Москва в последние годы интенсивно строится и реконструируется.
В строительном комплексе столицы, где занято более 700 тысяч человек, происходят бурные перемены. Сегодня идет речь не просто о строительстве объектов. Все шире используется такое понятие как инвестиционно-строительный процесс. Он включает в себя регламентированный набор стадий, которые должен пройти каждый объект. Основных стадий четыре: прединвестиционная - привязка объекта строительства к Генеральному плану, зонированию города, предпроектная - подготовка и согласование исходно-разрешительной документации (ИРД), проектная - разработка и согласование проектно-сметной документации, экспертиза проекта. И, наконец, четвертая - строительство, которое должно быть завершено в установленные сроки с оформлением имущественных прав на созданную недвижимость. Строительство - самый ресурсоемкий этап, однако он занимает 15-20% времени всего инвестиционно-строительного цикла. Львиная доля времени тратится на подготовку и согласования. Чтобы построить одно здание, нужно получить “добро” почти от 50 организаций и ведомств!
В Москве выстроена жесткая линия прохождения проектов. Разработанный проект надо согласовать - изучить возможность внедрения его в городскую среду: определить, соответствует ли назначение объекта утвержденному зонированию. Необходимо получить “добро” от экологов, пожарников, СЭС и других служб.
Согласно действующим регламентам, установлены сроки и порядок подготовки необходимой предпроектной и проектной документации для строительства, жестко контролируются количество (около 50) и время согласований. Для увеличения прозрачности инвестиционно-строительного процесса и сокращения сроков подготовительных стадий в Московском строительном комплексе более 10-ти лет внедряются информационные технологии.
Первые шаги
Сейчас в Москве возводится более 25 тысяч объектов. В этом процессе участвуют десятки тысяч организаций (финансовые институты, государственные, строительные, подрядные организации, поставщики и т. д.).
Архитектура ИСИО
Светлана Бачурина, сотрудница аппарата первого заместителя премьера правительства Москвы, руководителя стройкомплекса столицы, - Владимира Ресина, - вспоминает: “Все начиналось еще в 1989 г., когда вышло Постановление Совмина “О реконструкции исторического центра Москвы”. В этом же году при НИИ Информационных Систем Мосгорисполкома был создан отдел, который должен был разработать информационную систему комплексной реконструкции центра города. Строительство велось в условиях сложившейся застройки, необходимо было учитывать существующую инфраструктуру и действовать достаточно деликатно, чтобы не нарушить ее и гармонично вписаться в облик города.
Будущая информационная система непременно должна была быть межведомственной.
В начале девяностых годов отдел был переведен в Институт развития Москвы, а в 1994 г. преобразован в Научно-технологический центр Института развития Москвы (НТЦ ИРМ).
Разрабатываемая система подразумевала “съем” необходимой и определенной регламентом информации от конечных пользователей. Эту логику требовалось перенести на общегородской уровень. Необходимо было внушить чиновникам, что информация становится только тогда информацией, когда ею владеют как минимум двое. Регламент, определяющий понятие “общих информационных ресурсов”, обязывающий организации делиться необходимыми данными, пришлось утверждать на уровне мэра столицы.
Для создания модели служебного делопроизводства между многочисленными абонентами нужно было: во-первых, отработать технологию сбора информации, а во-вторых (поскольку принимаемые решения влекут за собой серьезные экономические последствия), добиться юридической достоверности материалов. Документ в системе должен содержать реквизиты того, кто его туда поместил”.
Первые достижения
В начале 90-х был снят запрет на ввоз в Россию программного обеспечения Lotus Notes. Lotus предоставлял все возможности для коллективной работы территориально разделенным пользователям, позволял собирать и хранить строго документированную информацию. Это программное обеспечение стали внедрять в структурах правительства Москвы. Серьезные системы производственного документооборота были разработаны и внедрены НТЦ ИРМ на платформе Lotus Domino/Notes.
Во время подготовки к 850-летию Москвы система мониторинга программ подготовки к празднованию прошла серьезное испытание. За четыре года до юбилея город начали приводить в соответствующий вид. В составе правительства столицы было организовано специальное Управление по подготовке к юбилею, а на базе НТЦ ИРМ был создан Центр обработки данных (ЦОД).
Информационная система подготовки к юбилею была территориально распределенной, построена на базе Lotus и охватывала все 10 префектур Москвы и все подразделения городского правительства, вовлеченные в эту деятельность.
Сводная таблица отчетности префектур регулярно представлялась на заседания правительства. Благодаря тому, что Lotus позволяет делать “реплики” в режиме реального времени, полученная информация всегда являлась актуальной, а префекты, присутствовавшие на этих заседаниях, имели возможность лично убедиться в тех изменениях и дополнениях, которые вносили их службы.
На первых заседаниях правительства складывалась удивительная картина: оказывалось, что в одной из префектур план был выполнен более чем на 600%, а в другой - лишь на 25%. Разобрались благодаря тому, что система четко отслеживала отчетную документацию, классифицировала ее, сортировала и в любой момент могла предоставить по спорным вопросам актуальную информацию.
Информационная система подготовки к юбилею позволила городу сэкономить значительные деньги, при этом была апробирована технология коллективной корпоративной работы.
К единому информационному пространству
Инвестиционно-строительный цикл, как мы уже говорили, состоит из четырех основных этапов. Они в свою очередь разделены на “шаги”, часть которых уже автоматизирована.
Создана мощная информационная система, выполняющая функции долгосрочного накопления и отслеживания огромного количества данных и позволяющая отслеживать и контролировать прохождение каждого этапа инвестиционно-строительного процесса в реальном масштабе времени.
