Нам давно хотелось прояснить вопросы, связанные с бизнесом хостинга. Сегодня мои собеседники - Станислав Жуков, руководитель группы, отвечающей за хостинг в компании “Демос-Интернет”, и Владимир Бойченко, директор ее информационно-аналитического департамента.
Станислав Жуков
PC Week: Рынок хостинга в России начал заметно расти. Как вы себя на нем чувствуете и чем отличаетесь от других?
Станислав Жуков: Свою долю на российском рынке мы оцениваем не только эмпирическим путем, но и на основе данных, которые собирают различные статистические серверы, например netstat. Общеизвестно, что лидером на сегодняшний момент является “Зенон” - 8% рынка, на втором месте находится “Русский Экспресс” (“Плаг Коммуникэйшнз“) - около 3%, на третьем месте мы, “Демос”, - 2,7%, после нас “Россия Онлайн” (“Голден Телеком“) - 2%, все остальные компании занимают около процента или десятые доли процента рынка каждая. Оценка данных достаточно условная, как и занимаемая лидерами позиция.
PC Week: Это означает, что на рынке масса игроков?
С. Ж.: На рынке стало появляться все больше и больше компаний, предлагающих услуги хостинга. Только в Москве их количество исчисляется сотнями. Крупные провайдеры стали предлагать хостинг не просто как аренду дискового пространства, а как набор взаимосвязанных сервисов по обслуживанию, консультированию, предоставлению дополнительных серверов для бизнес-целей. Если раньше сайт организовывали просто чтоб был, то сейчас большинство компаний, организовывающих собственные сайты, озабочены тем, как интегрировать сайт в свои бизнес-процессы и как в дальнейшем управлять им. Соответственно наша задача - показать и объяснить, как можно использовать сайт для достижения каких-то коммерческих целей.
PC Week: Не собирались ли вы зеркалировать свои площадки на Западе?
С. Ж.: А зачем? Мы - российская компания, наши клиенты - российские компании, и большая часть посетителей сайтов наших клиентов - российские пользователи.
Попытка была, но это недешевое удовольствие: возникают большие накладные расходы за счет обслуживающего персонала. “Железо” и каналы стоят не так дорого. Понятно, что можно купить суперсовременные серверы, взять суперскоростные каналы, но после того как компьютер “упадет” пару раз за месяц, потому что нет квалифицированного персонала, все эти вложения окажутся бессмысленными. Персонал дорог. Нужно хорошо вложиться, а рынок мал.
PC Week: Понятно, что когда клиент размещает свой бизнес на вашей площадке, то возникает проблема ответственности. Каких гарантий клиенты требуют от вас? Какую-то ответственность вы на себя берете?
С. Ж.: Клиенты требуют от нас гарантии устойчивости работы сети и сохранности данных, а также защиты от несанкционированного доступа. Наша ответственность ограничивается прямыми убытками абонента. Это предусмотрено в договоре на обслуживание.
PC Week: Почему провайдер не берет на себя больше ответственности?
С. Ж.: Во-первых, ее тяжело обещать, во-вторых, риски необходимо страховать. Если мы берем ответственность, то она должна быть застрахована. Страховые компании пока еще не готовы страховать хостинг, допустим, от утери информации или чего-то еще. Гипотетически представим себе: вы, наш абонент, говорите: “Я размещаю у вас коммерческую информацию, которую буду продавать за деньги. Если ваш сервер “упадет” или диск сломается, я хочу, чтобы вы понесли ответственность, потому что я потерплю убытки”. Тогда “Демос” может рассмотреть вопрос о страховке этого риска, но вам придется платить не только за аренду (диска), но еще и страховку. При этом страховая компания должна обеспечить у себя резервное копирование.
Мы тоже делаем резервные копии, но вы понимаете, чем отличается заявительная форма от обязательной? Мы сообщаем, что случилась беда и ваши данные пропали. Страховая же компания гарантирует, что данные с однодневной задержкой, условно говоря, всегда будут, потому что они хранятся в ее центре обработки данных. Это бизнес для страховых компаний. Они наверняка уже готовятся и понимают суть проблемы и обязательно вскоре придут на этот рынок. Но рынок клиентов, готовых застраховать свои риски, еще очень мал.
PC Week: На Западе есть термин “сервер-хостинг”.
С. Ж.: “Сервер-хостинг” - это не что иное, как предоставление физического сервера в единоличное пользование -аренда сервера. Если компания серьезная, понимающая, что вложения в электронный бизнес могут быть большими, что он должен быть серьезно интегрирован в схему продаж, то лучше подстраховать себя таким образом. Понятно, что в обычном хостинге приватности никакой быть не может.
Владимир Бойченко
Владимир БойЧенко: Года полтора идет разговор о качестве услуг, но серьезных подвижек пока не видно. Сейчас тема качества услуг хостинга очень популярна за рубежом. Пока ни один российский провайдер не предоставляет гарантированного качества хостинга, когда оговаривается возможное время отказа оборудования, максимальное время на устранение возникающей неисправности, устойчивость и скорость передачи данных, когда предусматривается, сколько часов или минут в месяц сервер может быть недоступен, и т. д.
