается более 40 игроков, что неизбежно ведет к падению цен.
Чтобы удержать маржу на желаемом уровне хотя бы в краткосрочной перспективе, производители стараются наделять свои продукты дополнительными функциями, отличающими их от аналогичных по назначению устройств. Эксперты отмечают несколько направлений подобной дифференциации продуктов для WLAN:
- встраивание дополнительных функций обеспечения безопасности (Cisco реализовала в своих продуктах серии Aironet 350 функции безопасности корпоративного уровня, включая поддержку протокола идентификации RADIUS и возможность использования отдельных ключей кодирования данных для каждого пользователя и каждой сессии; аналогичными функциями снабдила свои точки доступа AS-2000 компания Agere Systems, а фирма Colubris Networks разработала точки доступа, в которых помимо протокола RADIUS поддерживаются функции виртуальных частных сетей и межсетевых экранов);
- внедрение в оборудование WLAN для домашнего применения функций контроля качества QoS (фирма Netgear встроила подобные функции в беспроводной комплект Wireless 11X, а Panasonic предусмотрела их поддержку в своих сетевых платах);
- дополнение продуктов для домашнего использования и малого бизнеса программным обеспечением, упрощающим их инсталляцию (такой подход демонстрируют Apple и 3Com);
- снабжение продуктов корпоративного уровня набором встроенных средств, упрощающих их установку, конфигурирование и управление ими (подключенные к WLAN точки доступа Aironet 350 можно конфигурировать централизованно из общего центра управления; аналогичным путем идут 3Com и Enterasys, а продукт ORiNOCO AP PRO Manager обеспечивает интеграцию программных инструментов управления ORiNOCO с системами управления корпоративными сетями на базе платформы OpenView компании Hewlett-Packard);
- разработка аппаратной архитектуры с возможностью простой миграции на новые технологии (точка доступа R2 компании Enterasys создана для работы по стандартам 802.11b и 802.11a, возможность перехода в диапазон 5 ГГц также поддерживает продукт AS-2000 компании Agere Systems);
- предложение специальных точек доступа для домашних сетей (компании Buffalo, D-Link, Linksys и SMC предлагают широкий спектр точек доступа со встроенными концентраторами, коммутаторами, высокоскоростными модемами, межсетевыми экранами и даже аналоговыми модемами);
- создание гибридных продуктов (фирма Actiontec недавно объявила о выпуске платы в конструктиве miniPCI, совмещающей в себе функции модема с поддержкой протокола v.90 и сетевой платы стандарта 802.11b; компания Mobilian предлагает набор микросхем для PC-карточек, способных работать по протоколам Bluetooth и 802.11b).