Автоматизированы: контроль и подготовка исходно-разрешительной документации (ИРД) в ГлавАПУ (Главном архитектурно-планировочном управлении) Москомархитектуры, контроль хода экспертиз проектов в Мосгосэкспертизе, выдача разрешений и контроль строительства в ИГАСН (Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Москвы) и ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций Москвы), финансовый контроллинг по объектам инженерии.
В строительном комплексе Москвы, на базе технологической платформы Lotus Domino/Notes, реализована интегрированная система корпоративного хранилища данных (см. рис. “Архитектура системы”), которое объединяет данные из разнородных информационных систем организаций, участвующих в инвестиционно-строительном процессе, лицензирующих и сертифицирующих строительство, контрольно-надзорных и иных органов.
В хранилище данные об информационных объектах приведены к единому формату (с указанием времени), согласованы и агрегированы.
Корпоративное хранилище (репозиторий) метаданных обеспечивает решение следующих задач: формирование и организация метаданных, создание модели хранения. Технология поддержки построения и обработки любых аналитических запросов пользователей позволяет анализировать информацию и представлять структурированные данные в виде, пригодном для принятия решений.
Телекоммуникационные каналы, связывающие территориально распределенные организации, позволяют накапливать юридически достоверную и актуальную информацию в хранилище.
Большие объемы анализируемой информации и многообразие ее представлений в системе диктуют необходимость работы с репрезентативной выборкой данных для сокращения времени обработки.
Клиент-сервисный центр содержит два вида клиентских приложений: “специализированное” и “универсальное”.
“Специализированный клиент” предназначен для предоставления выборок из корпоративного хранилища данных по жестко определенному критерию (совокупности критериев). Информация в приложениях динамически обновляется, критерии отбора хранятся в базе данных Vendor клиент-сервисного центра системы.
“Специализированный клиент” предоставляет информацию в различных формах: с аналитической обработкой данных и генерацией метаданных, экспорта данных в наиболее используемые приложения Microsoft Office (Access, Excel, Word) и генерацией отчетов всевозможных видов.
Метаданные являются результатом аналитической обработки информации и служат основой для построения итоговых представлений информации в клиенте.
“Универсальный клиент” предоставляет информацию по различным критериям отбора, формируемым непосредственно пользователем. Количество запросов в универсальном клиенте не ограничено.
База данных Vendor содержит совокупность процедур, позволяющих найти и скомпоновать данные в хранилище данных для удовлетворения запросов и “универсальных клиентов”. Она хранит критерии отбора специализированных клиентов, запросов, формирует протоколы автоматического пополнения информации, предоставляемой клиентам с указанием даты, времени процесса, количества обновленных (предоставленных) записей, кода завершения работы.
В клиент-сервисном центре реализована технология “Сдачи в аренду клиентского приложения”, осуществляется регистрация клиентов системы с определением прав доступа к различным частям хранилища данных, выделением паролей, учет и контроль предоставления информации с ведением журналов, фиксирующих сколько, когда и какую информацию получил определенный клиент.
Для любого клиента системы могут быть предоставлены два режима получения информации: offline и online.
В режиме offline клиент системы получает заказанную (определенную запросом) информацию в заранее оговоренном виде.
В режиме online клиент системы может получить всю информацию об объекте, выбирая непосредственно то, что его интересует, либо все, что есть в хранилище данных.
Web-технологии позволяют клиентам, используя браузер, иметь доступ к информации без установки приложений Lotus Notes.
Пользователей системы можно условно разделить на две категории: потребители и поставщики информации.
Для потребителей - Web-технологии весьма удобны для работы с хранилищем данных (единый и знакомый интерфейс, возможность доступа из различных мест, отсутствие специализированного программного обеспечения на персональном компьютере). Пользовательский интерфейс интуитивно понятен, графически раскрывает структуру и содержание хранилища данных системы, а также обеспечивает универсальную навигацию по меню-рубрикатору и системе поиска.
Для поставщиков больше подходят приложения в традиционной архитектуре Lotus Domino/Notes, позволяющие задействовать технические ресурсы клиентского компьютера более полно и эффективно.
Чтобы охарактеризовать проделанную работу, необходимо привести некоторые факты и цифры. Корпоративная информационная система строительного комплекса Правительства Москвы разрабатывается с 1996 г. Ныне она объединяет центральный офис с более чем двумя десятками подведомственных организаций, разбросанных по всей территории столицы. Система имеет более 1000 автоматизированных рабочих мест, объединенных 20 серверами, через которые за год проходит более двух миллионов документов. Для связи разнесенных подсистем используется транспортная наложенная IP-сеть на базе Московской городской волоконно-оптической сети (одной из самых протяженных в Европе) с использованием технологий ATM и с пропускной способностью от 2 до 10 Мбит/с, сеть Интернет и коммутируемые телефонные каналы МГТС.
В 2000 г. образована IT-компания - информационный интегратор - Управление развитием систем и проектов (УРСиП) строительной отрасли Москвы. Организацию возглавила Елена Мамышева, одна из ведущих разработчиков системы. Задача УРСиП - эксплуатировать и развивать информационные системы строительного комплекса правительства Москвы. Для более эффективного управления городскими ресурсами этой организации предстоит объединить “пошаговую” автоматизацию инвестиционно-строительного процесса столицы и накопленные базы знаний в единое информационное пространство. Кроме того, в стратегические планы УРСиП входит внедрение корпоративных информационных систем (ERP-систем) в крупнейших строительных организациях города, оказание информационных и консалтинговых услуг.
Впереди еще долгий и интересный путь развития+
Управление развитием систем и проектов строительной отрасли Москвы: (095) 292-9905, www.mdidoc.ru.