С. Ж.: Лидерство провайдеров обусловлено тем, что это массовый хостинг. Есть инструменты и площадка: сами стройте, сами работайте. У нас, конечно, тоже есть массовый хостинг, но все большее количество клиентов требуют от нас более широкого спектра услуг, и мы стараемся предлагать его. Смысл этих услуг в индивидуальном обслуживании. Например, вам требуется отдельный сервер или специфические настройки для веб-сервера или системное (технологическое) сопровождение сервера. Это влечет дополнительные затраты, но позволяет построить сайт с теми возможностями, которые нужны именно вам. Для этого веб-мастер или системный администратор проведет консультацию, выяснит все вопросы, укажет на “подводные камни”, соберет пакет услуг, проверит и запустит в промышленную эксплуатацию.
PC Week: Мы сделали культурологический проект в Интернете (www.art-gallery.ru). Галерея “хостится” у американцев из-за того, что это оказалось дешевле и они предоставили всяческие инструменты для удаленного ведения сайта. Что-нибудь в этом духе вы делаете?
С. Ж.: У нас тоже есть специальный инструментарий по дистанционному управлению своим сайтом, можно произвести свои настройки, т. е. кнопки для управления, интеграцию с почтой, с доступом и т. д. Конечно, “крутить” сам сервер Apachе мы не даем, потому что даже отдельно запущенная версия требует наблюдения системного администратора. У нас есть так называемая виртуальная машина. Это уникальная услуга, ее не предлагает ни один российский провайдер. Она связана с тем, что вы получаете роль администратора, специальный логин и пароль и сами можете “генерить” пользователей, открывать им почту, доступ, хостинг. Смысл заключается в том, что все услуги аккумулируются, прежде чем на них накладываются тарифные планы.
PC Week: Я правильно понял, что лучше взять крупный тарифный план и раздать?
С. Ж.: Представьте: у вас десяток сайтов, один занимает два мегабайта, другой - пять, третий - десять, четвертый - два байта и т. д. Можно взять “близлежащий” тарифный план, но вам никогда не удастся выбрать тарифный план, соразмерный с объемом вашего сервера. Допустим, у вас 4 Мб, а провайдер предлагает тарифный план на пять, у него нет тарифов на 4 Мб. У вас все время остаются неиспользованные “кусочки” дисковой памяти то на том тарифном плане, то на другом и т. д. У нас подход другой. Вы можете взять “большой” тарифный план и, прежде чем обсчитывать занимаемый объем, все объемы ваших сайтов будут суммированы, будет получен единый объем и именно он тарифицируется. Вы всегда знаете запас памяти на все сайты. То же самое касается почты и доступа в Интернет. Причем доступ уникален тем, что вы можете самостоятельно задавать его правила для каждого пользователя, ограничивать его по времени в сутки, в рабочие дни, задавать ему, сколько часов в день он может работать, какой длины у него может быть сессия, фильтровать его доступ, разрешить посещать только определенные сайты. Таким образом, снимается проблема доступа на игровые и развлекательные сайты. Например, если сотрудник должен посещать какой-то сервер курса валют, то ему говорят, что можно заходить туда с 9 утра до 13 часов дня, но не более 30 минут в день и только на этот сервер. Так разрешается проблема разграничения доступа в Интернет в компании.
PC Week: Насколько хостинг в “Демосе” привязан именно к вашей площадке?
С. Ж.: Практически не привязан. У нас используются все общеупотребимые Интернет-технологии (стандартные). Все, что мы предлагаем в качестве инструментария и возможностей, практически доступно в любом месте в Интернете. Никаких специфических привязок нет.
PC Week: Что означает у вас эксклюзивный хостинг?
С. Ж.: Мы просто пересмотрели свою концепцию и по большей части выполняем индивидуальные проекты с партнерами, с которыми мы давно сотрудничаем. Даже маленький сайт может приносить заказчику деньги. Например, мы разработали сайт фармацевтической компании. Затраты на создание сайта были низкими, а вот сам контракт был большим, потому что в него входили консультации. Благодаря тому, что было рассказано, показано, даже проработана схема, как надо с этим маленьким механизмом работать, они 15-20% заказов получают через веб-сайт. Хотя сам веб-сайт объемом 200 Кб состоит всего из нескольких страниц. Наша задача состояла в том, что мы не просто сделали сайт, но и рассказали, как с ним дальше работать.
В. Б.: Бум на этом сегменте будет наблюдаться тогда, когда в Интернет придут мелкие и средние компании, которые рассчитаны на массовое обслуживание, - обувные мастерские, прачечные, химчистки, которым потребуются свои серверы, чтобы можно было сделать заказ, посмотреть, выполнен он или нет. Такие клиенты придут тогда, когда увидят, что рынок потребителей их услуг вырос до критической массы, и поймут, что вот она, ниша, где можно привлекать к себе заказчиков.
