В Москве прошел Первый конгресс SAP
Елена Монахова, Татьяна Богатова
Несмотря на трагические сентябрьские события в Америке, повергшие в оцепенение весь мир, 18 и 19 сентября в Москве все-таки состоялся Первый конгресс SAP в России. Это весьма значимое событие на небосклоне поставщиков ERP-систем, так как впервые в нашей стране была сделана масштабная попытка собрать имеющихся и потенциальных пользователей R/3 (другие ERP-поставщики, вероятно, пока не отваживаются демонстрировать своих клиентов широкой публике). На него съехалось более 600 участников из разных регионов, что свидетельствует о живом интересе и, похоже, реальной платежеспособности крупных российских предприятий.
Марко Буркхардт, управляющий
директор SAP СНГ: “Спрос на
решения SAP в СНГ продолжает расти”
Конгресс, по мнению собравшихся, отличался высоким уровнем организационной дисциплины и содержательной программой. Одних только секций с докладами пользователей было десятка полтора. Именно эти выступления вызвали наибольший интерес - все места в аудиториях были заняты, слушатели даже стояли вдоль стен.
Спонсорами Конгресса стали три компании - партнера SAP: HP, Accenture и ИКТ (было несколько странно не обнаружить среди них IBS - компании, обладающей наивысшими партнерскими титулами SAP).
Как мы уже отметили выше, главной “приманкой” Конгресса были живые пользователи, которых можно было помучить вопросами где-нибудь в углу. Среди них особо выделялись энергетики: с ключевыми пленарными докладами выступили директор Белгородэнерго Евгений Макаров и заместитель директора Свердловэнерго В. Белоусов.
По словам Евгения Макарова, ERP-система позволяет компании повысить уровень капитализации, а также помогает руководству понять, “кому и сколько надо платить, чтобы турбины не останавливались”: “Да, R/3 - недешевая система, но целесообразность ее применения зависит от того, насколько высоко мы оцениваем качество своей работы”. К этому он добавил, что сегодня практически все сферы деятельности Белгородэнерго “накрыты” продуктами SAP.
В свою очередь В. Белоусов подчеркнул, что достоинства системы руководство предприятия почувствовало далеко не сразу, а только в 2001 г., привыкнув к ней за несколько лет. Зато сейчас здесь внедрено семь разных модулей R/3, к концу года планируется охватить системой 27 из 28 предприятий Свердловэнерго.
Поскольку реальные внедрения - это самая “вкусная” тема Конгресса, то ниже мы приводим еще несколько рассказов “очевидцев” из различных отраслей.
Лес рубят - R/3 разворачивают
На предприятиях Сыктывкарского лесопромышленного комплекса (СЛПК) необходимость в автоматизации особенно остро почувствовали в период акционирования, когда все неэффективные решения приходилось оплачивать из кармана акционеров. Потребовалась система управления, способная регистрировать хозяйственные операции, отслеживать финансовое состояние предприятия и помогающая принимать управленческие решения. Компания Arthur Andersen, которая в то время вела аудит СЛПК, в качестве такой системы предложила R/3.
В 1995 г. был подписан контракт на поставку системы, а уже весной следующего года она была инсталлирована. В течение лета заводские ИТ-специалисты прошли обучение и с осени принимали активное участие в настройке и адаптации модулей. В январе 1997 г. R/3 была введена в продуктивную эксплуатацию, причем так, что уже не дублировалась никакими прежними модулями и системами.
Первоначально были введены в строй три модуля: “FI Финансовый учет”, “CO Контроллинг” и “MM Управление материальными потоками”. Дальнейшее внедрение шло постепенно: весной 1997 г. освоили функцию кредитного менеджмента, что позволило контролировать отгрузки, не обеспеченные предоплатой или выделенным лимитом кредитования. Эта функция дала возможность фактически наладить управление дебиторской задолженностью.
В августе того же года были автоматизированы все центральные склады сырья и полуфабрикатов и склады готовой продукции, после чего все операции по движению материальных ценностей стали регистрироваться в момент их совершения, а соответствующие документы формировались только в системе. В конце года с помощью консультантов из Arthur Andersen удалось реализовать функции учета и ведения финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета.
В начале 1998 г. на предприятии появилась функция “АМ Учет основных средств и незавершенного капитального строительства”, а в конце года были ликвидированы цеховые склады, что позволило перейти на помесячное распределение материалов с центрального склада (с одновременным списанием на затраты производства) и проводить автоматический расчет плановой себестоимости продукции. Это фактически означало возможность управления себестоимостью продукции (по крайней мере, на уровне цеховых затрат).
В тот же период был внедрен модуль управления платежами кредиторам, который помогал сформировать в системе платежные документы для передачи их в соответствующие модули “клиент - банк”.
1999 г. начался с введения в действие функций управления персоналом, связанных с его администрированием (учет движения кадров и штатных должностей, организационный менеджмент), а в течение года был реализован переход всех подразделений на расчет заработной платы в R/3.
Тогда же в эксплуатацию ввели функции планирования производства (на бумаго- и картоноделательных машинах).
В прошлом году вошел в строй модуль, разработанный уже заводскими специалистами, - “Управление складом в порулонном разрезе”. Он учитывает специфику целлюлозно-бумажной отрасли, где вся продукция хранится на складе в рулонах и рoлях. Кроме того, заработали модули, управляющие использованием на складе штрихового кодирования и поступлением древесного сырья. Последний позволяет автоматизировать обмер, регистрацию и учет древесины, находящейся прямо в автомашине (а объем поставок здесь может достигать трех машин в минуту) с передачей полученных сведений для приходования в стандартные модули.
Как считает начальник управления ИТ СЛПК Владимир Одинцов, важными для успеха проекта были не только пристальное внимание высшего руководства предприятия, но и привлечение к нему освобожденных именно для этого специалистов функциональных служб и сотрудников отдела АСУ. Это, в частности, позволило быстрее и успешнее реализовать необходимые решения в области бухгалтерского учета и контроллинга.
На сегодняшний день в информационной системе предприятия работает 200 пользователей, около 70 из них - на удаленных рабочих местах. 4
Окончание следует
Всё растёт как на дрожжах
Объем продаж программных продуктов SAP в СНГ и странах Балтии в первом полугодии 2001 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. на 49%, а объем продаж услуг (включая консалтинг и обучение) - на 66%.
Численность сотрудников SAP СНГ выросла за полгода с 213 до 260 человек.
Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (СЛПК)
Один из крупнейших российских холдингов (группа компаний) в целлюлозно-бумажной и лесоперерабатывающей промышленности, производит бумагу, картон, ДСП, обои, фанеру (начиная с заготовки древесины).
Объем продукции в 2000 г. - 550 тыс. т, объем реализации - около 7 млрд. руб.
Головное предприятие холдинга, производящее бумагу и картон, занимает третье место среди целлюлозно-бумажных предприятий страны и 10-е место в двадцатке наиболее рентабельных предприятий России (по рейтингу журнала “Эксперт”). На него приходится 95% продаж готовой продукции в холдинге.
Численность персонала в группе компаний - около 15 000 человек, на головном предприятии - свыше 5000.
СЛПК экспортирует около 50% своей продукции в 56 стран мира.
Доля СЛПК на российском рынке офсетной бумаги - 50%, газетной бумаги - 9%, картона - 5%.