PC Week: Я посмотрел последний отчет monitoring.ru, в котором написано, что за последний год контингент пользователей Интернета увеличился почти на 1,5 млн. человек. Вы почувствовали это?
В. Б.: Нет. Я почувствую это тогда, когда увижу массовость прихода мелких компаний в Интернет.
PC Week: И когда, по-вашему, это случится?
В. Б.: Когда клиенты будут спрашивать в мастерских: “Могу ли я вам по электронной почте прислать заказ, счет, запрос?”.
PC Week: Что могло бы ускорить этот процесс? Что мешает? Каналов нет? Низкий уровень благосостояния?
В. Б.: Приход массы пользователей в Интернет - это вопрос времени. Его могла бы ускорить политика государства. Как-то два с половиной года назад в одном из выступлений Билл Клинтон сказал, что полностью текст его выступления можно посмотреть на таком-то сайте. Только там и больше нигде. Вот это - политика. Сейчас в России принимается государственная программа по развитию Интернета до 2015 г., т. е. Интернет - проблема государственная. В этом году правительство наконец-то задумалось: “Да, процесс правильный, нужно его тихонечко регулировать, развивать+”.
То есть дело даже не в финансировании, а в принятии ряда законов. Закон об электронной цифровой подписи даст возможность проводить большее количество сделок. Сейчас пересматривается закон о выдаче лицензий на телекоммуникационные услуги.
PC Week: А чем старый не устраивает?
С. Ж.: Есть закон о связи. В то же время оказание любых услуг должно подпадать под закон о защите прав потребителей. С точки зрения Интернета там все глухо. Непонятно, кому предъявлять претензии. Представьте, что вы купили доступ в Интернет, пользуетесь модемом и у вас связь с сервером рвется. Кто вам, как потребителю, некачественно оказывает услугу?
PC Week: Это регулярно происходит. Провайдер скажет: “У вас АТС плохая”.
С. Ж.: На АТС заявят, что вам вообще нельзя выходить в Интернет. Вы говорите: “Как это нельзя? У меня договор с телефонным узлом, вы мне должны обеспечить канал, по которому я имею право передавать данные”. Поэтому нужна законодательная база, определяющая степень ответственности каждого.
PC Week: Кто ваш основной клиент и как ваши клиенты распределены по типам?
С. Ж.: Нашими услугами пользуются и физические лица, и организации.
В. Б.: Деление условное. Часто услуга оформляется на физическое лицо, хотя реально оказывается юридическому. Так подчас удобнее. Хотя юридических лиц у нас больше, чем физических.
PC Week: А какая просматривается тенденция, кто чаще приходит?
С. Ж.: Организации, конечно. Они ближе стоят к бизнес-процессам, на которые ориентирован спектр наших услуг.
PC Week: Можно ли говорить о том, что за год объем услуг хостинга увеличился?
В. Б.: Рост наблюдается, но он несравним с тем бумом, что был полтора года назад.
С. Ж.: Дело в том, что “масса хостинга” постоянно видоизменяется. Есть определенная часть пользователей, которые “плавают” между провайдерами: они попробовали здесь, попробовали там. Могли год в “Демосе” прожить, потом пришел какой-то провайдер, который, как они полагают, предлагает для них “суперкачественную вещь”, максимально приемлемый объем услуг, - и они “переезжают” к нему. Но спектр услуг провайдеров постоянно меняется и многие клиенты возвращаются.
PC Week: То есть этот показатель не свидетельствует о росте рынка, а лишь о миграции?
С. Ж.: Да, но 90% клиентов доверяют именно нашей компании, потому что у нас есть свои изюминки: виртуальная машина, самый минимальный тарифный план - полтора доллара за мегабайт в месяц.
PC Week: Ваши планы на будущее?
С. Ж.: Прежде всего поддержка ряда направлений хостинга - это массовый хостинг на современных технологиях, это хостинг на аренде приложений, эксклюзивный хостинг с персональными настройками и возможностями на технологиях SUN и НР, аренда серверов. В марте 2000 г. мы начали совместную программу с компанией Desten Computers, продвигаем ее как промежуточное решение с точки зрения построения независимых бизнес-процессов: пользователю не нужно вкладываться в оборудование, обслуживающий персонал, application (менеджер, инженер, обеспечивающий работоспособность устройства, системные администраторы и т. п.), которые будут сопровождать ваши проекты. В то же время - это не хостинг. Бизнес защищен с точки зрения резервного копирования, с точки зрения приватности и использования любых технологий, ресурсов, возможностей. Услуга более затратная по отношению к хостингу, но зато нет необходимости вкладываться при выходе на рынок, что дает возможность быстро выйти из электронного бизнеса, если он не получился.
PC Week: Спасибо за беседу.